Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной сферы личности




Система ценностей человека занимает важное место в структуре личности. Ценности являются одним из источников мотивации поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, который служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида.

Ценностные ориентации:

1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней;

2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения социального опыта.

Они проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.

В процессе совместной деятельности складываются групповые ценности. Совпадение важнейших ценностей членов группы обеспечивает ее сплоченность.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича. В основе методики – принцип ранжирования списка ценностей. Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на карточках, либо на листах бумаги в алфавитном порядке. Если испытуемый работает с карточками, то он должен разложить все ценности в порядке значимости для себя, сначала выбрав наиболее важную, затем из оставшихся самую важную и т.д. если он работает со списком, то должен присвоить каждой ценности порядковый номер в порядке значимости для себя (1 – наиболее важная, 2- немного менее важная и т.д., 18 – наименее важная). Испытуемый ранжирует ценности сначала из одного списка (терминальные ценности), затем из другого (инструментальные ценности).

М.Рокич различал два класса ценностей:

терминальные – это ценности-цели, т.е. то, к чему человек стремится. К терминальным, например, относятся такие ценности, как «здоровье», «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «общественное признание», «развлечения», «счастливая семейная жизнь» и др.

инструментальные – это ценности-средства, т.е. предпочтительный образ жизни или способ действия в какой-либо ситуации. К инструментальным относятся такие ценности, как «воспитанность», «высокие запросы», «жизнерадостность», «образованность», «ответственность», «терпимость» и др.

Методика ценностных ориентаций М.Рокича.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал, так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются: «конкретные» и «абстрактные» ценности; ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д.

Инструментальные ценности могут группироваться в: этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности; альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.

Психолог должен уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.