Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шаманизм как выражение первобытной культуры




Третья особенность - эмоциональность и аффективная напряженность общения.

Первая особенность - слияние индивида с окружающей природой.

Особенности архаического мышления

 

В примитивных языках звуковые выражения включены в комплекс невербальной коммуникации - мимику и жесты. Дифференцированность звков недостаточна, количество слов невелико. В фонетике преобладают щелкающие, хрипящие звуки. Характерный прием - повторение слов, например, на языке пигиеев "нгум-нгум" означает грохотать. Одно и тоже слово означает несколько понятий.

Поведенческий опыт обогащает коммуникативную сигнализацию, она становится системой знаков для обозначений понятий. Это и есть коллективный источник возникновения языка.Существует мнение, что именно орудийная деятельность стала основой формирования мышления и речи. Однако разнообразие звуковых сигналов возникает и развивается в процессе общения особей в социуме, в то время как орудийная деятельность совершенствуется параллельно, но взаимосвязанно с сигналами.

 

Архаическое мышление появляется при взаимодействии человека с природной средой и социальным окружением. Это самые ранние познавательные процессы человека, опосредованные символами, т.е. мышление в символах. Выделяют три главных особенности архаического мышления человека.

 

Вторая особенность - интеграция индивида и социума, личности и рода. Это свойственно тотему, общий предок выступает как источник всех правил совместной жизни. Тотем определяет общие черты поведения, ритуалы.

 

 

Эти особенности определяются характером жизненных переживаний - опасность, голод, нестабильность существования. Суть архаического мышления - пытаться понять и объяснить все новое, неизвестное, непонятное, и это объяснение помогает найти решение в экстремальных ситуациях и выработать адекватные стратегии действия. Палеолитическое искусство является доказательством существования архаического мышления у человека и его высшим творением.

 

 

Шаманизм – одно из самых ярких и, в то же время, загадочных явлений первобытной культуры. Несмотря на то, что ему посвящена огромная литература, споры вокруг него не прекращаются. Одни исследователи считают его присущим лишь сравнительно ограниченному кругу народов, стоящих на поздних ступенях развития первобытнообщинного строя, другие рассматривают шаманизм как явление распространенное у народов всех частей света. В действительности шаманизм – почти такая же универсальная форма первобытной религии, как колдовство или знахарство, и имеет, подобно им, глубокие исторические корни. Об этом свидетельствует его существование уже на одном из самых ранних уровней социально-культурного развития, у аборигенов Австралии.

 

Отмеченными особенностями, как ни важны они для понимания шаманизма, сущность его далеко не исчерпывается. В лице шамана предстает, возможно впервые, специалист в области религиозной и психотерапевтической практики, а также в сфере интеллектуального творчества. Относительно раннее возникновение такой специализации связано с функциями шамана, жизненно важными с точки зрения первобытного коллектива. Личность шамана сочетает в себе различные ипостаси – знахаря, наделенного способностью общаться, обычно в состоянии транса, с обитателями иных миров, ища их помощи и покровительства, прорицателя, актера и поэта. Шаман – творец синкретическою типа. А синкретическая специализация – наиболее архаическая форма специализации. Индивидуальность шамана, его функции несут в себе в нерасчлененном виде те элементы, которые позднее, на более высоких уровнях социального и культурного развития, выделятся в самостоятельные виды деятельности.

 

Посвящение будущих шаманов, сопровождаемое их "смертью" и возрождением, – универсальное явление, но каждый шаман посвящается индивидуально, и это соответствует его положению в обществе как личности, одаренной способностями, выделяющими его среди соплеменников. Этим индивидуальным характером посвящения инициации шаманов отличаются от массовых инициаций подростков, переходящих из одной возрастной группы в другую. Шаман обладает индивидуальным тотемом или личным покровителем – часто это змея, которая, якобы, живет в его теле.

 

Все это позволяет говорить о том, что шаманизм является одной из древнейших форм религии. П равда, шаманы стадиально наиболее ранних охотничье-собирательских обществ – это специалисты очень широкого профиля, интегрирующие в своей личности и деятельности многообразные свойства и функции. Но сама по себе степень многообразия этих свойств и функций зависит главным образом от индивидуальных качеств и способностей этих людей, выделяющих их среди соплеменников, делающих их не только психотерапевтами, визионерами, магами, поэтами и актерами, но порой и общественными лидерами. Такой синкретизм является стадиальной чертой раннего шаманизма, хотя в известной мере он свойствен и шаманам более развитых обществ. И все же, несмотря на столь синкретический характер деятельности самых первых шаманов, мы можем говорить о них именно как о шаманах по преимуществу, со всеми присущими для последних характерными особенностями личности и поведения. А это означает, что первобытное общество уже на самых ранних стадиях развития нуждалось в подобной специализации, что оно искало и находило в своей среде людей этого особого, во многом все еще загадочного психического склада. Видимо, шаманизм был одним из тех направлений, по которым канализировалась напряженная духовная активность, ищущая своего выражения. И люди, побуждаемые этой внутренней потребностью и идя навстречу общественной потребности, выражали себя в социальном институте, который мы называем шаманизмом. Ибо шаманизм, как и многие другие формы первобытной религии, – не только идеологическое явление, но и социальный институт.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.