Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 18




ОСНОВЫ БИОМЕХАНИКИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

ТЕМА

Вопросы

Развитие гибкости

Гибкость, или подвижность в суставах — важный компонент физической подготовленности во многих ви­дах спорта и особенно в спортивной гимнастике, акробатике и дру­гих видах спорта. Гибкость определяют как способность человека выполнять движения с большей или меньшей по величине предель­ной амплитудой.

Плохая подвижность в суставах во многих случаях затрудняет сильное, быстрое сокращение мускулатуры. Если доступна большая амплитуда движений, значит мышцы-антагонисты легко растягива­ются и оказывают меньшее сопротивление мощным агонистам, со­кращение которых обеспечивает выполнение упражнения. Развитие гибкости, как и других физических качеств, имеет свои особенности в соответствии с требованиями вида спорта, возраста, пола и тело­сложения.

В каждом виде спорта для развития гибкости спортсмен регу­лярно выполняет комплекс специальных упражнений.

Отмечено, что с ростом мышечной силы значительно уменьша­ется подвижность в суставах.

У молодых атлетов обычно более высокие показатели гибкости. С возрастом гибкость снижается, особенно у тяжелоатлетов, в свя­зи с сильнейшей компрессионной нагрузкой на позвоночник.

Кроме того, на гибкость оказывает существенное влияние гене­тическая (наследственная) предрасположенность к гибкости, к ее развитию. Не у всех можно развить гибкость в равной мере. В этой связи при отборе в спортивные секции (гимнастика, акробатика и др.), и в балет используют тест на гибкость.

1.С помощью каких упражнений развивается быстрота?

2.Дать определение понятию ловкость

3.Дать определение понятию выносливость.

4.Как влияют друг на друга сила и выносливость?

5.Дать определение понятию гибкость.

1. СИСТЕМА ДВИЖЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ.

Состав системы движений - это ее элементы, те движения, из которых она состоит.

Элементарное действие - это наименьший элемент системы движений (пространственный), имеющий относительно самостоятельное значение, известный смысл и осуществляющий определенное задание.

Из элементарных действий состоят более крупные подсистемы. Временные элементы в системе движений выделяют между определенными моментами времени (фазы). Фаза - это наименьший элемент системы движений (временный), включающий все движения от начала до конца и осуществляющий определенное задание.

Каждая фаза, отличаясь от предыдущей и последующей, отделена от них определенным моментом времени.

Фазы, имеющие общие особенности, составляют периоды. Из периодов состоят циклы.

Структура системы движений - это наиболее сложившиеся и определяющие закономерности взаимодействия ее элементов (подсистем).

Структура системы движений определяет собой качество самой системы, ее совершенство при взаимодействии с внешним окружением. От структуры зависят возникновение новых свойств системы, а значит, и возможности ее развития.

1. Двигательная структура

- кинематическая;

а) по пространственным характеристикам определяют согласованность движений в пространстве;

б) по временным характеристикам устанавливают, как движения взаимосвязаны и согласованы во времени;

- динамическая (самодвижение).

Энергетические структуры - закономерности превращения, преобразования, передачи, подвода и рассеяния энергии вследствие работы сил.

2. Информационная структура - сообщение об условиях и ходе действия и командами.

3. Сенсорная структура - множество сигналов объединяются., синтезируются, образуя так называемые "чувства" (равновесия, осанки, дистанции).

4. Психологическая структура двигательного навыка - то, что человек знает о движениях и технике других спортсменов.

5. Координационная структура - совокупность всех основных (определяющих) внутренних взаимосвязей в системе движений, а также взаимодействий человека с его внешним окружением во время вы­полнения упражнения.

6. Ритмическая структура - соотношение длительности частей.

7. Фазовая структура - взаимодействие взаимосвязей фаз по их различным кинематическим и динамическим характеристикам.

Управление - это процесс достижения цели.

В спортивной технике основные управляющие воздействия -мышечные усилия.

Недостатки - качественно в принципе правильно, но количественно недостаточно.

Ошибки - существенные отклонения, которые требует качественной перестройки структуры.

При наличии двигательной задачи подготовка спортсмена ведется более совершенно - у него создаются программы управления.

Программа управления предопределяет путь и способы решения задач.

Целостная модель строится на основе экспериментальных данных, теоретического анализа и практического поиска.

При обучении новым упражнениям:

а) используются соответствующие, ранее сформированные подсистемы движений;

б) затормаживаются подсистемы, не пригодные для решения данной задачи;

в) формируются новые подсистемы, необходимые для решения новой двигательной задачи;

г) происходит (на этой основе) формирование структуры вновь создаваемой системы движений.

При построении системы движений ставится ряд задач: ознакомление - рассказ, показ и пробные выполнения упражнений; освоение - разучивание упражнений; эффективность и надежность исполнения.

На темпы прироста двигательных возможностей влияют темпы развития организма: ускоренный (акселерация), замедленный (ретардация), но особенно процесс целенаправленного физического воспитания. Всегда сказывается влияние биологического (часто не связанного с паспортным) возраста и особенно физического воспитания. Особенно важно знать уровень и профиль двигательных возможностей занимающихся.

Интеграция - объединение множества движений в единое целое.

Дифференциация-разъединение на множества составных частей.

Стабилизация системы - достижение постоянства высокого результата.

Вариативность - неизбежность отклонений.

Стандартизация движений - обеспечение единых требований к современной наиболее рациональной технике.

Индивидуализация техники достигается использованием в ней положительных особенностей спортсмена и снижением влияния отрицательных.

Произвольность управления движениями - это способность человека по своей воле "вызывать, прекращать, усиливать и ослаблять движение".

Автоматизация управления - прочное совершенное исполнение движениями.

Фиксация - закрепление освоенного.

2. БИОМЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ.

Задачи ФВ решаются в процессе организованного применения ФУ.

При проведении испытаний с помощью биомеханических характеристик можно получить количественную оценку уровня физической подготовленности занимающихся.

Уровень физического развития и физической подготовленности занимающихся определяется совокупностью их морфологических и функциональных возможностей.

Имеется три группы упражнений с различными ведущими задачами.

1. Задача выполнения заранее заданной внешней картины движений (гимнастика, фигурное катание на коньках и т.п.). Задача обеспечивается стабилизацией кинематической структуры, согласованием движений в пространстве и времени в соответствии с заданием.

2. Задача достижения максимального результата (легкая атлетика, плавание, лыжный спорт и т.п.). Задача обеспечивается стабилизацией динамической структуры, наиболее рациональным согласованием усилий мышц с другими силами.

3. Задача достижения конечного эффекта при выборе средств (спортивные игры, борьба и др.). Задача обеспечивается целенаправленной вариантностью действий, в которые включаются различные приемы, соответствующие задачи и ситуации (условием действия).

Совершенствование обучения - это повышение качества выполнения упражнений, улучшение надежности выполнения, более высокий эффект физического воспитания.

Вспомогательные упражнения принято делить на подготовительные и подводящие.

Подготовительные упражнения - совершенствование биомеханической системы опорно-двигательного аппарата, формирование этой системы с заранее заданными свойствами.

Подводящие упражнения применяются с целью совершенствования процесса овладения техникой физических упражнений, ими могут служить выделенные составные части целого действия.

Имитационные упражнения (упражнения для пловца на суше, упражнения для лыжника на роликовых коньках и т.п.).

Упражнения сопряженного воздействия способствуют одновременно и физической, и технической подготовке (для спортсменов высокой квалификации).

Спортивная подготовка, благодаря большой эмоциональности, целенаправленности, высокому уровню физического развития и подготовленности, привлекательна для школьников и служит ведущим звеном во всем процессе физического воспитания, особенно юношей и подростков.

Объективный контроль - данные, полученные с помощью измерительных устройств.

Объективный контроль может быть периодическим и оперативным.

3. ОСНОВЫ БИОМЕХАНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.

Двигательное мастерство человека, его умение в любых условиях двигаться быстро, точно и красиво, зависят от уровня:

- физической,

- технической,

- тактической,

- психологической

- и теоретической подготовки.

Без должного уровня развития силы быстроты, гибкости невозможно освоение физических упражнений.

Процесс физического воспитания, как всякий управляемый процесс, нуждается в постановке задач, применении целесообразных средств и методов в контроле за его ходом.

Оценка качества выполнения упражнений опирается на определенные требования к технике, постановку задания и контроль за соответствием выполненного упражнения заданию.

Сопоставление задания и выполнения служит основой для оценки. Контроль при технической подготовке обеспечивает обратную связь в системе управления движениями, позволяет совершенствовать техническое мастерство.

Объектом биомеханического контроля служит моторика человека, т.е. двигательные (физические) качества и их проявления.

1. Техника, двигательные действия и тактика двигательной деятельности.

2. Выносливость, сила, быстрота, ловкость и гибкость. Двигательная культура человека (т.т.м.):

- объем техники - объем тактики (для контроля техники и тактики служат шкалы наименований):

а) общий объем;

б) объем специализации;

в) соревновательный объем.

Например: - тактика рекорда,

- тактика победы,

- тактика попасть в число призеров и т.д.

Эффективность - индивидуально-оптимальный вариант.

Рациональность - наилучший для большинства людей

(используют при обучении начинающих).

Освоенность - стабильность в стандартных условиях и устойчивость в усложненных условиях




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.