Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бразилия




Когда папа делил еще не открытые земли между Испанией и Португалией, никто не догадывался, что демаркационная линия пройдет через восточную оконечность Южной Америки. В 1500 году португальская эскадра, направлявшаяся на восток, значительно удалилась от берегов Африки, чтобы избежать встречных ветров, и случайно было увидено то, что сейчас называется Бразилией. Исследовав побережье, эскадра продолжила путь на восток, а один корабль был отправлен назад в Лиссабон с известием об открытии земли, расположенной в середине Атлантического океана. Несколько предварительных исследований привели к выводу, что единственную ценность на этой земле представляет пау-бразил (бразильское дерево), пригодный для изготовления красителей. Король Португалии Мануэль предоставил монополию на вывоз пау-бразила группе португальских купцов, представители которых организовали на побережье торговые центры. Там они торговали ножами, ножницами, иглами и тому подобным для получения пау-бразила, который индейцы добывали и свозили на склады, расположенные на побережье.

Когда пау-бразила осталось мало, португальцы переключились на сахарный тростник, который можно было выращивать в этом районе. Сахар в то время стоил в Европе очень дорого, и его производство сулило целые состояния. Пятнадцати своим фаворитам король предоставил "округа" по пятьдесят лиг вдоль побережья и на территории в глубь страны вплоть до границ испанских владений. Освоены были только десять округов, и на восьми из них дело не пошло. Два успешных предприятия положили начало планомерной колонизации Бразилии.

Возделывание сахарного тростника и превращение его в сахар требовали большого количества дешевой рабочей силы, и португальцы стремились получить ее, обращая в рабство индейцев. Теоретически, в рабство португальцы могли обращать только тех индейцев, которые уже были рабами других индейцев или которых захватывали в ходе "справедливых войн". Но вскоре для этих так называемых справедливых войн начали находить разного рода предлоги и в конце концов отбросили даже видимость - работорговцы плавали вдоль побережья и захватывали всех неосторожных индейцев. Кроме того, португальцы развязывали войны между индейскими племенами и затем покупали пленных в обмен на инструменты, ножи и тому подобное.

Но эти методы не давали нужного количества рабов, к тому же многие из них при первой возможности убегали в джунгли. Тогда португальцы начали ввозить невольников из Африки, расположенной достаточно близко по другую сторону Атлантики. Индейское население все больше удалялось в глубь страны, а большинство населения в Восточной Бразилии составляли теперь чернокожие и португальцы.

Приходившие в Лиссабон из Бразилии известия были неутешительными. Жестокое и безнравственное поведение колонизаторов вызвало жесткую реакцию. В 1549 году с целью наведения порядка и пополнения казны король Португалии отменил систему округов, выкупил земли, приносившие доход, и объявил Бразилию королевской колонией. Именно тогда вместе с первым губернатором появились миссионеры-иезуиты во главе с Мануэлем де Нобрегой, чьи слова, приведенные в начале главы, ясно показывают, как он понимал свою миссию. Первый епископ, назначенный в 1551 году, вел себя не намного лучше. Он конфликтовал с колонизаторами и не обращал никакого внимания на плачевное положение индейцев и африканцев. Корабль, на котором он возвращался в Португалию, чтобы пожаловаться на поселенцев, потерпел кораблекрушение, и его вместе со всеми спутниками съели индейцы.

Создававшиеся иезуитами миссии весьма походили на парагвайские, но с одной существенной разницей: они располагали их не на значительном удалении от поселенцев, а там, где индейцы могли работать на плантациях. Миссионеры были благодарны португальцам за поддержку, и в обмен на это предлагали труд индейцев, по сути равнозначный рабскому. Один миссионер сказал: "Они дрожат от страха перед губернатором, и этого страха... нам достаточно, чтобы учить их. Он помогает им слышать Слово Божье".

Реакция индейцев приняла форму мессианского культа, в котором сочетались элементы христианства и других верований. Когда от вспышки оспы умерли тысячи индейцев, начались разговоры о спасителе, которого индейцы называли "Санто" и который должен был прийти и освободить их от португальского ига. Новая религия, названная santidade, получила распространение не только среди индейцев, находившихся под властью португальцев, но и среди тех, кто еще оставался свободным в джунглях, и служила связующим звеном между двумя группами. Среди чернокожих рабов христианство тоже сочеталось с их родовыми верованиями. Такие смешанные культы развивали в чернокожих и в индейцах чувство собственного достоинства, в котором им отказывало официальное христианство.

В торговле пау-бразилом с португальцами очень рано начали конкурировать французы, надеявшиеся организовать в Бразилии постоянное поселение. Такая попытка была предпринята в 1555 году Николя Дюраном де Виллеганьоном, основавшим колонию на острове в заливе Гуанабара неподалеку от современного Рио-де-Жанейро. Виллеганьон установил дружеские отношения с индейцами племени тамойо, которые помогли ему укрепить остров. Он также написал Кальвину, и в ответ на его просьбу ему отправили нескольких протестантских пасторов для служения протестантам среди поселенцев. Это и многие другие вопросы создали серьезные трудности в поселении, которое в конечном счете было уничтожено португальцами. Индейцы тамойо и жившие с ними французские беженцы какое-то время продолжали сопротивление. Затем, спасаясь от португальцев, племя переселилось в глубь страны. Когда в конце XVI века английский авантюрист уговорил индейцев вернуться на побережье и бороться за свои земли, их племя было уничтожено. Десять тысяч человек было убито и вдвое больше продано в рабство.

Коротко говоря, ранняя история христианства в Бразилии, как и во многих других странах в период колониальной экспансии, выглядит не особенно привлекательной. Пройдут многие годы, прежде чем будут преодолены негативные последствия такого неудачного начала.

В то время как Испания и Португалия создавали обширные заморские империи и утверждали католичество в дальних странах, в Европе разворачивалась протестантская Реформация. 1521 год, когда Лютер смело предстал перед Карлом V на Вормсском рейхстаге, был также годом, когда Кортес захватил Теночтитлан. С расстояния всего в четыреста лет после этих событий нам, вероятно, еще рано судить, какое из них в конечном счете окажет наибольшее влияние на ход развития христианства. Как бы там ни было, в следующем томе мы вернемся к рассмотрению положения дел в Европе и продолжим рассказ о поисках обновления и реформации и о тех людях, которые посвятили этому свою жизнь.

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

Порядковый номер Дата проведения и название Основные решения
  325 I Никейский Осуждение Ария Сын единосущен Отцу
    Никейский символ веры
  381 I Константинопольский Подтверждение решений Никейского
    собора
    Божественность Святого Духа
    Осуждение Аполлинария
  431 Ефесский Осуждение Нестория
    Мария — theotokos, то есть «Богородица»
  451 Халкидонский Осуждение Евтихия
    Присутствие во Христе двух природ — божественной и человеческой
  553 II Константинопольский Осуждение «трех глав»: Феодор
    Мопсуэстский
    Феодорит Кирский
    Ива Эдесский
  680-681 III Константинопольский Осуждение монофелитства
    Осуждение папы Гонория
  787 II Никейский Осуждение иконокластов
    И коны достойны почитания (dulid), но не поклонения (latrid)
  869-870 IV Константинопольский Конец раскола Фотия
     
  1123-44 I Латеранский Подтверждение Вормсского
    конкордата между папством и империей
  1139 II Латеранский Обязательное безбрачие духовенства
     
  1179 III Латеранский Установление порядка избрания папы
     
  1215 IV Латеранский Пресушествление
    Исповедание и причащение как минимум раз в году
    Осуждение Иоахима Флорского, вальденсов и альбигойцев
    Основание инквизиции
  1245 I Лионский Объявление о низложении императора
    Фридриха II
  1274 II Лионский Новые правила избрания папы
    (действующие в целом до настоящего времени)
    Формальное воссоединение с Константинополем
  1311-1312 Вьеннский Роспуск ордена тамплиеров
  1414-1418 Констанцский Конец великого раскола
    Осуждение Я на Гуса
    Верховенство собора над папой
    Планы реформы и проведения других соборов
  1431-1445 Базельско-Флорентийский Формальное воссоединение с Константинополем, Арменией и яковитами
  1512-1517 V Латеранский Осуждение раскольнического
    Пизанского собора
  1545-1563 Тридентский Осуждение протестантов
    Авторитет Писания и предания
    Укрепление католической
    контрреформации
  1869-1870 I Ватиканский Непогрешимость папы
  1962-1965 II Ватиканский Реформа литургии (использование родных языков) Отклик церкви на проблемы современного мира: -международное экономическое неравенство; - угроза термоядерной войны; -свобода вероисповедания; - готовность строить отношения с другими христианами

Литература

1 Епископы, не признаваемые католической церковью, выделены курсивом.

2 Нехристианские авторы приведены в скобках.

3 АННАЛЫ 15.44.

4 Анналы 15.44.

5 А пологая 1.2.

6 Игнатий, Римлянам 1.2-2. 1.

7 Мученичество Поликарпа 14.

8 Размышления 2. 5.

9 Ориген, Против Цельса 3, 55.

10 Октавий 12.

11 Ориген, Против Цельса 4. 3.

12 Опровержение еретиков 1.7.

13 К Диогнету 5. 1-11.

14 Опровержение еретиков, 8

15 Там же, 7

16 Прот ив Праксея 1.

17 Мученичество Перпетуи и Фелицитаты 5.3.

18 Евсевий Кесарийский, Церковная история 8. 17. 6-10.

19 Епископы, не признаваемые католической церковью, выделены курсивом.

20 Знак + указывает, что приведена дата смерти

21 См Приложение, где приведен список всех Вселенских соборов с указанием дат и основных решений

22 Евсевий Кесарийский, Жизнь Константина 3. 7.

23 Евсевий Кесарийский, Послание к кесарийцам.

24 Ныне Милана. Дал ее в тексте будет использоваться современное название города. - Прим. перев.

25 Об обязанностях священнослужителей 2.137.

26 Проповедь против Авксентия 5.

27 Созомен, История церкви 7.25.

28 О священстве 6.

29 'Гомилия 2.4.

30 Письма 28. 2.

31 Комментарий книги Иезекииля, предисловие к книгам 2 и 7.

32 Приведены имена только наиболее значительных правителей и пап.

33 Папы, не признаваемые католической церковью, выделены курсивом.

34 С этого времени больше внимания стоит уделять королям Франции и Англии, чем императорам.

35 Григорий Назианзин, Послания 101.

36 Точное изложение православной веры 4.16.

37 Приведено по: G. Z.anamri,Histoirede I'eglise byzantine (Paris:Nouvelles editions latines, 1954), p. 185.

38 Послание Элипанду 1.4.

39 Григорий VII, Регистр 3.10а.

40 Свод канонического закона 2. 1245.

41 Проповедь на тему "Блаженны нищие духом".

42 О подражании Христу 1.1.3.

43 Энкомьенда - букв, "опека", право на пользование землей с проживающими на ней индейцами. - Прим. перев.

44 В 1054 году церковь разделилась на Восточную и Западную. Соборы, приведенные в списке после этой даты, проводились только на Западе.

Дополнительная литература




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.