КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социокультурный подход к детерминации сознания представлен в истории философии двумя версиями
Первая из них разработана в немецкойклассической философии (И. Кант, Гегель), она выявила влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей) и разграничила индивидуальное и общественное (надындивидуальное) сознание. Вторая версия представлена философией марксизма(К. Маркс, Ф. Энгельс). В рамках диалектико-материалистической философии была проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи общественного сознания со сферой предметно-практической деятельности людей. 4. Постклассические варианты философского осмысления проблемы сознания: · экзистенциально-феноменологической традиция(Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр) в трактовке сознания исходит из рассмотрения субъективности как специфического бытия, феноменологию интересует многообразие способов данности предметов, явления себя человеку; · психоаналитическая традиция(З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) поставила перед философией проблему бессознательного, наряду с признанием индивидуального бессознательного, она ввела представление о коллективном бессознательном, символизирующем наследие опыта предшествующих поколений людей в индивидуальной психике человека; · структурализм (М. Фуко, Р. Барт) и герменевтика (М. Хайдеггер, Г. Гадамер) стремится представить бытие сознания через структуры языка; · в концепциях философии постмодерна сознание трактуется как процесс порождения текстов, призванный продуцировать и транслировать безадресные сообщения по каналам коммуникации.
5. Современные представления о сознании синтезируют содержательные аспекты анализа проблемы, получившие обоснование в процессе исторической динамики философского и естественнонаучного знания. Базовые стратегии философского осмысления проблемы сознания: во-первых, рассмотрение вопроса о происхождении, структуре и функциях сознания; во-вторых, исследование его социокультурной размерности и взаимосвязи с семиотическими системами; в-третьих, анализ проблемы субстрата сознания и возможности его искусственных модификаций. Проблема генезиса сознания получила детальную разработку в диалектико-материалистической философии. С точки зрения философии марксизма предпосылками становления сознания выступают: § эволюция свойства отражения, присущего всей материи; § развитие зачаточного интеллекта животных; § переход особой ветви гоминид к орудийной деятельности и предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; § развитие в процессе труда знаковой коммуникации и новых форм передачи накопленного опыта, положивших начало формированию культуры как особого мира человека. Отражение – всеобщее свойство материальных образований воспроизводить свойства и особенности других предметов, вещей, взаимодействие отражаемого и отражающего.
Основные формы отражения: · отражение в неживой природе; · биологическое отражение (раздражимость, возбудимость, психика, сознание). Сознание – высшая форма отражения, функция высокоорганизованной материи (человеческого мозга), заключающаяся в способности отражать действительность в форме идеальных образов. Отличие сознания человека от психики животных: 1) целеполагание (способность прогнозировать свою деятельность); 2) абстрактное мышление (умение воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии); 3) самосознание (возможность выделения себя из внешней среды); 4) язык (вторая сигнальная система, позволяющая ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям).
Структура сознания: · интеллект; · эмоции; · воля; · внимание; · память.
Сознание человека не сводится к интеллектуальному отражению мира и эмоциональному переживанию отраженного. Функционирование сознания заключается также в регулировании деятельности человека, направленной на активное преобразование действительности. В целенаправленных действиях человека проявляется его воля – сторона психической деятельности, получающая свое выражение в осознанных поступках.
Направленность психических процессов (как познавательных, так и эмоционально-волевых) выражается во внимании. Сознание человека также невозможно представить себе без памяти – способности сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии.
Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно. Уровни бессознательного: 1) неосознанный психический контроль за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением элементарных нужд и потребностей тела (обеспечивает большую скорость и точность операций, высвобождает сферу сознания для решения творческих операций); 2) процессы и состояния, до определенной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее их осознания, различные переживания: тревожные, болезненные впечатления); 3) некоторые процессы художественной, научной, философской и прочей интуиции.
Структура психики человека по З. Фрейду: 1) "Сверх-Я" (традиции, идеалы, ценностные представления, доминирующие в культуре, социальные императивы и запреты); 2) "Я" (сознание); 3) "Оно" (совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний и т.д.). "Я", будучи связанным с "Сверх-Я" и "Оно", как бы балансирует между ними. Реформаторская версия психоаналитической философии (К. Юнг) выделила в индивидуальной психике наличие архетипов (прообразов) коллективного бессознательного, за которыми скрывается опыт понимания и переживания мира историческими предками человека. Социально-критическая стратегия в развитии постклассической философии (марксизм, неомарксизм, постмарксизм) вслед за немецкой классической философией, выделив в духовной реальности наряду с индивидуальным сознанием общественное сознание, поставила вопрос об их социокультурной детерминации.
Виды сознания: · общественное; · индивидуальное; · классовое; · национальное; · групповое и т.д.
Общественное сознание – это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность и обратно воздействующих на нее. Являясь продуктом исторического развития, оно играет роль культурных оснований личности. Индивидуальное сознание – неповторимый духовный мир конкретного человека.
Типы сознания: · обыденное сознание (возникает в процессе повседневной практики стихийно, является эмпирическим отражением внешней стороны действительности, направлено по получение непосредственной пользы, это несистематизированное знание, не подвергающееся рефлексии); · теоретическое сознание (отражает существенные связи и закономерности действительности, оно систематизировано, направлено на выяснение истины, хранится и передается в знаковой форме).
Уровни общественного сознания: · общественная психология; · общественная идеология. Сознание на уровне психологии отражает поверхностную сторону действительности, не поднимается до научных обобщений. Психология включает в себя чувства и настроения людей, сопровождающие любую общественную идею.
Идеология – система взглядов, идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся программы деятельности. Идеология не возникает стихийно, это дело политиков, экономистов, юристов, историков, философов, деятелей науки и искусства. В сознании идеология утверждается с помощью средств информации, системы образования и воспитания.
Формы общественного сознания: · классические (политическое, правовое, научное, философское, нравственное, эстетическое, религиозное); · новые (экономическое, экологическое, демографическое, историческое и др.).
Любая форма общественного сознания действует в единстве с соответствующими культурой, воспитанием, поведением и деятельностью человека, а степень ее выраженности зависит от развитости объектов, отражаемых данным сознанием.
Основные функции сознания: 1) познавательная (сознание человека позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности, осуществлять акты самопознания); 2) целеполагающая (ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде); 3) регулятивная (регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью); 4) креативная (определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |