Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плач мой 2 страница




Достигший сорокалетнего возраста, уничтоженный болезнями, потрясенный многими скорбями, расслабленный, неспособный по самому истощенно телесных сил к жизни деятельной, что скажу о участи моей? – Не вижу пред собою человека, которого участь была бы для меня вожделенна и завидна. Я – грешник, достойный казней, и временных и вечных; но незавиден мне жребий никого из человеков. Когда воззрю на грехи мои, они наводят на меня ужас; но и для ужасных грешников есть Искупитель. – Владыки земли, Пастыри Церкви, Отцы и Братия! Я уже более негоден в служение вам. К какому служению способен окованный недугами, прикованный ими к одру, держимый безвыходно в келлии? Извергните меня, извергните, как раба непотребного, служащего только отягощением для вас! Я не потревожу вас никакими просьбами, никакою заботою о мне. Мне не нужен сад с роскошною тенью и благовонными цветами; не нужны многие слуги; послужит мне ради имени Христова инок смиренный, пришлет мне на пищу и одежду христолюбец; не нужны мне покои обширные, не нужно мне никакое увеселение, никакое развлечение земное. Отпустите меня, отпустите больного, ни к чему неспособного! Обрету себе удаленный от шума столичного, удаленный от градов и весей, малоизвестный приют, уединенный и тихий: там в одиночестве довлачу до гроба дни мои. Болезненность моя делает тишину уединения необходимою для меня. Вы захотите знать, неужели в душе моей не таится никакого желания? – Могу удовлетворить ваше любопытство. Я – грешник: жажду покаяния.

Оставляю человеков: они – слепые орудия во всемогущей деснице Промысла; приводят в исполнение то, что Он повелевает, или попускает. Обращением к человекам я хотел принесть дань любви и уважения к ближнему, дань приятнейшую, услаждающую сердце приносящего. Мир, занятый своею суетою, своими попечениями, развлечением и преуспеянием, даже не обратит внимания на слова мои: для него не понятен, странен голос души, ощутившей нужду в покаянии и безмолвии.

Непостижимый, всесильный, всеблагий, всепремудрый Бог и Господь мой, Создатель и Спаситель! В слезах и прахе пред Тобою ничтожная пылинка – я, Тобою призванный к существованию, ощущению, допущенный к размышлению, желанию! Ты зришь сердце мое; Ты зришь, то ли в сокровенной глубине его хранится слово, которое намереваюсь произнести умом и устами! Ты ведаешь прежде моего прошения, чего я желаю просить; в судьбах Твоих решено уже, исполнить ли или отвергнуть мое прошение. Но Ты даровал мне самовластие, и я дерзаю принесть пред Тебя, произнести пред Тобою желание моего окаянного, моего бедствующего, моего изъязвленного сердца! Не внимай моему сердцу, не внимай словам молитвы моей, не сотвори по волн моей; но сотвори то, что Тебе угодно, что избирает и назначает для меня всесвятая, премудрая воля Твоя. Однако ж я скажу желание моего сердца; выражу словом стремление моего самовластия!.. Покаяния двери отверзи мне, Человеколюбче! блудно прожил я житие мое, достиг единонадесятого часа; все силы мои иссякли; не могу совершать заповедей и служений расслабевшим моим телом: даруй мне принести Тебе хотя покаяние, чтоб не пришлось мне уходить из гостиницы мира чуждым всякой надежды. Ты зришь мою немощь, немощь души и тела! Не могу стоять противу лица страстей и соблазнов! Изведи меня в уединенье и безмолвие, чтоб там мог я погрузиться весь, и умом, и сердцем, и телом, в покаяние... Покаяния жажду!.. Милосердый Господь, утоли мою неутолимую, снедающую меня жажду: даруй мне покаяние! Изливший на меня толикие, бесчисленные благодеяния, заверши и преисполни их дарованием покаяния! Владыка всесвятой! Не лиши меня дарования, о получении которого, в безумии моем, столько времени умоляю Тебя, не ведая, чего прошу, не ведая, способен ли я к получению дара, не ведая, сохраню ли его, если получу. Один из служителей Твоих, освященный и просвещенный Духом Святым, сказал: “Вне безмолвия нет истинного покаяния”(святой Исаак Сирский, Слово 41). Поразило это слово грешную мою душу, водрузилось в памяти, пронзает меня, как мечем, каждый раз, как ни возобновится воспоминанием. Не видя в себе покаяния, прихожу в недоумение; принуждаю себя к покаянию, но встречаюсь невольно с попечениями, развлечением, – они похищают у меня покаяние. Не могу удержать его среди молвы и смущений: уходит, ускользает, оставляет меня с пустотою и безнадежием. Многомилостивый Господь! Даруй мне покаяние, доставляемое безмолвием, покаяние постоянное, покаяние, могущее очистить скверны души и тела, покаяние, которое Ты даровал всем, кого избрал и призвал к себе, чьи имена назначены ко внесению в книгу живота, кому определил вечно зреть славу Твою и вечно славословить милость твою. Дар покаяния мне дороже и вожделеннее сокровищ всего мира. Очищенный покаянием, да узрю волю Твою непорочную, путь к Тебе непогрешительный, и да возвещу о них братии моей!

Вы, искренние друзья мои, связанные со мною узами дружбы о Господе, не посетуйте на меня, не поскорбите о моем отшествии. Отхожу телом, чтоб приблизиться духом; по-видимому теряюсь для вас, по сущности вы приобретаете меня. Вручите меня покаянию: оно вам возвратить меня очищенным, просвещенным, и возвещу вам слово спасения, слово Божие.

Покаяния двери отверзи мне, человеколюбивый Господь, даруй мне спасение вечное со всеми друзьями моими, о Тебе возлюбившими меня, да все в вечном блаженстве, в радости и наслаждении неизглаголанном, славословим Отца и Сына и Святого Духа, Бога, Единого и Триипостасного, явившего роду человеческому любовь и милость, превысшую слова, превысшую постижения! Аминь.

 

1847-го года, января 7-го дня.

 

В это время архимандрит Игнатий, по совершенно расстроенному здоровью, просил увольнения от должности настоятеля Сергиевой пустыни и перемещения в Николаевской Бабаевский монастырь на покой, но был уволен в отпуск, и провел десять месяцев в упомянутом монастыре.

 

 

[155][1] Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о Скитских отцах и о рассуждении. Добротолюбие, ч. 4.

[156][2] Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все, написанное им в течении жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный Божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических Опытов. Четьи Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина.

[157][3] Священномученик Петр Дамаскин говорит: "Христос сокровен в Евангелии. Хотящий найти Его, должен продать все имение свое, и купить Евангелие, чтоб не только найти Христа чтением, но чтоб принять Его в себя подражанием пребыванию Его в мире. Ищущий Христа, говорит святой Максим, должен его искать не вне, но внутри себя, то есть, телом и душею быть, как Христос, безгрешным по возможности человеческой". Святого Петра Дамаскина, книга первая, статья: О четвертом видении. Доброт, ч. 3.

[158][4] Этот род самообольщения святые аскетическое писатели называют мнением. Святой Иоанн Карпафийский определяет мнение так: "Мнение есть упитательство души тщеславием и суетное дмение ума", Ин. Карп. гл. 49. Доброт. Ч. 4. Об этом роде самообольщения святой Апостол Павел говорит: Никто же вас да прельщает изволенным ему смиренномудрием и службою Ангелов, яже не уведе уча, без ума дмяся от ума плоти своем (Колосс. 2: 18). Сказал святой Григорий Синайский: "Говорящие от своих помыслов, прежде чистоты прельстились духом мнения. К таким относятся слова Притчей: Видех мужа непщевавша себе мудра быти, упование же имать безумный паче ею (Прит. 26: 12). Святого Григория гл. 128. Доброт. Ч. 1.

[159][5] Житие Пахомия Великого. Vies des Peres des deserts d’Orient par le R. P. Michel-Andre-Manin. Знал Евангелие наизусть святой Тихон Воронежский.

[160][6] Ис. L16: 2.

[161][7] Преподобного Марка Подвижника о законе духовном гл. 32. Доброт, ч. 1.

[162][8] "Никто да не читает, сказал священномученик Петр Дамаскин, не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении: то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний и из них именно тех, который наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг... Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого, вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность". Святого Петра Дамаскина книга первая, статья о рассуждении. Доброт, ч. 3.

[163][9] При совершении таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических? Требник.

[164][10] Фомы Кемпийского "О Подражании Иисусу Христу", книга 1: гл. 3, кв. 3: гл. 2.

[165][11] Выше сказано, что так назван святыми Отцами известный вид самообольщения, почему и мы удерживаем это название.

[166][12] Алфавитный Патерик. Изречение преподобного Пимена Великого.

[167][13] Преподобный Марк Подвижник.. Слово 8, о пощении и смирении.

[168][14] Лествица. Заглавие слова 28-го. Преподобный Макарий Египетской. Слово 3. гл. 1.

[169][15] По объяснению преподобного Пимена Великого. Алфавитный Патерик.

[170][16] Преподобный Кассиан. Слово о рассуждении. Добротолюбие, ч. 4-я.

[171][17] Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах молитвы. Добротолюбие, ч. 1.

[172][18] Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Добротолюбие, ч. 4, гл. 24.

[173][19] Сочинение “о молитве” сего угодника Божия помещено в книге Класы, издаются Оптиной пустыни.

[174][20] Преподобный Григорий Синаит. О прелести, главы зело полезные. Добротолюбие, ч. 1.

[175][21] Эта статья и следующие за ней две заимствованы из 5-го слова святого Исаака Сирского.

[176][22] Иеромонах Серафим Саровский, инок особенно преуспевший в молитве, препроводил тысячу дней и тысячу ночей, стоя на камне и вопия ко Господу: Боже, милостив буди мне грешному! Сказание о жизни и подвигах О. Серафима. Москва, издание 1844 года.

[177][23] Пример борьбы с восставшими страстями можно видеть в житии святой Иустины. Четьи-Минеи, 2 октября.

[178][24] Преподобный Авва Дорофей. Поучение 11-е, о еже скоро отсекати страсти.

[179][25] Преподобный Нил Синайский. О молитве, гл. 17.

[180][26] Преподобный Макарий Египетский. Беседа 21, гл. 2, 3.

[181][27] Опыты такой борьбы и распятия видим в жизнеописаниях преподобного Антония Великого, преподобного Макария Египетского и других святых иноков.

[182][28] Святой Исаак Сирский, Слово 1-е.

[183][29] Алфавитный Патерик. Сисой Великий.

[184][30] Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, ответ 282-й.

[185][31] Преподобного Григория Синаита о прелести, идеже и о иных многих предлогах. Добротолюбие, ч. 1.

[186][32] Иов. гл. 1 и 2-я. Преподобного Макария Великого. Слово 4-е, гл. 7.

[187][33] Этот общежительный монастырь находится в Орловской епархии, между городами Севском и Дмитровском, в 40 верстах от каждого.

[188][34] Алфавитный Патерик, буквы П и А

[189][35] Это мнение читаем в диалогах Севера Сулпиция, помещенных в библиотеке Галланда и в полном курсе Патрологии.

[190][36] Лествица. Слово 7. Преподобный Нил Сорский. Слово 8.

[191][37] Преподобный Нил Сорский в Слове 2 называет молитву и плач духа разумным вопитием и плачем.

[192][38] Святой Исаак Сирский. Слово 59. – Лествица. Слово 7. – Преподобный Нил Сорский. Слово 8

[193][39] Старцем называется в монастырях инок, руководствующий и наставляющий других иноков.

[194][40] Предисловие схимонаха Василия Поляномерульского на главы блаженного Филофея Синайского. Житие и писания Молдавского старца, Паисия Величковского, издание Оптиной пустыни. Москва. 1847г.

[195][41] Наставление 32-е. Издание 1844-го года, Москва. Старец Серафим родился в 1759 году, вступил в братство Саровской пустыни в 1778 году, скончался в 1833 году 2 января.

[196][42] Сведение это получено от самого советовавшегося лица, ныне архимандрита Никона, настоятеля первоклассного Георгиевского Балаклавского монастыря (1866 год).

[197][43] Слово о трезвении, главы 80 и 81. Добротолюбие, ч. 2.

[198][44] Никифора Монашествующего Слово о трезвении. Добротолюбие, ч. 2.

