КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 18ОСНОВЫ БИОМЕХАНИКИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ТЕМА Вопросы Развитие гибкости Гибкость, или подвижность в суставах — важный компонент физической подготовленности во многих видах спорта и особенно в спортивной гимнастике, акробатике и других видах спорта. Гибкость определяют как способность человека выполнять движения с большей или меньшей по величине предельной амплитудой. Плохая подвижность в суставах во многих случаях затрудняет сильное, быстрое сокращение мускулатуры. Если доступна большая амплитуда движений, значит мышцы-антагонисты легко растягиваются и оказывают меньшее сопротивление мощным агонистам, сокращение которых обеспечивает выполнение упражнения. Развитие гибкости, как и других физических качеств, имеет свои особенности в соответствии с требованиями вида спорта, возраста, пола и телосложения. В каждом виде спорта для развития гибкости спортсмен регулярно выполняет комплекс специальных упражнений. Отмечено, что с ростом мышечной силы значительно уменьшается подвижность в суставах. У молодых атлетов обычно более высокие показатели гибкости. С возрастом гибкость снижается, особенно у тяжелоатлетов, в связи с сильнейшей компрессионной нагрузкой на позвоночник. Кроме того, на гибкость оказывает существенное влияние генетическая (наследственная) предрасположенность к гибкости, к ее развитию. Не у всех можно развить гибкость в равной мере. В этой связи при отборе в спортивные секции (гимнастика, акробатика и др.), и в балет используют тест на гибкость. 1.С помощью каких упражнений развивается быстрота? 2.Дать определение понятию ловкость 3.Дать определение понятию выносливость. 4.Как влияют друг на друга сила и выносливость? 5.Дать определение понятию гибкость. 1. СИСТЕМА ДВИЖЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ. Состав системы движений - это ее элементы, те движения, из которых она состоит. Элементарное действие - это наименьший элемент системы движений (пространственный), имеющий относительно самостоятельное значение, известный смысл и осуществляющий определенное задание. Из элементарных действий состоят более крупные подсистемы. Временные элементы в системе движений выделяют между определенными моментами времени (фазы). Фаза - это наименьший элемент системы движений (временный), включающий все движения от начала до конца и осуществляющий определенное задание. Каждая фаза, отличаясь от предыдущей и последующей, отделена от них определенным моментом времени. Фазы, имеющие общие особенности, составляют периоды. Из периодов состоят циклы. Структура системы движений - это наиболее сложившиеся и определяющие закономерности взаимодействия ее элементов (подсистем). Структура системы движений определяет собой качество самой системы, ее совершенство при взаимодействии с внешним окружением. От структуры зависят возникновение новых свойств системы, а значит, и возможности ее развития. 1. Двигательная структура - кинематическая; а) по пространственным характеристикам определяют согласованность движений в пространстве; б) по временным характеристикам устанавливают, как движения взаимосвязаны и согласованы во времени; - динамическая (самодвижение). Энергетические структуры - закономерности превращения, преобразования, передачи, подвода и рассеяния энергии вследствие работы сил. 2. Информационная структура - сообщение об условиях и ходе действия и командами. 3. Сенсорная структура - множество сигналов объединяются., синтезируются, образуя так называемые "чувства" (равновесия, осанки, дистанции). 4. Психологическая структура двигательного навыка - то, что человек знает о движениях и технике других спортсменов. 5. Координационная структура - совокупность всех основных (определяющих) внутренних взаимосвязей в системе движений, а также взаимодействий человека с его внешним окружением во время выполнения упражнения. 6. Ритмическая структура - соотношение длительности частей. 7. Фазовая структура - взаимодействие взаимосвязей фаз по их различным кинематическим и динамическим характеристикам. Управление - это процесс достижения цели. В спортивной технике основные управляющие воздействия -мышечные усилия. Недостатки - качественно в принципе правильно, но количественно недостаточно. Ошибки - существенные отклонения, которые требует качественной перестройки структуры. При наличии двигательной задачи подготовка спортсмена ведется более совершенно - у него создаются программы управления. Программа управления предопределяет путь и способы решения задач. Целостная модель строится на основе экспериментальных данных, теоретического анализа и практического поиска. При обучении новым упражнениям: а) используются соответствующие, ранее сформированные подсистемы движений; б) затормаживаются подсистемы, не пригодные для решения данной задачи; в) формируются новые подсистемы, необходимые для решения новой двигательной задачи; г) происходит (на этой основе) формирование структуры вновь создаваемой системы движений. При построении системы движений ставится ряд задач: ознакомление - рассказ, показ и пробные выполнения упражнений; освоение - разучивание упражнений; эффективность и надежность исполнения. На темпы прироста двигательных