Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Светская область музыкальной культуры




Древне-украинская церковная монодия

Во второй половине 16 ст. церковное монодическое пение в Украине достигло высокого художественного уровня. Оно отличалось мелодическим богатством и разнообразием. В нем произошли существенные стилевые изменения, которые привели к реформе нотации. Такая реформа в Украине была проведена не позднее второй половины 16 ст., и церковные монодические пения стали записывать новой пятилинейной системой, которая получила название «киевское знамя», или «киевская квaдpaтнaя нотация». В целом же киевская пятилинейная нотация совсем не сложная для прочтения, - она близка к современной. Благодаря ее внедрению для нас стал доступным музыкальное смысл большого числа монодических напевов украинской богослужебной практики с конца 16 ст.

На раннем этапе развития христианства в Украине- Руси существовал ряд книг, которые фиксировали церковные пения (Обиход, Октоих, Ирмолог и др.). В период 14-16 ст. в Украине сформировалась oдна универсальная рукописная книга, в которую вошли церковные пения из разных жанровых сборников, которые исполнял хор во время Службы на протяжении целого церковного года (от сентября до августа). Она имела название Ирмолой. В библиотеках Украины, а также России, Польши хранится почти тысяча рукописных нотолинейных ирмолоев украинского происхождения.

В структуре ирмолоев объединялись разные принципы: жанровый, гласовый и календарный. Важной частью сборника были Всенощная Служба и Литургия (Иоанна Златоуста, Василия Большого и др.) из «Обихода», которые исполнялись каждое воскресенье, на праздниках, а в кафедральных соборах и монастырских церквях каждый день. Первые печатные ирмолой появились в Льве в 1700 и в 1709 г. Но и после появления печатных ирмолоев традиция переписывания этих сборников существовала и дальше.

В конце 16 - в начале 17 ст. в Украине существовали светские формы музыки, хотя с того времени об этой области музыкальной культуры сохранилось очень мало сведений. Центрами интеллектуальной и художественной жизни, где могла развиваться светская музыка, были имения князей и многих вельмож. Одним из таких центров во второй половине 16 - в начале 17 ст. был двор Константина Острожского, основателя Острожского культурно-образовательного центра.

В развитии городского бытового музицирования значительную роль играли музыкальные цеха. Они возникли по образцу ремесленных цехов и существовали преимущественно в тех городах, которые пользовались так называемым магдебургским правом - эти города получали от литовской и польской власти грамоты на право «свободного самоуправления». В Украине 15-16 ст. целый ряд городов имели такое право. О возникновении ремесленных цехов в Украине есть сведения с XV ст., а музыкальных цехов - с конца XVI ст. Городская власть узаконивала существования цеховой организации. Цеха принимали устав и его придерживались. Древнейшее упоминание о цеховых музыкальных организациях относится к Каменец-Подольскому цеху скрипачей и гусляров, известного с 1578 г. В 1580 г. уже существовал музыкальный цех во Львове.

Регламентировалась уставом и исполнительская деятельность членов цеха. Среди музыкантов Львовского цеха были певцы и инструменталисты, которые играли на органе, бубнах, медных духовых инструментах - пузонах и деревянных - пищалках, шаламаях (прототип гобоя), струнных цимбалах, лютнях, скрипках и др. Как свидетельствует Львовский устав, музыканты играли во время торжественных городских мероприятий (выборы, коронации, разные праздника) и на крестинах, свадьбах, похоронах и т.п. К сожалению, нотные записи репертуара украинских музыкальных цехов того времени не сохранились.

 

Подытоживая рассмотренные в этой теме проблемы, можно сделать вывод, что украинская культура, в частности музыкальная, достигла в XVI в начале ХУІІ ст. высокого уровня. Особым богатством в это время отмечается украинский фольклор. В конце XV - в начале XVII ст. сформировались почти все основные его жанры. Значительным достижением украинской народа являются думы и исторические песни - своеобразная летопись тогдашних исторических событий. В думах и лирических песнях можно проследить характерные для той эпохи ренессансно-гуманистические тенденции.

В профессиональной музыке это было время расцвета церковной монодии, которая мелодично значительно обогатилась. Хоть в монодии прослеживается синтез слова и музыки, однако в напевах с кантиленным типом мелодики на первый план выходит музыкальное начало. Украинская монодия развивалась в связях не только с восточнославянской церковной монодией (белорусской и русской), но и с новогpeческой, южнословянской (болгарской и сербской).

Существует достаточно фактов, которые свидетельствуют о том, что в Украине функционировали и светские профессиональные жанры: в домах княжеской среды, в городском быту, в исполнении цеховых музыкантов. К сожалению, исторические документы не дают конкретных сведений о репертуаре, который тогда исполнялся, а до нашего времени эти произведения не сохранились.

Кроме церквей и монастырей, в конце XVI - в начале XVII ст. появились новые культурные центры, которые играли определяющую роль в развитии украинского музыкального искусства. К ним принадлежат братства и их школы. Они содействовали не только подъему общей грамотности украинского народа, но и овладению широкими слоями населения музыкальной грамотой и церковным пением. Это обеспечило высокий уровень церковных хоров в Украине. Не меньшее значение имели и такие новые центры как кобзарские братства (благодаря им хранились и развивались традиции украинского эпоса), а также городские музыкальные цеха.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.