КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прогнотические возможности личностных диагностических методик
Во-первых. Условиях каждого определяется также условиями самой ситуации. При этом, знание личностных черт выступает на второй план в прогнозе поведения в определённой ситуации. «Фундаментальные ошибка атрибуции» вывод о постоянстве черты делается на основе определённого способа поведения в определённом классе ситуаций. В настоящее время признаётся, что нет универсальных черт, проявляющихся всегда. Каждая черта связана с определённым классом ситуаций, она является ситуационно зависимой. Поэтому, вместо термина «черта» часто используют термин «диспозиция»- предрасположенность. Но и влияние ситуации может быть незначительным, например, изнасилование. Для предсказания поведения человека в конкретной ситуации необходимо не только понимать роль ситуационных факторов, но и уметь оценивать ситуационные влияния. Нужно знать. Как её воспринимает и интерпретирует конкретный человека. Контекст событий или информации о них предопределяет нашу интерпретацию. Сравнение с контекстом влияет на наши суждения, а последние отразятся на поведение. Также. можно сравнивать с прошлым опытом. Ещё люди сравнивают себя с окружающими, социально значимыми людьми. Это всё формирует механизмы субъективных интерпретаций. Итак, люди активно интерпретируют ситуации и события, а не просто воспринимают их, и с этим связаны диффиренциальные различия их поведения в одинаковых условиях среды. Но, кроме того, следует понимать, что субъективные интерпретации человека могут меняться, и потому один и тот же человек о двух идентичных ситуациях в разное время нередко судит по-разному. Также, люди строят сценарии, схемы. Они помогают прогнозировать события и поведение окружающих, но часто это делается с черезмерной уверенностью. Между тем, наблюдаетс взаимодействие. У нас могут возникать глубокие постоянства. Если сходны оценки человека в отношение ситуации, тогда и поведение в них. Скорее всего, может быть похожим, а для этого предсказания нужно знание об их оценке. Причины ограниченности результатов диагностики связаны прежде всего с неучетом ситуационных факторов, специфической трактовки этих ситуационных факторов каждым человеком, с неучетом изменчивости этой трактовки. Для того чтобы повысить прогностичность личностных методик следует применять идиографический подход в диагностике Личности.(оценка важности черты. Её применение итд самим человеком)
29. Идиографических и номотетический подходы в диагностике. Номотетический- усреднённые случаи, можно открыть общие законы. Номотетический подход (греч. «номос» – закон, закономерность) – это исследование общих закономерностей и их индивидуальных вариаций по отношению к индивиду – основная задача. При номотетическом подходе мы интересуемся нормативами общих черт для разных людей.
Идиографический подход (греч. «идиос» – своеобразный, принадлежащий кому-то) – описывающий своеобразие. Главная цель исследования и диагностики в выявлении индивидуальных черт, неповторимых, уникальных. Идиографический – описывающий своеобразие. Мюррей и Клахом (американские психологи) писали, что каждый человек в чем-то: похож на всех других людей; похож на некоторых людей; не похож ни на кого. При номотетическом подходе выясняется в чем человек похож на всех или на некоторых. При идиографическом – интересует, чем не похож. Эти способы были предложены неокантианской школой. Они противопоставляли их друг другу. Считали, что номотетический подход свойственен для естественных наук, так как в них есть повторяемость фактов, можно их обобщить, вывести закономерности. Идиографический подход – для исторических наблюдений – любое историческое событие неповторимо и уникально. Эти подходы надо сочетать. Вильям Штерн. 1900 г. статья «О психологии индивидуальных различий». 1911 г. – дифференциальная психология. В психологии могут сосуществовать 2 подхода. Их нельзя противопоставлять. Они дополняют друг друга. Номотетический подход создает условия для идиографического описания. Особенность номотетического подхода в том, что разных людей диагностируют по какой-то одной черте. На основе такой диагностики делают выводы о средневыраженности этой черты в группе, о пределах вариативности, закономерности. Можно диагностировать по нескольким чертам в группе, можно выявить закономерности отношений разных черт в группе. Идиографический подход – одного человека диагностируют по многим психологическим параметрам. Если это сделать, то можно получить психограмму (изображение психологического портрета. Можно сравнить психограммы у нескольких людей.
Преимущества идиографического подхода – он может повысить прогностичность личностных методик. 1. Сущность идиографического подхода в настоящее время – любого отдельно взятого человека можно эффективно охарактеризовать не по всем известным психологам чертам, а лишь по отдельной части черт 1. Надо знать, как человек рассматривает значимость отдельных черт. Его отношение к личностным чертам. Есть иерархия черт – ее надо знать. Проявление этих черт будет самым устойчивым. 2. Мы должны знать представления человека о проявлении разных черт в разных ситуациях. У каждого есть свое представление. Это называется прототипы личностных черт – индивидуальное представление. Мы сможем прогнозировать поведение человека в конкретной ситуации. Для повышения прогностичности недостаточно продиагностировать при помощи хороших стандартизированных методик. Надо дополнить знание о чертах прототипами. Как получить знание о прототипах – надо собирать дополнительную информацию о Личности человека. Собрать информацию об определяющих характеристиках Личности: ценности; нормативы; ведущие мотивы и потребности; направленность человека. Это знание повышает прогностичность. Есть критика в адрес идиографического подхода. Некоторые психологи считают, что идиографический подход – это домысливание, которое может стоять за тем или иным симптомом, выделенным диагностикой. Проявление интуиции, отсутствие закономерных связей.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |