КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть шестая. О смерти и будущей жизни
Часть пятая. Об испытаниях в нашей жизни Часть четвертая. Духовная жизнь Глава первая. О духовной жизни в семье Чем больше человек ропщет, тем больше он себя разрушает Дадим Богу управлять нашей жизнью Боль за ближнего помогает семье Возделывание добродетели в семье Молитва в семье Духовная жизнь супругов Дети и духовная жизнь Связи с родными и друзьями Искушения в праздники Глава вторая. Работа и духовная жизнь Труд - это благословение Выбор профессии Любовь к работе Каждый должен духовно использовать то дарование, которое у него есть Работа и душевная тревога Освящение труда Профессия не делает человека человеком Глава третья. О воздержании в повседневной жизни От аскезы человек уподобляется бестелесным Ангелам Пост детей Пост с любочестием Удовольствие лёгкого живота Глава первая. "Проидо?хом сквозе? о?гнь и во?ду…" Кресты испытаний Испытания помогают людям прийти в себя Когда нам больно, нас посещает Христос "Его?же бо лю?бит Госпо?дь, наказу?ет…" Богу больно за те скорби, которые испытывают люди Во время скорбей Бог утешает человека истинным утешением Искушения и скорби по попущению Божию Неблагодарность за любовь Божию Наши малые испытания и большие испытания наших ближних Скорби, которые причиняют нам люди Глава вторая. О болезни Болезни помогают людям Небесная мзда за болезнь Терпение в боли Отношение к боли Соучастие в чужой боли Уход за больными Страдания больного и доверие Богу Больные дети Чтобы больной стал здоров, надо идти на какую-то жертву Молитва о больных Глава третья. О том, что телесное увечье - это благословение Божие Правильное отношение к телесному увечью Небесная мзда за увечье Умственно отсталые деть Душевные заболевания Правильное отношение родителей к увечью своих детей Глава четвертая. О духовных законах Как действуют духовные законы Благородные дети Бога Духовные законы и любовь Божия Глава первая. Об отношении к смерти Память смертная Если ты хочешь умереть, то не умираешь Больные, лежащие на смертном одре Самоубийство Глава вторая. "…Да не скорбите?, я?коже и про?чии не иму?щии упова?ния" Смерть детей Утешение скорбящего Смерть - разлука на немногие годы Глава третья. О жизни после смерти Осуждённые усопшие Молитва за усопших и заупокойные службы Самое лучшее поминовение усопших Дерзновения праведников к Богу Грядущий Страшный Суд Будущая жизнь
Предисловие
Четвёртый том продолжает публикацию "Слов" блаженного Старца Паисия. В этой книге собраны поучения Старца о семье и тех испытаниях, которым подвергается человек из-за кризиса, переживаемого семьёй в нашу эпоху. Старец говорил, что больше всего писем он получал от людей, имевших проблемы в семейной жизни, и подчёркивал, что причина этих проблем - удаление людей от Бога и их самолюбие. "В прежние времена, - говорил он, - жизнь была более умиротворённой и люди проявляли терпение. А сегодня все, кого ни возьми, - словно зажигалки: [сыпят искрами и] не могут вынести ни единого слова. И после этого автоматически следует развод". Войдя в самом раннем возрасте в великую семью Церкви как Её старательный член, Старец чувствовал, что уже не принадлежит своей маленькой [плотской] семье. Стяжав Божественную любовь, он стал Божиим чадом и поэтому - ощущая всех людей своими братьями и сестрами - любил каждого "утробою Иисус Христовою" (Фил. 1, 8). "Видя пожилого человека, - говорил нам Старец, - я говорю себе, что это мой отец. Видя старушку, я говорю, что это моя мать. Встречая ребёнка, гляжу на него как на своего маленького племянника. Я люблю всех. За одних мне радостно, за других - больно. Тебе знакомо подобное состояние?" Но и сам Старец в каждом конкретном случае становился для всякого человека сыном, братом, отцом, дедом. Эта непритворная любовь помогала человеку, который сближался со Старцем, измениться в лучшую сторону и, приняв слово Божие, жить в согласии с ним. Будучи членом Тела Христова, Старец не только с болью молился за людей, у которых были трудности в семейной