Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иcкусство Цейлона




О. Прокофьев

Изобразительное искусство Цейлона, так же как и в Индии, имело замечательное художественное наследие, но пришло в упадок в пору тяжкого ига колониализма. Однако в монументальной живописи дольше всего сохранились живые традиции. Знавшая расцвет в 18 столетии стенная роспись, украшавшая буддийские храмы, хотя и в упадочном состоянии, продолжала существовать в конце 19 в. Плоскостная и яркая, она отличалась наивной повествовательностью и богатством орнаментики.

В 20 в. на цейлонское искусство большое воздействие оказало Бенгальское Возрождение в Индии. Привезенная Рабиндранатом Тагором в 1936 г. выставка имела прогрессивное значение для дальнейшей деятельности «Цейлонского общества искусства», основанного еще в конце 19 в. стремившегося соединить национальные особенности живописи с элементами европейского искусства.

Современное развитие цейлонского изобразительного искусства происходит под знаком борьбы за реалистическое использование национальных традиций. Основную роль в художественной жизни страны играют образовавшаяся в 1943 г. группа «43» (модернистская по своей ориентации) и созданная в 1953 г. «Национальная организация искусства», участники которой стремятся найти темы для своих произведений в жизни простого народа, в его труде или же в старинных легендах и обычаях. Именно в этой организации объединены наиболее прогрессивные художники Цейлона.

В целом можно говорить об определенном стиле, свойственном некоторым лучшим художникам данного направления. Словно перекликаясь с древними традициями настенной живописи буддийских храмов, он отличается монументальной обобщенностью. Подчеркнутая контурная линия, придающая известную графичность этому стилю, не препятствует звучности и богатству колорита, построенного на простых и иногда тонко нюансированных соотношениях.

Наиболее яркое выражение этот стиль находит в произведениях Б. Л. А. Мендиса, интересного своими жанровыми и пейзажными работами. Таковы его произведения, выполненные в технике гуаши,— «Жил был однажды...», «Ночью в деревне» (1957) и особенно пейзаж «Самналаканда, или Адамов пик — священная гора», где плавные и волнистые контуры выразительно передают обобщенные силуэты склонов гор и ущелий.

Близка к монументальной росписи картина художника Артура «Носят песок» (1957). Ритмично повернутые фигуры стоящих с корзинами с песком женщин полны какой-то внутренней устойчивости, твердости и величия; орнаментально схематизированные контуры косых облаков подчеркивают размеренность движения в композиции. Богатые возможности национального стиля проявляются в разнообразии индивидуальных манер художников. Здесь и экспрессивный, несмотря на некоторую схематизированность манеры, Гамалатхниядаса («Раннее утро», 1957), и лиричный и полный тепла к изображенным людям Дэнни Вималасири («Семья», 1957), и ряд других. Лишь иногда чрезмерный интерес к чисто декоративной изысканности или стилизации под лубок при поверхностном подходе к изображаемому явлению ведет к слащавости и искусственности, нарушая органичность новых поисков в этом направлении.


Гамалатхпиядаса. Раннее утро. 1957 г.

илл. 304 б


Дэнни Вималасири. Семья. 1957 г.

илл. 305

Немалый интерес представляют попытки цейлонских художников обогатить пространственные отношения в своих картинах, внести в них глубину, обращаясь к опыту западноевропейского искусства. В лучших образцах подобного рода сохраняются национальные особенности живописи, как, например, в произведениях Г. С. Фернандо. В своих жанровых акварелях он ищет более тонких и наблюденных в жизни тональных соотношений («Деревенская сценка», «Воловья упряжка с травой»). В них лаконичность и в то же время живописность манеры хорошо передают своеобразную природу Цейлона.

Дальнейшее успешное развитие цейлонского изобразительного искусства зависит от плодотворного совершенствования реалистических тенденций, соединяющих национальные особенности с отображением современности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.