Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический обзор





Особенности исследования креативности в психодиагностике способностей.

Проблема креативности вызывает множество научных споров и разногласий исследователей. В Большом психологическом словаре креативность трактуется как «творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания». У Ф. Вильямса креативность - это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Э. Фромм определяет креативность как способность удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях; нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Более того, ученые не достигли согласия даже по поводу того, существует ли вообще креативность или она является научным конструктом. Расхождения в понимании сущности и структуры креативности являются проекцией нерешенности общей проблемы природы творчества. Теоретическое осмысление креативности исторически складывалось под влиянием идей своего времени.

 

КРЕАТИВНОСТЬ - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Креативность - Способность к изменению знаний - Мотивация самоактуализации - Творческая активность.

Креативность, или творческая способность, активно стала изучаться после опубликования работ Гилфорда, его кубообразной модели структуры интеллекта, когда он выделил: 1) конверрентное мышление, которое идет по определенному руслу и находит одно решение и 2) дивергентное мышление (или творческое мышление), которое допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам.

У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в области IQ (коэффициента интеллекта), равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами. В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд—Бине и шкалы Векслера. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту.

 

 

Тесты креативности - тесты, направленные на выявление некоторых факторов творческих достижений, относящиеся к таким параметрам мышления, как гибкость, беглость, оригинальность, изобретательность.



1) Концепция креативности Дж.Гилфорда
Креативность - универсальная познавательная творческая способность
2 типа мыслительных операций:
-конвергентное мышление
-дивергентное мышление

Параметры креативности:
-способность к обнаружению и постановке проблем
-способность к генерированию большого числа идей
-гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи
-оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно
-способность усовершенствовать объект, добавляя детали
-способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу

Программа исследования способностей (ARP) Гилфорда
10 субтестов на вербальную креативность
4 субтеста на невербальную креативность
диагностика дивергентной продуктивности
старшеклассники и люди с более высоким уровнем образования

2) Концепция креативности Э.П.Торренса
Креативность - способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д.

Этапы творческого акта:
-восприятие проблемы
-поиск решения
-возникновение и формулировка гипотез
-проверка гипотез
-модификация гипотез
-нахождение результата

Батарея Торренса для исследования креативности
от дошкольников до взрослых
12 тестов, сгруппированных в три серии:
вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление

3) Концепция креативности С. Медника
Креативность - способность преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и широта поля ассоциаций.

Тест С.Медника (адаптированный)
тест вербальной креативности (тест отдаленных ассоциаций)
диагностика вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации
школьники старших классов, взрослые 23-35 лет
испытуемым предлагают словесные триады, элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание.






Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.