жизни, но - откликаясь на их просьбы - помогал им и своим словом. Он помогал людям даже в самых деликатных вопросах семейной жизни, несмотря на то что, как монах, сам проводил жизнь подвижническую. Испытанный огнём искушений и закалённый в горниле болезни, которая в разных формах посещала его с 1947 года до самой кончины в 1994 году, Старец сострадал каждому страждущему и с болью молился о тех, кто испытывал боль. О своём собственном здоровье он заботился лишь настолько, чтобы обслуживать себя самого и помочь тем, кто к нему приходил. Он верил, что если кто-то молится за других больных, не обращая внимания на свою собственную боль, то это приводит Бога в умиление и Он слышит такую молитву. Однако Старец советовал больным людям сначала сделать всё по-человечески возможное для своего исцеления, а уже то, что выше человеческих сил, - оставить Богу. Одновременно он укреплял веру людей, чтобы они относились к своему недугу с надеждой на Бога, не забывали, что на протяжении жизни земной все мы - "прише?лцы и стра?нники" (ср. 1 Пет. 2, 11), и готовились к жизни вечной. Настоящий том издаётся по благословению нашего Архипастыря, Высокопреосвященнейшего Митрополита Кассандрийского Никодима. Книга состоит из вводной главы и шести частей. Многие из вопросов были заданы Старцу Игуменьей и некоторыми сестрами нашего монастыря. Старец благословлял нас отсылать людей, просящих нашей духовной помощи, к духовнику, однако, часто в разговоре с Игуменьей или с кем-то из старших сестер, люди, стесняемые затруднением, говорят о своей боли и спрашивают совета. Иногда, для того чтобы быть уверенными в том, что мы правильно ответили на тот или иной серьёзный или запутанный вопрос, мы обращались к Старцу, и он говорил нам, как решать ту или иную проблему по-Божьему. Однако и сам Старец во время общих монастырских собраний и в личных беседах с сестрами, используя как повод какой-нибудь случай из жизни нашего монастырского общежития или заданный нами вопрос, нередко говорил о трудностях, с которыми встречаются христиане в миру. Он делал это для того, чтобы мы с болью молились о мире. Кроме того, Старец приводил примеры из жизни отцов или матерей, которые, не имея тех благоприятных духовных возможностей, которые есть у монахов, жили святой жизнью. Таким образом отец Паисий побуждал нас подвизаться с большим любочестием. Некоторые из ответов Старца обогащены отрывками из его писем, переданных нам теми священнослужителями и благоговейными мирянами, кому они были адресованы. Том открывает вводная глава под заглавием "Юные на жизненном распутье", цель которой помочь юношам и девушкам, колеблющимся в выборе жизненного пути. В этой главе особо отмечено, что оба пути, начертанные нашей Церковью, - семейная и монашеская жизнь - благословенны. Юные должны выбрать один путь в соответствии со своим призванием, силами и любочестием. Им следует сделать это не зависимо от чьих-либо "подталкиваний", а с доверием Богу. Целомудренная и духовная жизнь юных - основная предпосылка для их преуспеяния на выбранном пути - будь то жизнь монашеская или семейная. В первой из шести частей настоящей книги определяются основы, на которых стоит семья: благородная, великодушная любовь и уважение супругов друг к другу. Терпение в трудностях, сопровождаемое молитвой, спасает семью от распада. Во второй части идет речь об обязанностях и ответственности родителей за правильное воспитание детей и особенно подчёркивается важность родительского примера, этого "молчаливого назидания" родителями детей, а также роль матери в семье. Старец подчёркивает и то, что родительская нежность, любовь к детям - основные предпосылки для их естественного и нормального развития. Третья часть тома посвящена детям. В ней идёт речь об их радостях и трудностях - от младенчества до зрелости, а также об их обязанностях перед родителями. Уважение и любовь детей к родителям - не только в детском, но и в зрелом возрасте - есть залог того, что они получат благословение Божие. В четвёртой части Старец даёт читателям простые