[199][45] Св. Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении, гл. 5. Добротолюбие, ч. 2.

[200][46] Слово о трезвении. Добротолюбие, ч 2.

[201][47] По объяснению св. Исихия. Слово о трезвении, гл. 2.

[202][48] Преподобный Кассиан Римлянин. Собеседование 2-е. О рассуждении. Блаженный Никифор Афонский. Добротолюбие, ч. 2, и многие другие Отцы.

[203][49] Преп. Нил Синайский о молитве, главы 17, 18, 142. Добротолюбие, ч. 4

[204][50] Преподобный авва Дорофей. Житие преподобного Досифея. Преподобный Григорий Синаит. Добротолюбие, ч. 1.

[205][51] О безмолвии о молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 10. Добротолюбие, ч.2.

[206][52] Синедрионом называлось верховное духовное судилище Иудеев.

[207][53]Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет. Якоже предрекох, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет.

[208][54] Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, гл. 14. Добротолюбие, ч. 1.

[209][55] Преподобного Симеона, Нового Богослова, гл. 32, Добротолюбие, ч. 1.

[210][56] Преподобного Симеона, Нового Богослова, гл. 33.

[211][57] Преп. Симеона, Нового Богослова, гл. 70, 71, 72. Добротолюбие, ч. 1.

[212][58] Лествица. Слово 21, гл. 7. Слово 15, гл. 55. – Слово о трезвении святого Исихия, гл. 28, 39, 62 и проч. – Преподобный Нил Сорский. Слово 5. О блудном помысле.

[213][59] Преподобные Каллист и Игнатий, гл. 10. Добротолюбие, ч. 2.

[214][60] Оптина пустынь оказала величайшую услугу отечественному монашеству переводом с греческого на русский, частью же изданием на славянском языке, многих Отеческих сочинений о духовном монашеском подвиге. Да упомянется здесь, среди благословения, имя почившего блаженного старца упомянутой пустыни иеросхимонаха Макария, стоявшего во главе этого дела.

[215][61] Четьи-Минеи. Житие преподобного Пахомия Великого, май в 15-й день

[216][62] Главы о молитве, гл. 8. Добротолюбие, ч. 2.

[217][63] Лествица. Слово 4, гл. 93 и Слово 27, гл. 6, 46, 60, 61, 62.

[218][64] Святейшего Каллиста “0 молитве вкратце”. Добротолюбие, ч. 4.

[219][65] Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 15. Добротолюбие, ч. 2.

[220][66] Таковы были: Алексий Человек Божий (марта 17), святой Иоанн Кущник (января 15), преподобный Виталий монах и другие. Лествица. Слово 4, гл. 36.

[221][67] Слово о трех образах внимания и молитвы, в статье о третьем образе, в конце статьи. – Лествица. Слово 27, гл. 33.

[222][68] Это явствует из писаний преподобного Кассиана Римлянина, преподобного Орсисия, преподобного Ис. Отшельника и других святых иноков, получивших иноческое образование в Египетских монастырях.

[223][69] Заимствовано из поведаний преподобного Кассиана Римлянина. 15.

[224][70] Духовная теплота – достояние весьма преуспевших иноков, подвизающихся в безмолвии, для которых написана и вся книга святого Григория Синаита, а отнюдь не достояние новоначальных. Новоначальные должны довольствоваться тем, если будут молиться со вниманием и умилением. О теплоте смотри в “Слове о Иисусовой Молитве”. Аскетические Опыты, том 2.

[225][71] Начало 3-го Слова преподобного Симеона, Нового Богослова. Издание Оптиной Пустыни 1852 года.

[226][72] Цитата из преподобного Симеона, Нового Богослова, в Слове Никифора Монашествующего. Добротолюбие, ч. 2. – Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 2.

[227][73] В подлиннике сказано: “аще кто мечтает высокая со мнением доспети”. Здесь употреблено объяснительное выражение, чтоб отчетливее показать значение слова мнение.

[228][74] Оборот речи, употребляемый жителями Петербурга.

[229][75] Слово о мнящихся от дел оправдитися, гл. 34, Добротолюбие, ч. 1.