возможностей влияют темпы развития организма: ускоренный (акселерация), замедленный (ретардация), но особенно процесс целенаправленного физического воспитания. Всегда сказывается влияние биологического (часто не связанного с паспортным) возраста и особенно физического воспитания. Особенно важно знать уровень и профиль двигательных возможностей занимающихся. Интеграция - объединение множества движений в единое целое. Дифференциация-разъединение на множества составных частей. Стабилизация системы - достижение постоянства высокого результата. Вариативность - неизбежность отклонений. Стандартизация движений - обеспечение единых требований к современной наиболее рациональной технике. Индивидуализация техники достигается использованием в ней положительных особенностей спортсмена и снижением влияния отрицательных. Произвольность управления движениями - это способность человека по своей воле "вызывать, прекращать, усиливать и ослаблять движение". Автоматизация управления - прочное совершенное исполнение движениями. Фиксация - закрепление освоенного. 2. БИОМЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ. Задачи ФВ решаются в процессе организованного применения ФУ. При проведении испытаний с помощью биомеханических характеристик можно получить количественную оценку уровня физической подготовленности занимающихся. Уровень физического развития и физической подготовленности занимающихся определяется совокупностью их морфологических и функциональных возможностей. Имеется три группы упражнений с различными ведущими задачами. 1. Задача выполнения заранее заданной внешней картины движений (гимнастика, фигурное катание на коньках и т.п.). Задача обеспечивается стабилизацией кинематической структуры, согласованием движений в пространстве и времени в соответствии с заданием. 2. Задача достижения максимального результата (легкая атлетика, плавание, лыжный спорт и т.п.). Задача обеспечивается стабилизацией динамической структуры, наиболее рациональным согласованием усилий мышц с другими силами. 3. Задача достижения конечного эффекта при выборе средств (спортивные игры, борьба и др.). Задача обеспечивается целенаправленной вариантностью действий, в которые включаются различные приемы, соответствующие задачи и ситуации (условием действия). Совершенствование обучения - это повышение качества выполнения упражнений, улучшение надежности выполнения, более высокий эффект физического воспитания. Вспомогательные упражнения принято делить на подготовительные и подводящие. Подготовительные упражнения - совершенствование биомеханической системы опорно-двигательного аппарата, формирование этой системы с заранее заданными свойствами. Подводящие упражнения применяются с целью совершенствования процесса овладения техникой физических упражнений, ими могут служить выделенные составные части целого действия. Имитационные упражнения (упражнения для пловца на суше, упражнения для лыжника на роликовых коньках и т.п.). Упражнения сопряженного воздействия способствуют одновременно и физической, и технической подготовке (для спортсменов высокой квалификации). Спортивная подготовка, благодаря большой эмоциональности, целенаправленности, высокому уровню физического развития и подготовленности, привлекательна для школьников и служит ведущим звеном во всем процессе физического воспитания, особенно юношей и подростков. Объективный контроль - данные, полученные с помощью измерительных устройств. Объективный контроль может быть периодическим и оперативным. 3. ОСНОВЫ БИОМЕХАНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ. Двигательное мастерство человека, его умение в любых условиях двигаться быстро, точно и красиво, зависят от уровня: - физической, - технической, - тактической, - психологической - и теоретической подготовки. Без должного уровня развития силы быстроты, гибкости невозможно освоение физических упражнений. Процесс физического воспитания, как всякий управляемый процесс, нуждается в постановке задач, применении целесообразных средств и методов в контроле за его ходом. Оценка качества выполнения упражнений опирается на определенные требования к технике, постановку задания и контроль за соответствием выполненного упражнения заданию. Сопоставление задания и выполнения служит основой для оценки. Контроль при технической подготовке обеспечивает обратную связь в системе управления движениями, позволяет совершенствовать техническое мастерство. Объектом биомеханического контроля служит моторика человека, т.е. двигательные (физические) качества и их проявления. 1. Техника, двигательные действия и тактика двигательной деятельности. 2. Выносливость, сила, быстрота, ловкость и гибкость. Двигательная культура человека (т.т.м.): - объем техники - объем тактики (для контроля техники и тактики служат шкалы наименований): а) общий объем; б) объем специализации; в) соревновательный объем. Например: - тактика рекорда, - тактика победы, - тактика попасть в число призеров и т.д. Эффективность - индивидуально-оптимальный вариант. Рациональность - наилучший для большинства людей (используют при обучении начинающих). Освоенность - стабильность в стандартных условиях и устойчивость в усложненных условиях
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |