Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие композиции. Визуальное восприятие изображения на плоскости. Средства графического изображения. Средства выражения художественного образа




Лекция 1

Эстетические требования к проектированию можно сформулировать как систему эстетических норм, обеспечивающих создание изделий, выразительных в художественном отношении и оказывающих положительное воздействие на человека. Требования разнообразны (технические, эргономические, социально – экономические, эстетические). Они включают обеспечение рациональной конструкции и формы, максимальной функциональности, образной выразительности объекта, удобства эксплуатации. В процессе проектирования дизайнер реализует эти требования, с помощью средств композиции добиваясь соответствия формы закономерностям композиции, подчиненность всех элементов изделия общему композиционному решению.

Композиция научная дисциплина, которая рассматривает закономерности формообразования, а также специфические приемы и средства, применяемые в процессе работы над художественным образом.

Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием внутреннего пространства.

Композиция (от латинского – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу в целом.

Композиция - «сочинение» - система построения художественного произведения. Приемы и средства композиции известны давно и широко применяются в художественной практике, они изучаются в основном по материалам архитектуры, промышленного проектирования, декоративно прикладного искусства. В процессе работы над композицией художник оперирует движениями образов – элементов. Композиционное равновесие связано с установлением определенных пространственных интервалов между измеряемыми элементами формы, например точками.

Для успешного решения проектных задач специалисту необходимо освоить все основные закономерности композиции и уметь пользоваться ее средствами. Композиция как объект изучения может выступать в трех состояниях:

· как независимо существующая реальность;

· визуально выявленная и зафиксированная воображением гармония;

· как результат сознательной эстетически направленной деятельности. Отсюда и ее определения:

· композиция есть объективное свойство ограниченного множества элементов, организованного на основе общих признаков, отличающих его от других множеств;

· композиция есть субъективное отражение в сознании наблюдателя множества элементов, организованного на основе реальных или воображаемых общих признаков;

композиция как действие есть приведение к гармоническому единству элементов ограниченного множества.

Таким образом, формальные требования к композиции исходят из объективной реальности природного мира и обусловлены психофизическим устройством человека, его органов восприятия, мозга и тем, как отражается в человеческом сознании объективная реальность. Диалектическое развитие, присущее материи, находит свое отражение в продуктах духовной деятельности человека, в частности, в искусстве. Законы диалектики непосредственно проявляются в композиционном построении произведений искусства. Само понятие «композиция» означая связь, сопоставление, уже подразумевает наличие противоположных начал.

Знаменателем вышеприведенных формулировок является их эстетическая направленность, т.е. оценка композиции в любом аспекте осуществляется с точки зрения ее эмоционально-художественного воздействия на зрителя. (Ткачев)

Формирование композиции - процесс, предусматривающий логическую последовательность мышления и очередность ввода композиционных средств. Акцент на достижение художественной гармонии и эмоциональной напряженности выносит на первые позиции обобщенную идею, представляющую генетическое ядро, композиционный код, в котором зашифрованы ассоциативные связи с функциональным и образным аналогом, иерархия средств.

Современные концепции прогрессивных дизайнерских школ утверждают, что на разных этапах обучения учащийся развивает свой профессиональный опыт с помощью разных по своей выразительности графических средств и приемов, которые далеко не всегда применяются на практике, поэтому просто вооружить студента лишь графическими навыками практического проектирования недостаточно. Нельзя забывать и о том, что любое изображение в проектной графике служит не только для сообщения графической информации, но является объектом эстетического восприятия.

Возможно, художественная интуиция удачливого дизайнера и есть основа его монопольного имиджа, однако составляющие секрета профессии достаточно просты, и они давно открыты. Их общее название - композиционное мышление. Как обязательный признак мировоззрения творческой личности, композиционное мышление основано на воспитанном (или даже врожденном) внимании к гармоничным связям вещей и явлений (чувство формы и цвета, тонкий музыкальный слух, вкус), практическая реализация которого заключается в освоении многочисленных составляющих мастерства, «извлекающего» гармонию и делающего ее достоянием людей.

Рецептурное изложение основ творческого процесса, касающегося сферы композиционного мышления, предполагает необходимость изначального выявления наблюдаемых свойств объектов и пространства, изучение тех видов и форм их взаимодействия, которые вызывают впечатление единства или дисгармонии. Обратите внимание на то, что композиционное мышление оперирует не объективным состоянием среды и предметов, а их отображением в нашем сознании, сформированным на основе наблюдения. Когда же дело доходит до практического воплощения результатов композиционного мышления, то объективные итоги работы отображают закономерность преобладания визуального начала в формах регулирования созданного человеком мира. (Ткачев)

Объектом и результатом композиционного мышления в дизайне являются: композиция, элементы, ее составляющие, и организационные формы их сочетаний [38, 48, 62, 78,79,83,85,95, 113].

Композиционное мышление, использование законов визуального восприятия помогает:

· овладеть принципами создания композиции, основанными на психологии и физиологии визуального восприятия;

· осознанно выбирать художественно-выразительные средства, заранее предполагая реакцию зрителя, возможность корректировать композицию;

Любое изображение не является точной копией объекта, заимствованного из окружающей действительности. Изображение конструируется с помощью средств изображения - точки, линии, тона и цвета. Изучение уровней художественного языка и средств передачи формы:

-знаковый, восприятие линии, как единицы художественного языка на эмоциональном, подсознательном уровне;

-символический, закрепленное в традициях значение и смысл линий, форм, фигур, основано на сознательном использовании при условии специального знания символики;

-образный, привлечение художественных образов восприятия человека, активизации воображения в процессе визуального восприятия.

При изучении знакового уровня художественного языка формы рассматриваются эмоциональные качества точки, линий, пятна определяющих строение формы. Эмоциональное воздействие тех или иных изображений на человека связно с работой глаза человека. Например, горизонтальная линия воспринимается глазом с минимальным напряжением и потому вызывает ощущение удовлетворения, вертикальная воспринимается с большим напряжением, неправильные и ломаные линии вызывают наибольшее напряжение и болезненные ощущения глаза. При восприятии правильных кривых линий глаз подготавливается к предстоящему изменению, воспринимает более спокойно.

Художественно-композиционные достоинства проектной графики влияют на эффективность восприятия передаваемой информации, на содержательность эмоционального отношения к изображаемому объекту. Из этого следует, что в дизайнерской школе необходимо обучать не только черчению и рисунку, но целенаправленно прививать учащемуся культуру рисования и черчения. (Кудряшов) Изучение композиции на начальном этапе заключается в изучении средств, особенностей и закономерностей композиции: теоретические параметры построения композиционных модулей различных культурно – исторических эпох.

Средства изображения Изображение конструируется с помощью средств изображения - точки, линии, тона и цвета.

Понятие средств изображения в проектной Г неразрывно связано с ее содержанием, основой которого является модель проектируемого объекта. Сама природа этого объекта настолько специфична и качественно своеобразна, что ее свойства активно воздействуют на содержание и изобразительную форму ПГ, выделяют ее по ряду признаков из других видов графического искусства. Чем же специфичен архитектурный объект? Его отличают следующие основные свойства:

· Положение в пространстве

· Размер, масштабность,

· Тектоника, стиль

Свойство графического изображения:

· Стиль изображения

· Лаконизм

· условность

 

ТОЧКА играет заметную роль в промграфике. станковой, книжной, иллюстративной графике и пр. Точка чаще всего является бесконечно малой единицей - частью линии, ряд точек, смыкаясь, воспринимается как линейное образование, составляет фрагмент точечного, линейного рисунка. Соразмерными с точкой изобразительными элементами являются буквы и цифры, реже очень малые по своей величине детали изображения. Именно по этим причинам в палитре средств ПГ чаще фигурируют три важнейшие разновидности - линия, тон и цвет.

Точка. Понятие точки – исходное понятие в арифметике и геометрии. В теоретическом смысле точка не имеет измерения, она безмерна и указывает лишь место объекта. В формальном понятии – точка геометрическая форма, имеющая нулевые размеры(абсурд) – точка отсчета, место положение, в механике точка наделяется массой, в кинематике точка трактуется как шар имеющий, визуальную «протяженность»,(наша земля, вращаясь вокруг солнца – «научная абстракция точки»).

Рассмотрим точку в пределах композиционного пространства. Мы невольно награждаем ее известными материальными характеристиками: формой (шарик), конечностью (протяженность), граничностью (ощущается барьер между телом точки и непосредственно прилегающим к нему пустым пространством).

Точка результат первого столкновения художественного орудия с материальной плоскостью, с бумагой. Материализуясь невидимая геометрическая точка должна приобрести величину, занимающую определенную часть основной плоскости (на уровне ощущений). Она приобретает границы, контуры, чтобы отделить себя от окружающего:

-соотношение точки и основной плоскости по величине и соотношение ее величины с другими формами на этой плоскости.

Необходимо уметь не просто поставить точку, а сделать это на таком уровне, чтобы она обладала необходимым качеством. Под качеством подразумевается отношение размера точки к ее положению на плоскости, контраст между точкой и плоскостью (фоном). Задача сводится к тому чтобы разрушить пассивную целостность пространства плоскости, выявить активное начало, нанеся на белую плоскость черный предмет – точку. Точка может подвергаться формальным графическим превращениям – изменятся по размеру, плотности, насыщенности.

точка. Это тоже форма, без которой в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит

от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.