Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Старые и новые представления о человеческой природе




Если попытаться в двух словах сформулировать, в чем же заклю­чается основное различие между аристотелевской теорией человека и современными концепциями человеческой природы, выдвинутыми Голь-дштейном, Фроммом, Хорни, Роджерсом, Бюлером, Мэем, Грофом, Дабров-ски, Мюрреем, Сутичем, Бугенталем, Олпортом, Франклом, Мерфи, Рорша-хом и множеством других исследователей, то я бы сказал так: теперь мы знаем не только о том, что представляет собой человек, теперь мы знаем, каким он может быть. Другими словами, мы научились смотреть вглубь, научились видеть не только актуальные, но и потенциальные ха­рактеристики человека. Теперь нам известны резервы человеческой при­роды, резервы, которые зачастую остаются незамеченными, нереализован­ными, подавленными. Мы научились говорить о сущностной природе человека в терминах возможностей, потенций и отдаленных рубежей че­ловеческого развития, не полагаясь лишь на внешнее, поверхностное, си­юминутное. Можно сказать, что впервые за всю историю своего развития человечество получило шанс отдать должное человеческой природе.

Динамическая психология дает нам еще одно преимущество перед Аристотелем: теперь мы знаем, что разум и интеллект — не единствен­ные средства самопознания. Аристотель, как вы помните, предложил иерархию человеческих способностей, высшее место в которой он отвел разуму. Именно его воззрения стали причиной для противопоставления разума эмоциям и инстинктам, что в свою очередь породило представле­ние о неизбежности конфликта, борьбы, антагонизма между «высокими» и «низкими» началами человеческой природы. Однако данные исследо­ваний психопатологии и феномена психотерапии наглядно показали нам необходимость внесения существенных поправок в предложенную им


452 Тема 14. Развитие личности

иерархию, необходимость равного уважения как к рациональным, так и к эмоциональным, как к конативным, так и к побудительным аспектам нашей природы. Результаты эмпирических исследований, посвященных изучению феномена здоровой личности, все больше убеждают нас в том, что вышеупомянутые аспекты человеческой природы не только не про­тиворечат друг другу, но и могут находиться в отношениях синергизма, в отношениях взаимовыгодного сотрудничества. Здоровый человек цело­стен и интегрирован. Только невротик утратил присущую человеку спо­собность жить в согласии с собственной природой, только у него разум находится в постоянном конфликте с эмоциями. Аристотелевское про­тивопоставление разума другим аспектам человеческой природы стало причиной и ошибочного понимания эмоций и позывов, и неверного ис­толкования самого понятия «разум». Лишь сейчас мы начинаем осозна­вать необходимость отказа от прежних концепций рациональности. Эрих Фромм писал: «Разум, приставленный сторожить несчастного узника — человеческую природу — сам утратил свободу, а в результате оба нача­ла человеческой природы — и рациональное, и эмоциональное, оказались в заточении»1. Тысячу раз прав Фромм, когда говорит о том, что самосоз­нание есть не столько продукт интеллектуального процесса, сколько про­цесс актуализации всех заложенных в человеке тенденций, активной ре­ализации присущих человеку интеллектуальных, эмоциональных и ин-стинктоидных потенций.

Только постигнув дальние пределы человеческого развития, познав, каким может быть человек при хороших условиях существования, и при­знав, что только самовоплощение и самоактуализация приносят человеку счастье, душевный покой и гармонию, мы сможем, наконец, понять, что та­кое хорошо и что такое плохо, что правильно и что неправильно, что полез­но и что вредно для человека.

Лукавый философ, философ-технократ может спросить меня: «А чем вы докажете, что человеку лучше быть счастливым, чем несчастным?» Но даже на этот иезуитский вопрос можно ответить эмпирически; достаточно просто понаблюдать за людьми, чтобы понять, что все они, они, а не наблю­датель, совершенно спонтанно, естественно выбирают то, что делает их сча­стливыми, спокойными, радостными или умиротворенными. Другими сло­вами, каждый человек стремится к хорошему, а не к дурному (если, конеч­но, он более-менее здоров и если он живет в условиях, хоть сколько-нибудь благоприятствующих этому стремлению).

