Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лев Николаевич Толстой Собрание сочинений в двадцати двух томах Том 5. Война и мир 28 страница




пишет... Соня...

Соня, как бы не веря своим ушам, смотрела во все глаза на Наташу.

-- А Болконский? -- сказала она.

-- Ах, Соня, ах коли бы ты могла знать, как я счастлива! -- сказала

Наташа. -- Ты не знаешь, что такое любовь...

-- Но, Наташа, неужели то все кончено?

Наташа большими, открытыми глазами смотрела на Соню, как будто не

понимая ее вопроса.

-- Что ж, ты отказываешь князю Андрею? -- сказала Соня.

-- Ах, ты ничего не понимаешь, ты не говори глупости, ты слушай, -- с

мгновенной досадой сказала Наташа.

-- Нет, я не могу этому верить, -- повторила Соня. -- Я не понимаю. Как

же ты год целый любила одного человека и вдруг... Ведь ты только три раза

видела его. Наташа, я тебе не верю, ты шалишь. В три дня забыть все и так...

-- Три дня, -- сказала Наташа. -- Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне

кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Ты этого не можешь

понять. Соня, постой, садись тут. -- Наташа обняла и поцеловала ее.

-- Мне говорили, что это бывает и ты верно слышала, но я теперь только

испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я

почувствовала, что он мой властелин, и я раба его, и что я не могу не любить

его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого. Что ж

мне делать? Что ж мне делать, Соня? -- говорила Наташа с счастливым и

испуганным лицом.

-- Но ты подумай, что ты делаешь, -- говорила Соня, -- я не могу этого

так оставить. Эти тайные письма... Как ты могла его допустить до этого? --

говорила она с ужасом и с отвращением, которое она с трудом скрывала.

-- Я тебе говорила, -- отвечала Наташа, -- что у меня нет воли, как ты

не понимаешь этого: я его люблю!

-- Так я не допущу до этого, я расскажу, -- с прорвавшимися слезами

вскрикнула Соня.

-- Что ты, ради Бога... Ежели ты расскажешь, ты мой враг, -- заговорила

Наташа. -- Ты хочешь моего несчастия, ты хочешь, чтоб нас разлучили...

Увидав этот страх Наташи, Соня заплакала слезами стыда и жалости за

свою подругу.

-- Но что было между вами? -- спросила она. -- Что он говорил тебе?

Зачем он не ездит в дом?

Наташа не отвечала на ее вопрос.

-- Ради Бога, Соня, никому не говори, не мучай меня, -- упрашивала

Наташа. -- Ты помни, что нельзя вмешиваться в такие дела. Я тебе открыла...

-- Но зачем эти тайны! Отчего же он не ездит в дом? -- спрашивала Соня.

-- Отчего он прямо не ищет твоей руки? Ведь князь Андрей дал тебе полную

свободу, ежели уж так; но я не верю этому. Наташа, ты подумала, какие могут

быть тайные причины?

Наташа удивленными глазами смотрела на Соню. Видно, ей самой в первый

раз представлялся этот вопрос и она не знала, что отвечать на него.

-- Какие причины, не знаю. Но стало быть есть причины!

Соня вздохнула и недоверчиво покачала головой.

-- Ежели бы были причины... -- начала она. Но Наташа угадывая ее

сомнение, испуганно перебила ее.

-- Соня, нельзя сомневаться в нем, нельзя, нельзя, ты понимаешь ли? --

прокричала она.

-- Любит ли он тебя?

-- Любит ли? -- повторила Наташа с улыбкой сожаления о непонятливости

своей подруги. -- Ведь ты прочла письмо, ты видела его?

-- Но если он неблагородный человек?

-- Он!... неблагородный человек? Коли бы ты знала! -- говорила Наташа.

-- Если он благородный человек, то он или должен объявить свое

намерение, или перестать видеться с тобой; и ежели ты не хочешь этого

сделать, то я сделаю это, я напишу ему, я скажу папа, -- решительно сказала

Соня.

-- Да я жить не могу без него! -- закричала Наташа.

-- Наташа, я не понимаю тебя. И что ты говоришь! Вспомни об отце, о

Nicolas.

-- Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. Как ты смеешь

говорить, что он неблагороден? Ты разве не знаешь, что я его люблю? --

кричала Наташа. -- Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради Бога

уйди: ты видишь, как я мучаюсь, -- злобно кричала Наташа

сдержанно-раздраженным и отчаянным голосом. Соня разрыдалась и выбежала из

комнаты.

Наташа подошла к столу и, не думав ни минуты, написала тот ответ княжне

Марье, который она не могла написать целое утро. В письме этом она коротко

писала княжне Марье, что все недоразуменья их кончены, что, пользуясь

великодушием князя Андрея, который уезжая дал ей свободу, она просит ее

забыть все и простить ее ежели она перед нею виновата, но что она не может

быть его женой. Все это ей казалось так легко, просто и ясно в эту минуту.

-- -- -

В пятницу Ростовы должны были ехать в деревню, а граф в среду поехал с

покупщиком в свою подмосковную.

В день отъезда графа, Соня с Наташей были званы на большой обед к

Карагиным, и Марья Дмитриевна повезла их. На обеде этом Наташа опять

встретилась с Анатолем, и Соня заметила, что Наташа говорила с ним что-то,

желая не быть услышанной, и все время обеда была еще более взволнована, чем

прежде. Когда они вернулись домой, Наташа начала первая с Соней то

объяснение, которого ждала ее подруга.

-- Вот ты, Соня, говорила разные глупости про него, -- начала Наташа

кротким голосом, тем голосом, которым говорят дети, когда хотят, чтобы их

похвалили. -- Мы объяснились с ним нынче.

-- Ну, что же, что? Ну что ж он сказал? Наташа, как я рада, что ты не

сердишься на меня. Говори мне все, всю правду. Что же он сказал?

Наташа задумалась.

-- Ах Соня, если бы ты знала его так, как я! Он сказал... Он спрашивал

меня о том, как я обещала Болконскому. Он обрадовался, что от меня зависит

отказать ему.

Соня грустно вздохнула.

-- Но ведь ты не отказала Болконскому, -- сказала она.

-- А может быть я и отказала! Может быть с Болконским все кончено.

Почему ты думаешь про меня так дурно?

-- Я ничего не думаю, я только не понимаю этого...

-- Подожди, Соня, ты все поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не

думай дурное ни про меня, ни про него.

-- Я ни про кого не думаю дурное: я всех люблю и всех жалею. Но что же

мне делать?

Соня не сдавалась на нежный тон, с которым к ней обращалась Наташа. Чем

размягченнее и искательнее было выражение лица Наташи, тем серьезнее и

строже было лицо Сони.

-- Наташа, -- сказала она, -- ты просила меня не говорить с тобой, я и

не говорила, теперь ты сама начала. Наташа, я не верю ему. Зачем эта тайна?

-- Опять, опять! -- перебила Наташа.

-- Наташа, я боюсь за тебя.

-- Чего бояться?

-- Я боюсь, что ты погубишь себя, -- решительно сказала Соня, сама

испугавшись того что она сказала.

Лицо Наташи опять выразило злобу.

-- И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не

вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.

-- Наташа! -- испуганно взывала Соня.

-- Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!

Наташа выбежала из комнаты.

Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением

взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь

то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.

Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за

своей подругой.

Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила,

что Наташа сидела все утро у окна гостиной, как будто ожидая чего-то и что

она сделала какой-то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за

Анатоля.

Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что

Наташа была все время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии

(отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы,

всему смеялась).

После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у

двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было

передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой-нибудь

страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила

ее.

"Она убежит с ним! думала Соня. Она на все способна. Нынче в лице ее

было что-то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с

дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, -- но что мне

делать?" думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно

доказывали, почему у Наташи было какое-то страшное намерение. "Графа нет.

Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит

ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?...

Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала

письмо княжне Марье). Дяденьки нет!" Сказать Марье Дмитриевне, которая так

верила в Наташу, Соне казалось ужасно. "Но так или иначе, думала Соня, стоя

в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню

благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду

спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору

обрушиться на их семейство", думала она.

 

 

 

Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой

уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда

Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был

быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к

Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную

тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен

расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова

подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на

почтовых они должны были скакать за-границу.

У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у

сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова.

