Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы последействия. Как процесса наращивания пресуппозиций




Как процесса наращивания пресуппозиций

Процесс осознанной работы с текстом ранее был назван созна­тельной (умственной) деятельностью. Сформулируем гипотезу: на каждом шаге такой деятельности происходит уменьшение числа конъюнктивно связанных частных значений ранее воспринятого позитивного значения текста, т. е. сужение (уточнение) смысла этого текста. Это значит, что некоторые возможные на предыдущем шаге значения отбрасываются, отвергаются. Процесс отвержения может быть описан как процесс введения дополнительных пресуппозиций. Ведь прежде всего именно в пресуппозициях содержатся отвергаемые значения текста. Итак, если гипотеза верна, то в процессе умственной деятельности происходит уменьшение числа конъюнктивно связанных позитивно выбранных частных значений, а следовательно, увеличение числа пресуппозиций и числа отвергнутых вариантов значений.

Поясню сказанное на примерах. В конкретном контексте любому слову приписывается некий смысл. Например, Наполеон — это человек (император, холерик, муж и пр.), а не коньяк, пасьянс или литературный персонаж; Оля Мещерская из упомянутого во вступлении рассказа Бунина — это гимназистка с лёгким дыханием. В результате умственной деятельности далее можно уточнить, что в данном контексте Наполеон — это не вообще человек, а французский полководец и император, а тем самым не корсиканец, не республиканец, не рядовой офицер и пр. Оля Мещерская — это, например, беспутная гимназистка с лёгким дыханием, а не невинная школьница и т. п. Если осознанно думать о Наполеоне или об Оле Мещерской, то число отвергнутых альтернатив в процессе сознательного раздумья будет только возрастать.

Отсюда вытекает: с каждым следующим отвержением в про­цессе осознанной работы (умственной деятельности) происходит су­жение диапазона классообразования, т. е. диапазона эквивалентности. То, что ранее рассматривалось как синонимы, перестаёт так воспри­ниматься. Именно это описывает закон Ланге: с каждым шагом ужесточаются требования к точности соответствия. Именно такова динамика становления (осознания) перцептивного образа. Вспомните также историческую преамбулу. Вот как Дж. Миллер описывал динамику создания [окончание cтраницы 490]



 

семантической модели: вначале предполагается любое возможное поло­жение дел («нечто» в терминологии Н. Н. Ланге); затем семантическая модель конкретизируется, отбрасывая неподходящие варианты.

Правда, Миллер полагал, что такое описание противоречит по­вседневному опыту (интроспекции), т. е. что этот процесс не осознаёт­ ся (хотя слово «сознание» Миллер, как и положено когнитивисту, пред­почитает избегать). Однако неосознанно осуществляется только создание тех или иных возможных вариантов. Выбор из имеющихся вариантов может хотя бы частично происходить вполне осознанно, т. е. в резуль­тате умственной деятельности. Процесс выбора протекает обычно чрез­вычайно быстро. Отвергнутые варианты, как отмечалось выше, далее не осознаются. Но нельзя осознавать выбор из альтернатив, уже ушед­ших из сознания. Поэтому впечатление неосознаваемости выбора объяс­нимо. Именно принципиальное отсутствие в последующем отвергну­тых вариантов на поверхности сознания должно создавать впечатление неосознанности самого процесса выбора. Тем не менее то, что в резуль­тате самой разнообразной сознательной (умственной) деятельности про­исходит осознанный выбор из подготовленных альтернатив, иногда можно наблюдать непосредственно в опыте.

• Подобное отмечается, например, в сновидениях. Однажды я ви­
дел сон, в котором подходил к какой-то двери. Дверь почему-то
мне не понравилась. «Не может быть, — подумал я во сне, —
здесь должна быть другая дверь». И тут же перед моим мыслен­
ным взором стали появляться разнообразные двери (включая две­
ри Тамерлана, нарисованные В. Верещагиным, — из-за них этот
сон и запомнился) до тех пор пока я не сказал себе: вот та дверь,
которая нужна! После этого сон продолжился. Как показывают
опросы, такие эпизоды выбора достаточно часто встречаются в
сновидениях разных людей.

• Однако чаще в описаниях сновидений отмечается результат вы­
бора, а не сам процесс. Одна ситуация, по-видимому, оценивает­
ся спящим как «не та, которая нужна», а потому внезапно для
самого сновидца трансформируется в другую. И. Якоби описы­
вает сон своего пациента: вначале тот видит узкую горную доро­
гу, а вдоль дороги ряд пещер; в одной из этих пещер — проститут­
ка с рыхлым, бесформенным телом; тут же она оказывается мужчи­
ной (текст пациента: «возможно, и это внезапно приходит мне в
голову, она не женщина, а проститутка-мужчина»); мужчина вы­
двигается вперёд в коротком малиновом одеянии — это святой;
он заходит в другую пещеру, где стоят стулья и скамьи, и окидывает [окончание cтраницы 491]


Раздел седьмой

всех присутствующих надменным взором и т. д.1 Аналогичными внезапными трансформациями наполнены описания почти всех снов, приводимых в литературе. Вспомните, например: в романе Л. Толстого «Война и мир» засыпает Николай Ростов. Вначале он видит снег, который превращается в белое пятно; пятно вне­запно переводится на французский (une tache) и тут же превраща­ется в На-ташку (сестру), Наташка — в ташку (карман, который носят гусары), а гусары — в усы.

• Процесс выбора также реализуется во время беглой речи, когда человек, выражая имеющуюся у него мысль словами, выбирает одни слова и грамматические конструкции, а не другие. Как вы­разился У. Джеймс, при воплощении помысла в слово произво­дится смотр слов: подходящие отбираются, а неподходящие отбра­сываются в сторону. С. Л. Рубинштейн также обсуждает поиск формулировки для выражения мысли и отмечает: «В ходе этих поисков мы принимаем не каждую нам подвернувшуюся рече­вую формулировку» 2. Сделанный выбор (как следует из зако­нов последействия) далее предопределяет структуру последу­ющей речи. Поэтому без каких-либо осознаваемых усилий со­храняется грамматический и лексический строй высказывания. При этом само возникновение различных вариантов высказыва­ния для последующего выбора не осознаётся.

• М. Брэйн в серии экспериментов обнаружил явление последей­ствия, названное им «контекстуальной генерализацией»: если в речевой практике какой-либо элемент высказывания (морфема, слово или фраза) появляется в постоянной позиции и контексте, то впоследствии человек обнаруживает тенденцию помещать этот элемент в ту же позицию и тот же контекст3.

1 В поэтическом творчестве типична ситуация, когда поэт часами ищет нужное слово, хотя и не знает, какое слово ему, собственно, нужно — иначе бы не искал. (Весьма образно описала подобную ситуацию М. Цветаева). И сознание упорно «работает», предлагая то один, то другой вариант. А поэт вполне осознанно выбирает: подходит это или нет.

Человек, распутывая логические и математические головоломки, пробует разные варианты поиска решения. Каждый знает это из [окончание cтраницы 492]

____________________

1 Якоби И. Символы в индивидуальном анализе. // Человек и его смыслы (под ред. К. Юнга). СШ, 1996, с. 403.

2Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, с. 111.

3См. Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М., 1979, с. 179-180.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.