[230][76] Лествица. Слово 4, гл. 82, 83. Преподобный Варсанофий Великий. Ответ 275. Житие и наставления преподобного Аполлоса. Патерик Алфавитный.

[231][77] О третьем образе молитвы. Добротолюбие, ч. 1.

[232][78] Житие преподобного Григория Синаита. Добротолюбие, ч. 1.

[233][79] Отрывок письма старца Паисия к старцу Феодосию. Писания Паисия. Издание Оптиной Пустыни.

[234][80] Собеседование преподобного Максима с преподобным Григорием Синаитом.

[235][81] Прп. Григорий Синаит. Сл. 108, 128. Добротолюбие, ч. 1. Святой Иоанн Карпафийский, гл. 49. Добротолюбие, ч. 4.

[236][82] Житие Феофила, Пимена болезненного, Иоанна Многострадального. Патерик Печерский.

[237][83] Восторженное изречение произнесено на французском языке, столько способном для сцены: “Elle aimait Dieu avec passion; elle ne pensait qu’а Dieu; elle ne voyait que Dieu; elle ne lisait que l’Evangile et l’Imitation qui est un second Evangile”.

[238][84] “Il aime Dieu, comme il aimait ses maitresses”.

[239][85] “C’est avec le meme coeur, qu’on aime le Crйateur, ou la crйature, quoique les effets soient aussi diffйrents, que les objets”.

[240][86] Музы и Аполлон – божества древних язычников, греков и римлян; этим демонам язычники приписывали покровительство изящным художествам.

[241][87] В созвучии, в согласии.

[242][88] Сведения о сочинителе Цветника, иеромонахе Дорофее, помещены в 1-м томе “Аскетических Опытов” в статье “Посещение Валаамского Монастыря”.

[243][89] По объяснению преп. Марка Подвижника, в той же 84 главе.

[244][90] Слово 16. Здесь слово благоволение прибавлено для точного выражения мысли Писателя.

[245][91] Преподобный Кассиан. Собеседование 2; Лествица. Слово 4, гл. 106

[246][92] Святых Каллиста и Игнатия Ксанофопулов о безмолвии и молитве главы 14 и 15. Добротолюбие, ч. 2.

[247][93] О третьем образе внимания и молитвы. Добротолюбие, ч. 1.

[248][94] Памятью Божиею и Поучением называют Отцы непрестанную молитву Иисусову. О поучении или памяти Божией имеется особенная статья во 2-й части “Аскетических Опытов”.

[249][95] Предисловие схимонаха Василия.

[250][96] Варсанофия Великого ответ 268.

[251][97] Житие преподобного Досифея в начале поучения преп. Аввы Дорофея.

[252][98] Смиренномудрые помышления, содействующие молитве, описаны в 1-м Слове святого Симеона, Нового Богослова. О них много говорят святые Исаак Сирский, Исаия Отшельник и другие Отцы.

[253][99] О изнеможении, производимом благодатным утешением, упоминает святой Исаак Сирский в Слове 44.

[254][100] Цитата из жития преподобного Саввы освященного в Слове Никифора Монашествующего. Добротолюбие, ч. 2.

[255][101] Преподобный Кассиан Римлянин о духе гнева. Книга 8 Общежительных постановлений.

[256][102] Ответы 311 и 313 преподобных Варсанофия Великого и Иоанна.

[257][103] Патерик Печерский жития преподобных Исаакия и Никиты.

[258][104] Заимствовано из вышеприведенных 12, 13 и 14-й глав 3-го Слова преподобного Макария Великого; также см. 2-е Слово преподобного Нила Сорского, страница 100 по изданию Святейшего Синода, 1852 года.

[259][105] Патерик Скитский и Достопамятные Сказания. О Пимене Великом, гл. 62.

[260][106] Преподобного Симеона, Нового Богослова, гл. 33. Добротолюбие, ч. 1.

[261][107] Там же.

[262][108] Раtrоlogiae Grаесае Тоmus 34, Масаrii Аеgiрtii libеr de libеrtаtе mеntis саp. 5 и 6.

[263][109] Раtrо1оgiае Grаесае Тоmus 34, Масаrii Аеgiptii liber de libertate mentis, cap. 19.

[264][110] Liber de patientia et discretione, cap. 19.

[265][111] Святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 49. Добротолюбие, ч. 2.

[266][112] Патерик Скитский. Изречения Феодора Енатского. Также преподобного Симеона, Нового Богослова.

[267][113] Наставления отца Серафима, издание 1844 г.

[268][114] Написано вследствие желания проводить среди мира внимательную жизнь для некоторого благочестивого мирского лица.

[269][115] Преподобный Исихий, Добротолюбие, ч. 2, гл. 4. Согласно сему рассуждают и прочие святые отцы.

[270][116] Зах. 8:17

[271][117] По обычаю древних, цари и прочие начальники производили суд лично, и для такового суда избирали место при вратах города. Пример этого можно видеть в житии святого великомученика Георгия. Четьи-Минеи 23 апреля.

[272][118] Выражение заимствовано у святого Иоанна Лествичника. Слово 21, гл. 3.

[273][119] Блаженный Феофилакт Болгарский на Евангелие от Луки о мытаре и фарисее (гл. 18).

[274][120] Житие святых мучеников Тимофея и Мавры. Четьи-Минеи, 3 мая. Чудное житие! На всем поприще подвига своего мученики не преставали исповедовать, что мученичество служит для них очищением грехов. Осененные Святым Духом, они с жаждою принимали это очищение. Обилие смирения соединено было в них с обилием любви вышеестественной. Когда Мавру вели на распятие,– мать ее остановила ее, рыдая о ней. Но мученица, исторгшись из рук матери, поспешила к кресту, сказав матери: “Зачем отвлекаешь меня от креста, не давая мне скорее насладиться Господом моим в подобии смерти Его”

[275][121] Алфавитный Патерик, о архиепископе Феофиле и аввы Дорофея, Поучение 7.

[276][122] Объяснение на вышеприведенные слова 19 главы Евангелия от Матфея.

[277][123] Изречения преподобного, помещенные после его духовно-нравственных Слов. Москва, изд. 1860 года.

[278][124] Преподобный Кассиан. Книга 4. О постановлениях для отрицающихся мира, гл. 37.

[279][125] См. Инока Феофана Лествица, Доброт., ч. 1. Также главы преподобного Григория Синаита, предание преподобного Нила Сорского, и сочинения многих других святых отцов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[126][126] Эта статья заимствована преимущественно из 7-го слова преподобного Макария Великого. См. главы 13-18.

[127][127] На этом месте впоследствии выстроена церковь во имя святого Григория Богослова.

[128][128] Псалтырь с толкованиями на брезе, заимствованными из святых Отцов, издания Киево-Печерской Лавры.

[129][129] Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания, о Пимене Великом, гл. 43.

[130][130] Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания о авве Агафоне, гл. 39.

[131][131] Histoire du Christianisme par Fleury. Liv. 21, chap. 19.

[132][132] Житие преподобного Василия Нового, мытарство осуждения. Четьи-Минеи. Марта в 26 день.

[133][133] Пароход этот именуется “Валаам”. С открытия судоходства на Ладожском озере до осеннего бурного времени, пароход дважды в неделю ходит в Валаамский монастырь, отправляясь каждый раз из Шлиссельбурга.

[134][134] Остров Валаам от ближайшего берега в двадцати пяти верстах, от Финляндского города Сердоболя в сорока, от Коневского монастыря в восьмидесяти; в окружности имеет около тридцати верст; принадлежит к Санкт-Петербургской епархии, а по гражданскому распределению к Выборгской губернии Великого Княжества Финляндского.

[135][135] Рукописное житие святого Авраамия Ростовского и Словарь Российских святых.

[136][136] Рукопись библиотеки Валаамского монастыря. Может быть архивы Финляндии доставят со временем сведения более определительные и подробные для истории Валаама, нежели какие доставляются источниками ныне известными.

[137][137] Пребывание на Валааме преподобных Арсения, Савватия и Александра – достоверные факты, сохраненные в их жизнеописаниях. В жизнеописании преподобного Свирского, написанном учеником его, Иларионом, сказано с достаточною подробностью и великою похвалою о подвижничестве Валаамских иноков, а в житии преподобного Арсения, – что в монастыре было многочисленное братство.

