Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к тесту ММИЛ 2 страница




ЗаМечаниЯ. ПРиМечаниЯ. ПРедлоЖениЯ


 

вводные замечания.


 

ПРилоЖение 11 *


Опросник «Шестнадцать личностных факторов» принадлежит к числу наиболее распространенных личностных опросников. Первые версии опросника 16 PF появились в 1949 г., в последующие годы они были переработаны на основании факторного анализа и анализа вопросов. В процессе усовершенствования шкал также уточнялись отдельные факторы и их психологическое понимание. На сегодняшний день опросник имеет две основные эквивалентные формы А и В (по 187 вопросов в каждой). В обеих формах по 3 буферных вопроса и 20 — 26, относящихся к каждому из измеряемых факторов. Используется для обследования взрослых лиц, имеющих образование не ниже среднего. Формы С и Д — 105 вопросов (для лиц, имеющих более низкий уровень образования,), форма Е (для тех кто малограмотен), охватывающие 17 шкал различной наполняемости, ключи, нормы.

 

Обследуемому предлагается ответить на вопросы «да», «нет», «не знаю» (выбрать в бланке варианты а, в, с). Полученные результаты выражаются в шкале стенов с минимальным значением в 0 баллов, максимальным — 10 и средним 5,5 балла. По результатам строится профиль личности (может быть несколько графических вариантов: таблица 30, график 3), при интерпретации которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными.

 

Опросник «Шестнадцать личностных факторов» является реализацией подхода к изучению личности на основе черт. В разработке Р. Кеттелл первоначально исходил из L-данных, т.е. данных, полученных путем регистрации реального поведения людей (наборы слов-определений взяты из работ Г. Олпорта и Х. Олдберга) — 18 000 слов, описывающих личность, из которых выбрали 4 500 слов, ясно означающих черты личности и особенности поведения. Р. Кеттелл разбил эти слова на синонимические группы и отобрал в каждой по одному слову, выражающему основное смысловое содержание соответствующей группы. Список сократился до 171 группы синонимов. Далее каждая характеристика оценивалась экспертами с целью выбора наиболее значимых — 46 поверхностных черт. В результате факторизации первичных данных было получено 15 факторов, к которым добавили 16-й — фактор интеллекта (таблица 38).

 

Буквенные индексы от А до О предназначены для факторов, выделенных благодаря L–данным, т.е. данным полученным путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. В дальнейшем был осуществлен переход к Q-данным (индексы Q1, Q2, Q3, Q4), данным, полученным с помощью опросников.

 

таблица 38. Полный перечень факторов 16PF (факторы первого порядка)

 

  положительный полюс отрицательный полюс
  A   аффектотимия (сердечность, доброта) сизотимия (обособленность, отчужденность)
  B   высокий интеллект (умный)   низкий интеллект (глупый)
  C сила «Я» (эмоциональная устойчивость) слабость «Я» (эмоциональная устойчивость)
  E доминантность (настойчивость, напористость) конформность (покорность, зависимость)
  F   сургенсия (беспечность)   десургенсия (озабоченность)

 

*

 

1. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике /Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. — СПб.: Питер Ком, 1999. — С. 376 — 379.

2. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Д.Я. Райгородский.

— Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. — С. 192 — 239.


 

  G сила «Сверх - Я» (высокая совестливость) слабость «Сверх - Я» (недобросовестливость)
  H   пармия (смелость)   тректия (робость)
  I   премсия (мягкосердечность, нежность)   харрия (суровость, жесткость)
  L   протенсия (подозрительность)   алаксия (доверчивость)
  M   аутия (мечтательность)   праксерния (практичность)
  N искусственность (проницательность, расчетливость) безыскусственность (наивность, простота)
  O   гипотимия (склонность к чувству вины)   гипертимия (самоуверенность)
  Q1   радикализм (гибкость)   консерватизм (ригидность)
  Q2 самодостаточность (самостоятельность)   социабельность (зависимость от группы)
  Q3 контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) импульсивность (низкий самоконтроль поведения)
  Q4   фрустрированность (напряженность)   нефрустрированность (расслабленность)

 

Биполярность (двухполюсность) фактора относительная; она не имеет какого-либо положительного или отрицательного нравственного или патологического значения, область неопределенных и нулевых значений между полюсами отсутствует.