Два свидетеля -- Хвостиков, бывший приказный, которого употреблял для

игры Долохов и Макарин, отставной гусар, добродушный и слабый человек,

питавший беспредельную любовь к Курагину -- сидели в первой комнате за чаем.

В большом кабинете Долохова, убранном от стен до потолка персидскими

коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел Долохов в дорожном бешмете и

сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль

в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через

кабинет в заднюю комнату, где его лакей-француз с другими укладывал

последние вещи. Долохов считал деньги и записывал.

-- Ну, -- сказал он, -- Хвостикову надо дать две тысячи.

-- Ну и дай, -- сказал Анатоль.

-- Макарка (они так звали Макарина), этот бескорыстно за тебя в огонь и

в воду. Ну вот и кончены счеты, -- сказал Долохов, показывая ему записку. --

Так?

-- Да, разумеется, так, -- сказал Анатоль, видимо не слушавший Долохова

и с улыбкой, не сходившей у него с лица, смотревший вперед себя.

Долохов захлопнул бюро и обратился к Анатолю с насмешливой улыбкой.

-- А знаешь что -- брось все это: еще время есть! -- сказал он.

-- Дурак! -- сказал Анатоль. -- Перестань говорить глупости. Ежели бы

ты знал... Это чорт знает, что такое!

-- Право брось, -- сказал Долохов. -- Я тебе дело говорю. Разве это

шутка, что ты затеял?

-- Ну, опять, опять дразнить? Пошел к чорту! А?... -- сморщившись

сказал Анатоль. -- Право не до твоих дурацких шуток. -- И он ушел из

комнаты.

Долохов презрительно и снисходительно улыбался, когда Анатоль вышел.

-- Ты постой, -- сказал он вслед Анатолю, -- я не шучу, я дело говорю,

поди, поди сюда.

Анатоль опять вошел в комнату и, стараясь сосредоточить внимание,

смотрел на Долохова, очевидно невольно покоряясь ему.

-- Ты меня слушай, я тебе последний раз говорю. Что мне с тобой шутить?

Разве я тебе перечил? Кто тебе все устроил, кто попа нашел, кто паспорт

взял, кто денег достал? Все я.

-- Ну и спасибо тебе. Ты думаешь я тебе не благодарен? -- Анатоль

вздохнул и обнял Долохова.

-- Я тебе помогал, но все же я тебе должен правду сказать: дело опасное

и, если разобрать, глупое. Ну, ты ее увезешь, хорошо. Разве это так оставят?

Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд подведут...

-- Ах! глупости, глупости! -- опять сморщившись заговорил Анатоль. --

Ведь я тебе толковал. А? -- И Анатоль с тем особенным пристрастием (которое

бывает у людей тупых) к умозаключению, до которого они дойдут своим умом,

повторил то рассуждение, которое он раз сто повторял Долохову. -- Ведь я

тебе толковал, я решил: ежели этот брак будет недействителен, -- cказал он,

загибая палец, -- значит я не отвечаю; ну а ежели действителен, все равно:

за границей никто этого не будет знать, ну ведь так? И не говори, не говори,

не говори!

-- Право, брось! Ты только себя свяжешь...

-- Убирайся к чорту, -- сказал Анатоль и, взявшись за волосы, вышел в

другую комнату и тотчас же вернулся и с ногами сел на кресло близко перед

Долоховым. -- Это чорт знает что такое! А? Ты посмотри, как бьется! -- Он

взял руку Долохова и приложил к своему сердцу. -- Ah! quel pied, mon cher,

quel regard! Une déesse!! [36] A?

Долохов, холодно улыбаясь и блестя своими красивыми, наглыми глазами,

смотрел на него, видимо желая еще повеселиться над ним.

-- Ну деньги выйдут, тогда что?

-- Тогда что? А? -- повторил Анатоль с искренним недоумением перед

мыслью о будущем. -- Тогда что? Там я не знаю что... Ну что глупости

говорить! -- Он посмотрел на часы. -- Пора!

Анатоль пошел в заднюю комнату.

-- Ну скоро ли вы? Копаетесь тут! -- крикнул он на слуг.

Долохов убрал деньги и крикнув человека, чтобы велеть подать поесть и

выпить на дорогу, вошел в ту комнату, где сидели Хвостиков и Макарин.

Анатоль в кабинете лежал, облокотившись на руку, на диване, задумчиво

улыбался и что-то нежно про себя шептал своим красивым ртом.

-- Иди, съешь что-нибудь. Ну выпей! -- кричал ему из другой комнаты

Долохов.

-- Не хочу! -- ответил Анатоль, все продолжая улыбаться.

-- Иди, Балага приехал.

Анатоль встал и вошел в столовую. Балага был известный троечный ямщик,

уже лет шесть знавший Долохова и Анатоля, и служивший им своими тройками. Не

раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к

рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью. Не раз он увозил

Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как

называл Балага. Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и

всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал

под ними. Не раз он был бит ими, не раз напаивали они его шампанским и

мадерой, которую он любил, и не одну штуку он знал за каждым из них, которая

обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь. В кутежах своих они часто

зазывали Балагу, заставляли его пить и плясать у цыган, и не одна тысяча их

денег перешла через его руки. Служа им, он двадцать раз в году рисковал и

своей жизнью и своей шкурой, и на их работе переморил больше лошадей, чем

они ему переплатили денег. Но он любил их, любил эту безумную езду, по

восемнадцати верст в час, любил перекувырнуть извозчика и раздавить пешехода

по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать

за собой этот дикий крик пьяных голосов: "пошел! пошел!" тогда как уж и так

нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так

ни жив, ни мертв сторонился от него. "Настоящие господа!" думал он.

Анатоль и Долохов тоже любили Балагу за его мастерство езды и за то,

что он любил то же, что и они. С другими Балага рядился, брал по двадцати

пяти рублей за двухчасовое катанье и с другими только изредка ездил сам, а

больше посылал своих молодцов. Но с своими господами, как он называл их, он

всегда ехал сам и никогда ничего не требовал за свою работу. Только узнав

через камердинеров время, когда были деньги, он раз в несколько месяцев

приходил поутру, трезвый и, низко кланяясь, просил выручить его. Его всегда

сажали господа.

-- Уж вы меня вызвольте, батюшка Федор Иваныч или ваше сиятельство, --

говорил он. -- Обезлошадничал вовсе, на ярманку ехать уж ссудите, что

можете.

И Анатоль и Долохов, когда бывали в деньгах, давали ему по тысяче и по

две рублей.

Балага был русый, с красным лицом и в особенности красной, толстой

шеей, приземистый, курносый мужик, лет двадцати семи, с блестящими

маленькими глазами и маленькой бородкой. Он был одет в тонком синем кафтане

на шелковой подкладке, надетом на полушубке.

Он перекрестился на передний угол и подошел к Долохову, протягивая

черную, небольшую руку.

-- Федору Ивановичу! -- сказал он, кланяясь.

-- Здорово, брат. -- Ну вот и он.

-- Здравствуй, ваше сиятельство, -- сказал он входившему Анатолю и тоже

протянул руку.

-- Я тебе говорю, Балага, -- сказал Анатоль, кладя ему руки на плечи,

-- любишь ты меня или нет? А? Теперь службу сослужи... На каких приехал? А?

-- Как посол приказал, на ваших на зверьях, -- сказал Балага.

-- Ну, слышишь, Балага! Зарежь всю тройку, а чтобы в три часа приехать.

А?

-- Как зарежешь, на чем поедем? -- сказал Балага, подмигивая.

-- Ну, я тебе морду разобью, ты не шути! -- вдруг, выкатив глаза,

крикнул Анатоль.

-- Что ж шутить, -- посмеиваясь сказал ямщик. -- Разве я для своих

господ пожалею? Что мочи скакать будет лошадям, то и ехать будем.

-- А! -- сказал Анатоль. -- Ну садись.

-- Что ж, садись! -- сказал Долохов.

-- Постою, Федор Иванович.

-- Садись, врешь, пей, -- сказал Анатоль и налил ему большой стакан

мадеры. Глаза ямщика засветились на вино. Отказываясь для приличия, он выпил

и отерся шелковым красным платком, который лежал у него в шапке.

-- Что ж, когда ехать-то, ваше сиятельство?

-- Да вот... (Анатоль посмотрел на часы) сейчас и ехать. Смотри же,

Балага. А? Поспеешь?

-- Да как выезд -- счастлив ли будет, а то отчего же не поспеть? --

сказал Балага. -- Доставляли же в Тверь, в семь часов поспевали. Помнишь

небось, ваше сиятельство.

-- Ты знаешь ли, на Рожество из Твери я раз ехал, -- сказал Анатоль с

улыбкой воспоминания, обращаясь к Макарину, который во все глаза умиленно

смотрел на Курагина. -- Ты веришь ли, Макарка, что дух захватывало, как мы

летели. Въехали в обоз, через два воза перескочили. А?

-- Уж лошади ж были! -- продолжал рассказ Балага. -- Я тогда молодых

пристяжных к каурому запрег, -- обратился он к Долохову, -- так веришь ли,

Федор Иваныч, 60 верст звери летели; держать нельзя, руки закоченели, мороз

был. Бросил вожжи, держи, мол, ваше сиятельство, сам, так в сани и

повалился. Так ведь не то что погонять, до места держать нельзя. В три часа

донесли черти. Издохла левая только.

 

 

 

 

Анатоль вышел из комнаты и через несколько минут вернулся в

подпоясанной серебряным ремнем шубке и собольей шапке, молодцовато надетой

на бекрень и очень шедшей к его красивому лицу. Поглядевшись в зеркало и в

той самой позе, которую он взял перед зеркалом, став перед Долоховым, он

взял стакан вина.

-- Ну, Федя, прощай, спасибо за все, прощай, -- сказал Анатоль. -- Ну,

товарищи, друзья... он задумался... -- молодости... моей, прощайте, --

обратился он к Макарину и другим.

Несмотря на то, что все они ехали с ним, Анатоль видимо хотел сделать

что-то трогательное и торжественное из этого обращения к товарищам. Он

говорил медленным, громким голосом и выставив грудь покачивал одной ногой.

-- Все возьмите стаканы; и ты, Балага. Ну, товарищи, друзья молодости моей,

покутили мы, пожили, покутили. А? Теперь, когда свидимся? за границу уеду.

Пожили, прощай, ребята. За здоровье! Ура!.. -- сказал он, выпил свой стакан

и хлопнул его об землю.

-- Будь здоров, -- сказал Балага, тоже выпив свой стакан и обтираясь

платком. Макарин со слезами на глазах обнимал Анатоля. -- Эх, князь, уж как

грустно мне с тобой расстаться, -- проговорил он.

-- Ехать, ехать! -- закричал Анатоль.

Балага было пошел из комнаты.

-- Нет, стой, -- сказал Анатоль. -- Затвори двери, сесть надо. Вот так.

-- Затворили двери, и все сели.

-- Ну, теперь марш, ребята! -- сказал Анатоль вставая.

Лакей Joseph подал Анатолю сумку и саблю, и все вышли в переднюю.

-- А шуба где? -- сказал Долохов. -- Эй, Игнатка! Поди к Матрене

Матвеевне, спроси шубу, салоп соболий. Я слыхал, как увозят, -- сказал

Долохов, подмигнув. -- Ведь она выскочит ни жива, ни мертва, в чем дома

сидела; чуть замешкаешься, тут и слезы, и папаша, и мамаша, и сейчас озябла

и назад, -- а ты в шубу принимай сразу и неси в сани.

Лакей принес женский лисий салоп.

-- Дурак, я тебе сказал соболий. Эй, Матрешка, соболий! -- крикнул он

так, что далеко по комнатам раздался его голос.

Красивая, худая и бледная цыганка, с блестящими, черными глазами и с

черными, курчавыми сизого отлива волосами, в красной шали, выбежала с

собольим салопом на руке.

-- Что ж, мне не жаль, ты возьми, -- сказала она, видимо робея перед

своим господином и жалея салопа.

Долохов, не отвечая ей, взял шубу, накинул ее на Матрешу и закутал ее.

-- Вот так, -- сказал Долохов. -- И потом вот так, -- сказал он, и

поднял ей около головы воротник, оставляя его только перед лицом немного

открытым. -- Потом вот так, видишь? -- и он придвинул голову Анатоля к

отверстию, оставленному воротником, из которого виднелась блестящая улыбка

Матреши.

-- Ну прощай, Матреша, -- сказал Анатоль, целуя ее. -- Эх, кончена моя

гульба здесь! Стешке кланяйся. Ну, прощай! Прощай, Матреша; ты мне пожелай

счастья.

-- Ну, дай-то вам Бог, князь, счастья большого, -- сказала Матреша, с

своим цыганским акцентом.

У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага

сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал

вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в

другую тройку.

-- Готовы, что ль? -- спросил Балага.

-- Пущай! -- крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла

бить вниз по Никитскому бульвару.

-- Тпрру! Поди, эй!... Тпрру, -- только слышался крик Балаги и молодца,

сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что-то

затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.

Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись

назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.

Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли

по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и

вслед за тем выбежала горничная.

-- На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, -- сказала она.

Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил

за угол и вбежал на крыльцо.

Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.

-- К барыне пожалуйте, -- басом сказал лакей, загораживая дорогу от

двери.

-- К какой барыне? Да ты кто? -- запыхавшимся шопотом спрашивал

Анатоль.

-- Пожалуйте, приказано привесть.

-- Курагин! назад, -- кричал Долохов. -- Измена! Назад!

Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником,

пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием

оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за

калитку и побежал с ним назад к тройке.

 

 

 

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во

всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с

запиской в руке взошла к Наташе.

-- Мерзавка, бесстыдница, -- сказала она ей. -- Слышать ничего не хочу!

-- Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она

заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей,

которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести

этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.

Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди

убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по

комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в

кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.

-- Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! -- сказала она.

Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. "Гадко, скверно... В

моем доме... Мерзавка, девчонка... Только отца жалко!" думала Марья

Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. "Как ни трудно, уж велю всем молчать

и скрою от графа". Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату.

Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в

том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.

-- Хороша, очень хороша! -- сказала Марья Дмитриевна. -- В моем доме

любовникам свидания назначать! Притворяться-то нечего. Ты слушай, когда я с

тобой говорю. -- Марья Дмитриевна тронула ее за руку. -- Ты слушай, когда я

говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то

сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. -- Наташа не переменила

положения, но только все тело ее стало вскидываться от беззвучных,

судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и

присела на диване подле Наташи.

-- Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, -- сказала она

своим грубым голосом; -- слышишь ты что ли, что я говорю? -- Она поддела

своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья

Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и

сухи, губы поджаты, щеки опустились.

-- Оставь... те... что мне... я... умру... -- проговорила она, злым

усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.

-- Наталья!... -- сказала Марья Дмитриевна. -- Я тебе добра желаю. Ты

лежи, ну лежи так, я тебя не трону, и слушай... Я не стану говорить, как ты

виновата. Ты сама знаешь. Ну да теперь отец твой завтра приедет, что я скажу

ему? А?

Опять тело Наташи заколебалось от рыданий.

-- Ну узнает он, ну брат твой, жених!

-- У меня нет жениха, я отказала, -- прокричала Наташа.

-- Все равно, -- продолжала Марья Дмитриевна. -- Ну они узнают, что ж

они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он, если его на дуэль

вызовет, хорошо это будет? А?

-- Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас

просил? -- кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью

Дмитриевну.

-- Да чего ж ты хотела? -- вскрикнула опять горячась Марья Дмитриевна,

-- что ж тебя запирали что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же

тебя, как цыганку какую, увозить?... Ну увез бы он тебя, что ж ты думаешь,

его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених. А он мерзавец, негодяй, вот

что!

-- Он лучше всех вас, -- вскрикнула Наташа, приподнимаясь. -- Если бы

вы не мешали... Ах, Боже мой, что это, что это! Соня, за что? Уйдите!... --

И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе,

которого они чувствуют сами себя причиной. Марья Дмитриевна начала было

опять говорить; но Наташа закричала: -- Уйдите, уйдите, вы все меня

ненавидите, презираете. -- И опять бросилась на диван.

Марья Дмитриевна продолжала еще несколько времени усовещивать Наташу и

внушать ей, что все это надо скрыть от графа, что никто не узнает ничего,

ежели только Наташа возьмет на себя все забыть и не показывать ни перед кем

вида, что что-нибудь случилось. Наташа не отвечала. Она и не рыдала больше,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.