[138][138] Рукопись библиотеки Валаамского монастыря, ссылающаяся на древнюю рукопись именуемую “Оповедь”.

[139][139] Цветник, глава 54, об иноческом общежитии. В этой статье очень обширной, священноинок говорит между прочим, что в общежитиях непременно должно последовать преданию святых Отцов, учредителей иноческого общежития; те, которые преступают предание святых Отцов, не узрят свата Христова. Священноинок завещает намеревающемуся вновь устроить монастырь, чтоб он исходатайствовал благословенную грамоту у Святейшего Патриарха и оградил монастырь благословением Патриарха. Цветник был особенно уважаем отечественными иноками, упражнявшимися в возвышеннейшем монашеском подвиге. По этой книге обучился Иисусовой молитве знаменитый Соловецкий подвижник Иисус Голгофской; по ней обучился Иисусовой молитве преподобный Иоасаф Каменский, Вологодский Чудотворец, как видно из рукописного жития его. Последнее обстоятельство показывает, что священноинок жил во времена первых Патриархов и достиг смут отечественных, как об этом можно заключить по кратким указаниям на современность, встречающимся в его книге. Выписки сделаны здесь из книги, напечатанной в Гродне в 1687 году православными, двадцать лет спустя по низвержении Патриарха Никона с соблюдением старинной орфографии. Что книга напечатана православными, доказывается читаемым в ней завещанием: относиться за благословением к святейшему Патриарху, чего раскольники никак бы не допустили. Признаем нужным это замечание: орфография книги, как указал опыт, может навести сомнение относительно православия книги, при поверхностном взгляде на нее, тем более, что при таком взгляде очень легко укроется ее существенное значение, по которому писатель назвал ее Цветником. Цветник – по преимуществу собрание и объяснение изречений Древних Отцов, без наименования этих Отцов. Надо знать Отцов, чтобы узнать выписки из них в сборнике.

[140][140] Cassiani Collatio 18:cap. V.

[141][141] Lib. 11. De Nocturnis orationibus caput. V.

[142][142] Hisoire du Christianisme, par Fleury, livre 2, chap. 6.

[143][143] Vies des peres des deserts d'Orient.

[144][144] При изображении отношения бумаги, воды и масла употреблены здесь технические выражения физики.

[145][145] Histoire du Christianisme, Fleury, livre 26, chap. 5.

[146][146] Таковы были Савва Освященный (декабря 5), Симеон Дивногорец мая 24), и многие другие.

[147][147] Так случилось с преподобным Силуаном. Четьи-Минеи, житие преподобного Пахомия Великого, мая 15 дня.

[148][148] По объяснению Преподобного Симеона, Нового Богослова, Слово 10.

[149][149] Духовные наставления блаженного старца Серафима Саровского, глава 10 о подвигах, изд. 1844 года.

[150][150] Книга Есфирь, гл. IV-VII. Аман, македонянин, был любимцем и первым вельможею Артаксеркса, царя Персидского. Мардохей, иудеянин, принадлежал к числу придворных, и, будучи глубокого благочестия, не позволял себе человекоугодничества, не пресмыкался пред временщиком. Такое поведение Мардохея привело Амана в неистовство; он приготовил высокую виселицу, чтоб казнить на ней ненавистное ему исключение из общего низкопоклонства. По коловратности земных положений обстоятельства изменились, – и Аман повешен на виселице, воздвигнутой им для Мардохея.

[151][151] Профессор С.-Петербургского Университета Михаил Феодорович Соловьев читал физику в нижнем, а химию в верхнем офицерских классах главного Инженерного Училища, ныне Николаевской Академии.

[152][152].“Без Христа нет правды, нет освящения, нет избавления, и всякая премудрость без Христа буйство есть. Всяк мудрец без Христа безумен есть, всяк праведник – грешен, всяк чистый нечисть есть... Что наше собственное? немощь, растление, тьма, злость, грехи”. Святой Тихон Воронежский, Том 15, письмо 11.

[153][153] Здесь указывается на некоторые религиозные партии, обращавшие на себя внимание северной столицы в 1823 и 1824 годах.

[154][154] Святой Иоанн Златоустый, 7 молитва на сон грядущим, 2 половины прошение 4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.