и практические советы о духовной жизни в семье. Эти советы помогают детям и родителям ежедневно опытно переживать Евангелие - независимо от того, находятся они дома или на работе. Старец говорит и о том, что работа, которой занимается человек, не должна мучить его постоянной душевной тревогой, но содействовать его духовному совершенству. Пятая часть посвящена различным испытаниям, которым подвергаются люди в своей жизни. Старец подчёркивает то, какое [великое] утешение и силу Бог даёт людям, если они не просто терпят ниспосланные им испытания, но и славословят за них Бога. Болезнь, увечье, клевета - это благословения для человека, который уловил глубочайший смысл жизни. Переживаемыми страданиями человек расплачивается за свои грехи или же зарабатывает себе небесную мзду. Наконец, в шестой части собраны ответы Старца на вопросы о том, как правильно относиться к смерти и как к ней готовиться. Старец разъясняет, в чём состоит истинное утешение людей, скорбящих о потере близких, и подчёркивает, насколько помогают усопшим заупокойные службы, молитва и милостыня, совершаемые об их упокоении. Просто и образно Старец рисует картину будущего Страшного Суда и вечной жизни. Собранные в настоящем томе поучения Старца могут, с одной стороны, помочь подвизающимся мирянам с большой верностью продолжить свой "добрый подвиг" (ср. I Тим. 6, 12). С другой стороны, они могут разбудить совесть людей, мучающихся вдали от Бога, возжечь в них желание стать сознательными членами Церкви и радоваться в маленькой общинке своей семьи тому миру, который даёт духовная жизнь. Одновременно Старец подчёркивает, что в браке необходимо соблюдение всех заповедей Божиих, которые "тяжки не суть" (I Ин. 5, 3). К примеру, если один из супругов жертвует собственной волей и оказывает послушание другому, то он поступает так от любви и поэтому не чувствует себя угнетённым, но переживает сладкое утешение. Возможно, современному человеку, привыкшему к "расхлябанным законам" нынешнего общества, некоторые суждения Старца Паисия покажутся максималистскими и невыполнимыми. Но, взглянув на слова Старца в свете Евангелия, читатель убедится, что они являются его точным, бескомпромиссным выражением. То, к чему всегда стремится Старец, - это совершенство во Христе. Однако его богопросвещенное пастырство долготерпит человеческую немощь и использует святоотеческую икономию [1], разумеется, не опускаясь при этом до компромисса с грехом. Примерами из жизни прошедших времён Старец помогает современному человеку понять, что Бог есть Бог Живой и "де?йствуяй вся? во все?х" (I Кор. 12, 6). Он действует не только в будущей жизни как Мздовоздаятель, но и в жизни настоящей - как нежный, любящий Отец. Однако человек должен показать своё благое произволение и подъять свой малый подвиг. Немного потрудившись, мы многое принимаем. Подъять этот малый труд человеку необходимо - чтобы дать Богу "право вмешиваться" в его жизнь многой божественной помощью. Благодарим тех, кто, прочитав рукопись настоящего тома перед изданием, с уважением выразили свои замечания и помогли сделать книгу лучше. Молитвенно желаем, чтобы Слова Старца помогли семье, которая - в наши дни особенно - страдает по причине забвения или попрания заповедей Божиих, обрести в недрах Православной Церкви своё истинное предназначение, чтобы родители и дети начали жить в Раю уже в сей жизни. Аминь. 16 сентября 2002 года Память Святой Великомученицы Евфимии Игуменья обители Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова монахиня Филофея с сестрами во Христе Родители, которые рождают детей и дают им тело, должны, насколько возможно, содействовать их духовному возрождению. То, что родители не в силах сделать для своих детей сами, им следует впоследствии возложить на учителей. Поэтому наша Церковь и молится "о роди?телех и учи?телех". Однако, кроме телесных отцов, есть и отцы духовные. Духовные отцы трудятся над духовным возрождением людей и содействуют воспитанию детей более действенно.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |