Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы эмоций




 

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на эмоциональные тона ощущений, аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и стресс.

Простейшая форма эмоций – эмоциональный тон ощущений – врожденные гедонические переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на 2 полярных класса. Положительные эмоции побуждают субъекта к достижению и сохранению воздействий. Отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избегание повторных воздействий такого рода.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности человека найти адекватных выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. Обладая свойствами доминанты, аффекты тормозят не связанные с ними психические процессы и навязывают тот или иной стереотипный способ "аварийного" разрешения ситуации (например, бегство, агрессию), сложившийся в биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях. Другая важная регулирующая функция аффекта состоит в образовании специфического опыта – так называемых аффективных следов (аффективных комплексов), актуализирующихся при столкновении с отдельными элементами породившей аффект ситуации, и предупреждающих о возможном ее повторении.

У человека аффекты могут вызываться не только факторами, затрагивающими его физическое существование и связанными с его биологическими потребностями и инстинктами, но и нарушением его социальных отношений, например, несправедливостью, оскорблением. Травмирующие человека аффективные следы при определенных условиях могут полностью вытесняться из сознания. Иногда аффекты возникают в результате повторения ситуаций, вызывающих тот или иное отрицательное состояние. В таких случаях происходит так называемая аккумуляция аффекта, в результате которой он может разрядиться в бурном, неуправляемом поведении (аффективном взрыве) и при отсутствии исключительных обстоятельств. В связи со способностью аффекта аккумулироваться были предложены в воспитательных и психотерапевтических целях различные методы их изживания, преодоления.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, более длительные состояния. При этом собственно эмоции могут слабо проявляться внешне (в отличие от аффектов). Они имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможными ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Собственно эмоции имеют также идеаторный характер – они способны предвосхищать ситуации или события и возникают в связи с актуализацией представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, - он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми (в частности, посредством искусства). Сам способ выражения эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого "эмоционального языка", о чем свидетельствуют как многочисленные этнографические описания, так и другие факты, например, своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей.

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства являются высшим продуктом развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, то есть имеющие строго причинно-обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.

В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, то есть непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.).

Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью связей друг с другом. Например, чувство любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали и т.д. В одном и том же чувстве нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувства, как двойственность (амбивалентность).

Амбивалентность чувств – внутренне противоречие эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету или явлению и характеризующееся его одновременным принятием и отвержением. Термин "амбивалетность чувств" был предложен швейцарским психологом и психиатром Э.Блейером для обозначения свойственных шизофреникам противоречивых отношений и реакций, которые быстро сменяют друг друга. Термин вскоре получил более широкое употребление в психиатрии и психологии. Амбивалентными стали называть сложные противоречивые чувства, появляющиеся у человека в связи с многообразием его потребностей и многогранностью самих явлений окружающей действительности, которые одновременно привлекают к себе и вместе с тем отпугивают, в общем смысле – вызывают одновременно положительные и отрицательный чувства.

Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства появляются позднее, чем собственно эмоции. Чувства формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и т.п. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одно из них занимает ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, а некоторые могут остаться потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих чувств человека проявляются его мировоззренческие установки, направленность, т.е. важнейшие характеристики личности. Чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называют страстью.

В зависимости от направленности чувства делятся на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельность), эстетические (чувства красоты, гармонии при восприятии искусства, природы), практические (чувства, связанные с деятельностью человека). По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (например, к ребенку, произведению искусства и т.д.), обобщенные (к детям, музыке и др.), абстрактные (чувство справедливости, чувство трагического и т.п.). Отсутствие исчерпывающей классификации чувств объясняется большим их разнообразием, а также исторической изменчивостью.

Настроение – устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.

Настроение влияет в различной степени на все психические процессы, протекающие в данный отрезок жизни человека. В отличие от чувств, всегда направленных на тот или иной объект (настоящий, будущий, прошлый), настроение, будучи часто вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.

Настроение характеризуется эмоциональным фоном (положительным – веселое, жизнерадостное, повышенное и отрицательным – грустное, подавленное, пониженное), а также различной динамикой. Относительно устойчивое настроение возникает в результате удовлетворения или неудовлетворения существенных запросов и устремлений человека. Среди факторов, определяющих индивидуальных различия людей в отношении частоты смены настроения, и других особенностей, важное место занимают характеристики темперамента.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Понятие "стресс" было введено канадским физиологом Г.Селье в 1936г. при описании адаптационного синдрома.

Стрессоры – неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. К числу стрессоров относят: сильные физические и психические травмы, кровопотерю, большие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры, многие фармакологические воздействия и др. факторы.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации. В связи с этим перед исследователями стоит важная задача изучение адаптации человека к сложным условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях.

Исследования процессов адаптации к различным условиям профессиональной деятельности представляет собой большой интерес для исследователей (Ю.А.Александровский, Ф.Б.Березин, Н.Н.Василевский, В.П.Казначеев, Ц.П.Короленко, В.И.Лебедев, А.Г.Маклаков, Л.Е.Панин, Л.Г.Почебут, С.И.Сороко и др.). Процессы адаптации к измененным условиям деятельности и существования рассматривались на различных уровнях: биохимическом, физиологическом, психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом. В основном, они изучались с точки зрения формирования и функционирования гомеостатических состояний, которые позволяют достичь максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций.

По данным ряда исследований процессы психологической адаптации прямо связаны с доминирующей высокой эмоциональной напряженностью, стрессами. Именно это функциональное состояние является, по мнению исследователей, ведущим и в процессе адаптации его уровень снижается вплоть до продуктивной формы. Исходными факторами возникновения стрессов являются появление чувства тревоги в восприятии измененной ситуации, возникновение страхов из-за неопределенности и отсутствия возможности предвосхищения. В процессе адаптации происходит постепенное познание новой ситуации, а при возможности - даже изменение условий, происходит так же перестройка системы реагирования в соответствии с новым образом ситуации. Уточнение образа позволяет переструктурировать деятельность, внести изменения и тем самым снизить степень неопределенности. Это снижение неопределенности приводит к уменьшению психической напряженности.

В целом, в развитии адаптационного синдрома выделяют обычно 3 стадии. Первая – "стадия тревоги" – продолжается от нескольких часов до нескольких суток и включает 2 фазы – шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма. Во время второй стадии адаптационного синдрома – "стадии сопротивляемости" – устойчивость организма к различным воздействиям повышается. Эта стадия либо приводит к стабилизации состояния и выздоровлению "стадия стабилизации", либо сменяется "стадией истощения", которая может закончиться гибелью организма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.