Эти же наблюдения помогут нам найти достойный ответ многим ложным суждениям причинно-следственного типа «Если хочешь X., нуж­но делать У» («Если хочешь жить дольше, нужно есть витамины»). Сейчас у нас появляется возможность определить истинные причинно-следствен­ные связи. Мы уже знаем, что на самом деле нужно человеку, мы знаем, что

Fromm E. Man for himself. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1947.


Маслоу А. [Психотерапия, основанная на теории базовых потребностей] 453

человек стремится к любви, к безопасности, к счастью, к долголетию, к ду­шевному покою, к знаниям и т.п. Поэтому нам уже нет нужды говорить: «Если хочешь быть счастливым, то...». Вместо этого мы можем сказать: «Если ты здоровый представитель рода человеческого, то...».

Утверждение о том, что человек изначально устремлен к счастью, благополучию, здоровью, столь же эмпирично, как наши заявления о том, что собака любит мясо, что аквариумным рыбкам нужна свежая вода, что цветы тянутся к солнцу. Его нельзя воспринимать как чисто оценочное заявление, оно одновременно и нормативно, и дескриптивно. (Для норма­тивно-дескриптивных понятий я однажды предложил термин сплавлен­ное понятие1.

И еще несколько слов — специально для тех из моих коллег-фило­софов, которые привыкли четко обозначать, чем является человек на самом деле, и чем он должен быть. Им я готов предложить следующую форму­лу: То, чем мы можем стать, равно тому, чем мы должны быть. Заметьте, если мы подходим к вопросу эмпирически, с научной точки зрения, если мы ставим перед собой задачу описать реально существующие факты и явления, то мы не станем употреблять слово должен, оно становится совер­шенно неуместным, — ведь нам же не приходит в голову говорить о том, каким должен быть гладиолус или лев. Такая постановка вопроса лишена всякого смысла. То же самое верно и в отношении ребенка.

Мне думается, что, рассуждая о человеке, правильнее было бы гово­рить о том, каков он есть и каким он может быть. Нам известно, что личность многослойна, мы говорим о разных уровнях ее организации. Бес­сознательное и сознательное, пусть даже порой и противостоят друг другу, все же равноположные образования, все-таки существуют одновременно. Так же и о том, что лежит на поверхности, можно сказать, что оно есть, что оно актуально, но и другое, то, что спрятано в глубинах личности, тоже су­ществует, оно может выйти на поверхность, может стать осознанным, столь же актуальным, как первое.

Оказавшись в такой системе координат, мы уже не станем недоуме­вать, почему мы должны признавать доброту и способность к отзывчиво­сти за людьми, чье поведение оставляет желать лучшего. Ведь если этим удастся актуализировать этот общечеловеческий потенциал — способ­ность любить, то они непременно станут более здоровыми, а значит и бо­лее нормальными людьми.

Одна из важнейших особенностей человека, отличающая его от дру­гих животных, заключается в том, что его потребности, естественные пред­почтения, инстинктоидные тенденции очень слабы, двусмысленны, завуа­лированы, они оставляют место для сомнений, неуверенности и конфлик­тов; они взывают к человеку, но их зов слаб и невнятен, его легко заглушает

1 См.: Maslow A.H. A Theory of metamotivation: the biological rooting of the value-life // J. Humanistic Psychology. 1967. 7. P. 93-127.


454 Тема 14. Развитие личности

голос культуры, привычек, требования других людей1. Многовековое пред­ставление об инстинктах как о чем-то могучем, требовательном, безоши­бочном (и это верно в отношении животных) не позволяло нам допустить возможность существования слабо выраженных инстинктов.

Человек действительно наделен собственной, только ему присущей природой, действительно обладает внутренним стержнем, костяком ин-стинктоидных тенденций и возможностей, и счастлив тот, кому удается понять самого себя. Не так-то просто быть естественным и спонтанным, знать, кто ты есть на самом деле, что представляешь собой, чего ты дей­ствительно хочешь — это требует огромного труда, терпения и мужества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.