 

Факторам присваивается два вида названий: технические и бытовые (таблица 38). Технические н о а б зв р а а н б и о я т п к р а ед р н е а з н у а л ч ь е т ны ат д о л в я. специалистов и связанлыичснонсатуич»но(т у а с б та л н и о ц вл а ен 3 н 0 ымилзина г ч р е а ни ф е и м к ф 3 ак).тоПрраи.

Бытовые названия являются описательными и общеиднотсетрупрыетмаициоипреуделяеентисяямив,нпирмеаднниаез,навчепнеырвдулюя


оОббщраебноитякапспиохлоудчиеангнныохстраесзузлаьктаазтчоивкопмро. изводится

с помощью ключа (таблица 40). Совпадение


очередь, «пикам» профиля, т.е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов


В ходе дальнейшей факторизации факторов первого порядка были выделены более общие факторы


ответов обследуемого с «ключом» оценивается


в профиле, в особенности тем показателям,


в одрвоагобаплолраяддклая (о т т а в б ет л о и в ц «а а» 3 и 9)«. сВ»,расзонвыпхадреанбиоетахкРо.тоКреыттеелвл«аоптриедцастаевлльенноом»отпочлетюысреенхадхоодвяотссьямив фотавкеттоар«овв»в—товродгоинпобралядлк. аС.умТамка жбаелплроевдппоркианжимдоайлисьгрпаонпиыцтакхиопто1лудчоен3исятфенаоквто, раов т«рпеотльоежгоитпеолрьяндокма», овыдндаеклоенпнроайктигрчуепспкеоговозпнраочсеонвиядаретзувльртаетзыулньетаитмеею—т.от 8 до 10 стенов.

значение фактора. Исключением является фактор

 


м да е е ж т 1 д б у а п лл е. рвыми

 

Полученнныаезванзинеачфенаикяторакавжтдооргоого пфоаркятдокра переводятся в стены (стандартные единицы) с

помощью приведенных таблиц 41, 42. Стены


 

личности» по методике кеттелла 16 PF формула для расчета фактора второго порядка


раFс1предетлряеювтосяжпнообситпьол—ярпнроийсшпкоаслоебслкернайнноисмтиь [(38+2*L+3*O+4*Q4) – 2*(C+H+Q3)]/10

значениями 1 и 10 баллов. Соответственно первой


поFл2овине шикнатлрыов(еотрс1иядо— 5э,к5)стпрраивсеварисвиаяется знак «-», второй половине (от 5,5 до 10) знак

«+». Из имеющихся у них показателей по всем 16F3факторачмувсстртовииттсеялтьанконсатзьыв—аермеыайк«тпирвонфаияль

уравновешенность


[(2A+3*E+4*F+5*H) –

2*Q2 -I]/10

 

[(7*L+2*C+2*E+2*F+2*N) – (4*A+6*I+2*M)]/10


F4 конформность — независимость [(4*E+3*M+4*Q4+4*Q2) - (3*A+2*G)]/10


 

По полученным оценкам в стенах необходимо составить описательную характеристику личности. Описание личности должно представлять из себя не выписки отдельных проявлений качеств (в виде прилагательных, характеризующих эти качества) по отклоняющимся факторам, а иерархическое представленное по степени выраженности и общей взаимосвязи описание особенностей личности (и, отдельно, возможных проблем). Прежде чем составлять такое описание, необходимо рассмотреть в совокупности направления отклонений по ряду факторов для выявления общей закономерностей их проявлений, связанной с личностной типологией. На основе качетсвенного и количественного анализа содержание личностных факторов и их взаимосвязей могут быть выделены следующие блоки личностных характеристик:

 

I.

 
Коммуникативные характеристики: F, H, F, E, N, L, Q;

 

II.

 
Интеллектуальные характеристики: B, M, Q;

 

III.

 
Эмоциональные характеристики: C, G, I, O, Q,

 
Q.


