Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникающая последовательность. Стараясь понять процесс изменения и получить представление о нем, вначале я искал элементы, которые служили бы признаком измене­ния или характеризовали его




Стараясь понять процесс изменения и получить представление о нем, вначале я искал элементы, которые служили бы признаком измене­ния или характеризовали его. Я думал об изменении как о целостности и искал ее отличительные признаки. Однако по мере знакомства с жи­выми фактами изменений у меня возникло представление, что это — континуум особого рода, отличающийся от того, каким я его представ­лял себе ранее. Я начал понимать, что индивиды движутся не от комп­лекса устойчивых качеств, или гомеостазиса, через изменение к новым устойчивым качествам, хотя и такой процесс возможен. Однако более важную последовательность составляет переход от неподвижности к из­менчивости, от застывшей структуры к потоку, от статики к динамике. У меня сформировалась гипотеза, что, возможно, качества высказываний клиента в какой-либо один момент времени могут указывать на его по­ложение в этом континууме, могут показывать, где он находится в этом процессе изменений.

Постепенно у меня сформировалось представление о процессе, со­стоящем из семи стадий, хотя я буду подчеркивать, что это — контину­ум, и не важно, различаем ли мы три стадии или пятьдесят, все равно существовали бы все промежуточные точки.

Я стал чувствовать, что данный клиент, взятый как целое, пока­зывает типы поведения, которые группируются в относительно узком диапазоне на шкале континуума. Т.е. маловероятно, что этот клиент в одной сфере жизни покажет полную статичность, а в другой — полную изменчивость. В целом у него будет тенденция находиться на какой-либо стадии этого процесса. Хотя процесс, который мне хотелось бы опи­сать, вероятно, относится к определенным областям личностных смыслов, если клиент находится в одной из них, на одной из стадий, у него не бу­дут проявляться качества, относящиеся к разным стадиям.

.11 За к. 1664


482 Тема 14. Развитие личности

Семь стадий процесса

Разрешите мне в дальнейшем попытаться описать, как я представ­ляю себе последовательные стадии процесса, с помощью которого инди­вид переходит от статичности к текучести; от точки, расположенной бли­же к неизменяемому концу континуума, к точке «в движении», близкой к концу континуума. Если мои наблюдения верны, то, возможно, путем сбора данных о качествах его переживаний и их выражении мы можем определить, где находится данный индивид в континууме личностных из­менений, когда он чувствует себя в атмосфере полного принятия.

Первая стадия

Маловероятно, что индивид, находящийся на этой стадии статично­сти и отдаленности от своих переживаний, добровольно придет на при­ем к тераписту. Однако я могу несколько пояснить характеристики этой стадии.

Наблюдается нежелание сообщать что-либо о самом себе. Сообща­ется только о внешних предметах.

Пример: «Ну, я вам скажу, мне всегда кажется несколько бессмыслен­ным говорить о самом себе, кроме как в случае крайней необходимости»1.

Чувства и личностные смыслы не осознаются и не относятся к самому себе.

Личностные конструкты2 (я заимствовал этот полезный термин у Келли3) исключительно статичны.

Близкие отношения в общении кажутся опасными.

На этой стадии не воспринимается и не признается существова­ние проблем.

Нет желания изменяться.

Пример: «Думаю, что я практически здоров».

Общение с самим собой блокируется.

Возможно, эти короткие утверждения и примеры раскроют что-то о психологической статичности этого конца континуума. Индивид очень мало или почти не осознает отливы и приливы своих чувств. Способы, с

1 Этот и другие примеры, использованные в качестве иллюстраций, взяты из записей
бесед, если только не указан другой источник. В большей своей части они взяты из бесед,
которые никогда не были опубликованы, но некоторые взяты из сообщения Льюиса, Род­
жерса и Шлина о двух клиентах (см.: Lewis M.K., Rogers C.R., Shlien J.M. Two cases of
timelimited client-centered psychotherapy // Burton A. (Ed.). Case Studies of Counseling
and Psychotherapy. N. Y.: Prentice-Hall, 1959. P. 309-352).

2 Конструкт Дж. Келли — это генерализация качеств личности в форме дихотомии
противоположных значений на основе конкретного опыта (например, хороший—плохой).
(Примечание редактора источника.)

3 См.: Kelly G.A. The psychology of personal constructs. N. Y.: Norton, 1955. Vol. 1.


Роджерс К. [Изменения личности...] 483

помощью которых он истолковывает опыт, определяются его прошлым, они застыли и не затрагиваются реалиями настоящего. Способ восприя­тия своего опыта структурно ограничен (согласно термину Гендлина и Зимринга). Т.е. индивид реагирует «на настоящую ситуацию, находя ее сходство с прежним опытом, и затем реагирует на это прошлое, ощущая его»1. Дифференциация личностных смыслов опыта является глобальной и грубой, опыт видится в черно-белых тонах. Индивид ничего не сообща­ет о себе, а только о том, что вне его. У него имеется тенденция видеть себя человеком без проблем, а проблемы, которые он осознает, восприни­маются им полностью лежащими вне его. Наблюдается сильная блока­да внутренней коммуникации между самим собой и опытом. На этой стадии индивид может быть представлен с помощью таких понятий, как «статика», «неизменность», «противоположное течению или изменению».

Вторая стадия

Когда человек, находящийся на первой стадии, может почувство­вать, что он полностью принят, наступает вторая стадия. Мы очень мало знаем, как сделать так, чтобы у человека, находящегося на первой стадии, появилось чувство того, что его принимают. Но иногда оно достигается в игре или в групповой психотерапии, где человек может быть окружен атмосферой принятия без проявления собственной инициативы и в тече­ние достаточно долгого времени чувствует себя принятым. В любом слу­чае тогда, когда он действительно это испытывает, происходит небольшое раскрепощение и появляется движение в символическом выражении своего опыта, который обычно характеризуется следующим.

Выражение чувств перестает быть статичным в высказывани­ях, не относящихся к себе.

Пример: «Мне кажется, я подозревал, что мой отец часто чувство­вал себя неуверенно в деловых отношениях».

Проблемы воспринимаются как внешние по отношению к себе.

Пример: «В моей жизни продолжает возникать беспорядок».

Отсутствует чувство личной ответственности за проблемы.

Пример приведен в предыдущем отрывке.

Чувства описываются так, как будто они ему не принадлежат, или иногда как объекты в прошлом.

Пример: «Консультант: "Если вы хотите рассказать мне что-ни­будь о том, что вас привело сюда..."

Клиент: "У меня был симптом... он был... только состояние глубо­кой депрессии"».

1 Gendlin E., Zimring F. The qualities or dimensions of experiencing and their change // Counseling Center Discussion Papers 1. № 3. Oct. 1955. University of Chicago Counseling Center.


484 Тема 14. Развитие личности

Это прекрасный пример того, как внутренние проблемы могут быть восприняты и переданы как полностью внешние. Клиент не говорит: «Я чувствую депрессию» или даже: «Я чувствовал депрессию». Его чувства переданы как отделенные от него, как не принадлежащий ему предмет, пол­ностью внешний по отношению к нему самому.

Чувства могут быть высказаны, но не осознаны как таковые, как принадлежащие этому человеку.

Чувствование ограничено структурой прошлого опыта.

Пример: «Я полагаю, я всегда это компенсирую, ну, чем пытаться общаться с людьми или иметь с ними хорошие отношения, я всегда ком­пенсирую это тем, что, ну, скажем, нахожусь на каком-то интеллектуаль­ном уровне».

Здесь клиент начинает осознавать, каким образом его переживание ограничивается прошлым опытом. Его высказывание также передает от­даленность переживания на этом уровне. Это походит на то, как если бы он держал свое переживание на расстоянии вытянутой руки.

Личностные конструкты статичны и не осознаются как конст­рукты, о них думают как о фактах.

Пример: «Я ничего не могу никогда как следует сделать — даже никак не могу это закончить».

Дифференциация личностных смыслов и чувств очень ограничен­на и глобальна.

См. предшествующий пример, это хорошая иллюстрация. «Я не могу никогда» — пример черно-белой дифференциации, а также использование слов «как следует» в абсолютном смысле.

Противоречия могут быть выражены, но они почти не осознают­ся как таковые.

Пример: «Я хочу много знать, но смотрю по часу на каждую страницу».

В качестве замечания ко второй стадии процесса изменений лично­сти может быть сказано, что многие клиенты, добровольно пришедшие к тераписту за помощью, находятся на этой стадии, но мы (как и, вероятно, тераписты вообще) добиваемся весьма скромных успехов, работая с ними. По крайней мере это, кажется, является разумным выводом из исследо­вания Киртнера1, хотя его концептуальная модель отличалась от нашей. Нам известно очень мало о том, каким образом на этой стадии человек может начать чувствовать, что его «принимают».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.