таблица 40. ключ к опроснику «16PF»


таблица 41. Перевод «сырых» баллов в стены для мужчин 19 — 28 лет

 

  Факторы Стены
                   
А 0-3   5-6   8-9 10-11 12-13   15-16 17-20
B 0-4   -             12-13
C 0-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-21   23-26
Е 0-5 7-8   10-11 12-13 14-16 17-18   20-21 22-26
F 0-5 6-8 9-10 11-13 14-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-26
G 0-4 5-6 7-9 10-11   13-14 15-16   18-19  
Н 0-8 3-4 5-7 8-10 11-13 14-16 17-18 19-20 21-22 23-26
I 0-2   4-5   7-8 9-10 11-12 13-14   16-20
L 0-3   5-6   8-9 10-11   13-14   16-20
М 0-5   7-8   10-11 12-13 14-15 16-17   19-20
N 0-5 6-7       11-12   14-15   17-20
  0-3   5-6 7-8   10-11 12-13 14-15 16-17 18-26
Q1 0-4     7-8     11-12   14-15 16-20
Q2 0-3   5-6   8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-20
Q3 0-3 4-5   7-8 9-10   12-13   15-16 17-20
Q4 0-3   5-7 8-9 10-12 13-14 15-17 18-19 20-21 22-26

 

таблица 42. Перевод «сырых» баллов в стены для женщин 19 — 28 лет.

 

  Факторы Стены
                   
А 0-4 5-6   8-9 10-12   14-15   17-18 19-20
B 0-4   -             12-13
C 0-3 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-26
Е 0-3   5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-26
F 0-5 6-7 8-10 11-12 13-15 16-17 18-19 20-21   23-26
G 0-4 5-6 7-8 9-10 11-12   14-15 16-17   19-20
Н 0-2 3-4 5-7 8-9 10-12 13-15 16-17 18-20 21-22 23-26
I 0-5   7-8 9-10 11-12       16-17 18-20
L 0-1 2-3     6-7 8-9   11-12 13-14 15-20
М 0-5 6-7   9-10 11-12 13-14 15-16     20-26
N 0-5       9-10   12-13   15-16 17-20
  0-3   5-6   8-9 10-12 13-14 15-16 17-18 18-26
Q1 0-3     6-7     10-11 12-13   18-20
Q2 0-3   5-6   8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-20
Q3 0-4   6-7 8-9   11-12     15-16 17-20
Q4 0-3 4-5 6-7 8-10 11-12 13-15 16-18 19-20 21-22 23-26

ПРилоЖение 12 *

 

инструкция.

Вам предлагается ответить на ряд вопросов, цель которых выяснить особенности Вашего характера, склонностейиинтересов.Несуществует вопросов, на которые можно дать

«правильный» или «неправильный» ответ, так как они отражают лишь особенности, присущие различным людям. Старайтесь отвечать искренне и точно на каждый вопрос.

Отвечая на вопрос, вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Номера ответов на бланке должны соответствовать номеру вопроса. Выбрав ответ а), перечеркните крестиком цифру 1 в квадратике справа от номера вопроса; ответу в) соответствует цифра 2; ответу с) — цифра 3.

Помните:

1. Вопросы слишком короткие, чтобывнихсодержалисьвсенеобходимые подробности, представляйте типичные ситуации, не задумывайтесь над деталями.

2. Не тратьте времени на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит вам в голову. Старайтесь отвечать на 5-6 вопросов в минуту.

3. Избегайте промежуточных, неопределенных ответов, кроме тех случаев, когда определенно ответить действительно невозможно (не более одного неопределенного ответа на 5-6 вопросов).

4. Не пропускайте ничего, обязательно отвечайте на все вопросы подряд.

5. Возможно, некоторые вопросы вам будет сложно отнести к себе, постарайтесь дать наиболее

 

* Справочник практического психолога. Психо- диагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. — СПб.: Сова, 2005. — С. 149 — 259.


 

подходящий, предположительный ответ. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление, свободно выражайте собственное мнение.


текст опросника (форма а)

 

1. Я ХОРОШО ПОНЯЛ ИНСТРУКЦИЮ К ЭТОМУ ВОПРОСНИКУ:

 

а) да;

 

в) не уверен; с) нет.

2. Я ГОТОВ КАК МОЖНО ИСКРЕННЕЙ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:

 

а) да;

 

в) не уверен; с) нет.

3. Я ПРЕДПОЧЕЛ БЫ ИМЕТЬ ДАЧУ: а) в оживленном дачном поселке; в) предпочел бы нечто среднее;

с) уединенно, в лесу.

 

4. Я МОГУ НАЙТИ В СЕБЕ ДОСТАТОЧНО СИЛ, ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ С ЖИЗНЕННЫМИ ТРУДНОСТЯМИ:

 

а) всегда; в) обычно; с) редко.

5. ПРИ ВИДЕ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ МНЕ СТАНОВИТСЯ НЕСКОЛЬКО НЕ ПО СЕБЕ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ НАДЕЖНО ЗАПЕРТЫ В КЛЕТКАХ:

 

а) верно;

 

в) не уверен; с) неверно.

6. Я ВОЗДЕРЖИВАЮСЬ ОТ КРИТИКИ ЛЮДЕЙ И ИХ ВЗГЛЯДОВ:

 

а) обычно; в) иногда; с) нет.

7. У МЕНЯ ЕСТЬ ТАКИЕ КАЧЕСТВА, ПО КОТОРЫМ Я ПРЕВОСХОЖУ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ:

 

а) да;

 

в) не уверен; с) нет.

8. Я ЛЮБЛЮ ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЛА НАДОЛГО ВПЕРЕД И ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЯТЫМ ПЛАНОМ:

 

а) да;

 

в) трудно ответить;


 

с) нет.

 

9. ЕСЛИ БЫ Я УВИДЕЛ ДВУХ ДЕРУЩИХСЯ СОСЕДСКИХ ДЕТЕЙ:

 

а) я предоставил бы им самим выяснять свои отношения;

 

в) не знаю, что предпринял бы;

 

с) я постарался бы разобраться в их ссоре.

 

10. НА СОБРАНИЯХ И В КОМПАНИЯХ: а) я легко выхожу вперед;

в) верно нечто среднее;

 

с) я предпочитаю держаться в стороне.

 

11. ПО-МОЕМУ, ИНТЕРЕСНЕЕ БЫТЬ: а) инженером-конструктором;

в) не знаю, что предпочесть; с) драматургом.

12. МНЕ ЛЕГКО ПОДЧИНЯТЬСЯ ПРИКАЗАМ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ МНЕ КАЖУТСЯ НЕ ВПОЛНЕ РАЗУМНЫМИ:

 

а) да, я понимаю, что без этого не будет порядка;

 

в) нечто среднее;

 

с) нет, мне трудно, даже когда знаю что надо.

 

13. ОБЫЧНО Я СПОКОЙНО ПЕРЕНОШУ САМОДОВОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, ДАЖЕ КОГДА ОНИ ХВАСТАЮТСЯ ИЛИ ДРУГИМ ОБРАЗОМ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ОНИ ВЫСОКОГО МНЕНИЯ О СЕБЕ:

 

а) да;

 

в) нечто среднее; с) нет.

14. РАЗГЛЯДЫВАЯ ОБЛАКА НА НЕБЕ: а) я думаю о погоде;

в) не знаю, что ответить;

 

с) я вижу в них разные образы.

 

15. Я СЧИТАЮ, ЧТО САМУЮ СКУЧНУЮ ПОВСЕДНЕВНУЮ РАБОТУ ВСЕГДА НУЖНО ДОВОДИТЬ ДО КОНЦА, ДАЖЕ ЕСЛИ, КАЖЕТСЯ, ЧТО В ЭТОМ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ:

 

а) согласен; в) не уверен;

с) не согласен.

 

16. Я ПРЕДПОЧЕЛ БЫ ВЗЯТЬСЯ ЗА РАБОТУ:

 

а) на которой можно заработать много, даже с


риском неудачи (потери в деньгах); в) не знаю;

с) с твердым, средним по размеру окладом.

 

17. ЧЕЛОВЕК, СПОСОБНЫЙ НЕ ПОКАЗЫВАТЬ

СВОИ ЧУВСТВА ОКРУЖАЮЩИМ, КАЖЕТСЯ МНЕ ЧЕЛОВЕКОМ:

 

а) изворотливым; в) трудно сказать; с) воспитанным.

18. ИЗРЕДКА Я ИСПЫТЫВАЮ ЧУВСТВО ВНЕЗАПНОГО

СТРАХА ИЛИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО БЕСПОКОЙСТВА, САМ НЕ ЗНАЮ ОТЧЕГО:

 

а) да;

 

в) нечто среднее; с) нет.

19. КОГДА МЕНЯ НЕСПРАВЕДЛИВО КРИТИКУЮТ ЗА ТО, В ЧЕМ Я НЕ ВИНОВАТ:

 

а) никакого чувства вины у меня не возникает; в) верно нечто среднее;

с) я все же чувствую себя немного виноватым.

 

20. НА РАБОТЕ У МЕНЯ БЫВАЕТ БОЛЬШЕ ЗАТРУДНЕНИЙ С ЛЮДЬМИ, КОТОРЫЕ:

 

а) отказываются применять современные методы работы;

 

в) не знаю, что выбрать;

 

с) пытаются что-то изменить в работе, которая и так идет нормально.

 

21. ПРИНИМАЯ РЕШЕНИЯ, Я РУКОВОДСТВУЮСЬ БОЛЬШЕ

 

а) сердцем;

 

в) нечто среднее; с) рассудком.

22. ЛЮДИ БЫЛИ БЫ СЧАСТЛИВЕЕ, ЕСЛИ БЫ ОНИ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ ПРОВОДИЛИ В ОБЩЕСТВЕ СВОИХ ДРУЗЕЙ:

 

а) да;

 

в) верно нечто среднее; с) нет.

23. СТРОЯ ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ Я ЧАСТО РАССЧИТЫВАЮ НА УДАЧУ:

 

а) да;

 

в) затрудняюсь ответить; с) нет.


 

24. РАЗГОВАРИВАЯ, Я СКЛОНЕН:

 

а) высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в голову;

 

в) верно нечто среднее;

 

с) прежде хорошенько собраться с мыслями.

 

25. ДАЖЕ ЕСЛИ Я ЧЕМ-НИБУДЬ СИЛЬНО ВЗБЕШЕН, Я УСПОКАИВАЮСЬ ДОВОЛЬНО БЫСТРО:

 

а) да;

 

в) верно нечто среднее; с) нет.

26. ПРИ ОДИНАКОВОМ РАБОЧЕМ ДНЕ И ЗАРПЛАТЕ Я БЫ ПРЕДПОЧЕЛ РАБОТАТЬ:

 

а) столяром или поваром; в) не знаю, что выбрать;

с) официантом в хорошем ресторане.

 

27. У МЕНЯ БЫЛО:

 

а) очень мало выборных должностей; в) несколько;

с) много выборных должностей.

 

28. «ЛОПАТА» ТАК ОТНОСИТСЯ К «КОПАТЬ» КАК

«НОЖ» К: а) острый; в) резать; с) точить.

29. ИНОГДА КАКАЯ-НИБУДЬ НАВЯЗЧИВАЯ МЫСЛЬ НЕ ДАЕТ МНЕ ЗАСНУТЬ:

 

А) верно;

 

в) не уверен; с) неверно.

30). В СВОЕЙ ЖИЗНИ Я, КАК ПРАВИЛО, ДОСТИГАЮ ТЕХ ЦЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ПОСТАВИЛ ПЕРЕД СОБОЙ:

 

а) да. Верно; в) не уверен; с) неверно.

31. УСТАРЕВШИЙ ЗАКОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ИЗМЕНЕН:

 

а) только после основательного обсуждения; в) верно нечто среднее;

с) немедленно.

 

32. МНЕ СТАНОВИТСЯ НЕ ПО СЕБЕ, КОГДА ДЕЛО ТРЕБУЕТ ОТ МЕНЯ БЫСТРЫХ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ КАК-ТО ВЛИЯЮТ НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.