КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интерпретация факторов 2 страница
в) не знаю с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил 82. Все несчастья происходят из-за людей: а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов в) не знаю с) которые отвергают новые, многообещающие предложения 83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости. а) да в) иногда с) нет 84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной. а) верно в) иногда с) неверно 85. Мне кажется, что я менее раздражительней, чем большинство людей. а) верно в) не знаю с) неверно КОНЕЦ ПЯТОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ 86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной. а) верно в) иногда с) неверно 87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать. а) часто в) иногда с) никогда 88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отверенных по точным часам, то эти часы: а) отстают в) идут правильно с) спешат 89. Мне бывает скучно: а) часто в) иногда с) редко 90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом. а) верно в) иногда с) неверно 91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны. а) да в) иногда с) нет 92. Дома, в свободное время, я: а) болтаю и отдыхаю в) затрудняюсь ответить с) занимаюсь интересующими меня делами 93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми. а) да в) иногда с) нет 94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также точно выразить прозой. а) да в) иногда с) нет 95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной. а) да, в большинстве случаев в) иногда с) нет, редко 96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких следов. а) да в) иногда с) нет 97. Я думаю, что было бы интереснее быть: а) натуралистом и работать с растениями в) не знаю с) страховым агентом 98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т. д. а) да в) иногда с) нет 99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир. а) Да в) трудно сказать с) нет 100. Я предпочитаю игры: а) где надо играть в команде или иметь партнера в) не знаю с) где каждый играет сам за себя 101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны. а) да в) иногда с) нет 102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх. а) да в) иногда с) нет КОНЕЦ ШЕСТОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ 103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся. а) да в) иногда с) нет 104. Какое слово не относится к двум другим? а) думать в) видеть с) слышать 105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии? а) двоюродным братом в) племянником с) дядей Интерпретация факторов Фактор А - «замкнутость - общительность» При низких оценках человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей. Он скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным. При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на любые события. В целом фактор ориентирован на измерение общительности человека в малых группах. Фактор-В-«интеллект» При низких оценках человеку свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления. При высоких оценках наблюдается абстрактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией. Фактор С- «эмоциональная неустойчивость» -эмоциональная устойчивость» При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия. При высоких оценках человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он лучше способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов. У него отсутствует нервное утомление. В крайних случаях может» иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность. По некоторым работам, фактор связан с силой нервной системы, лабильностью и преобладанием процесса торможения. Фактор-Е- «подчиненность-доминантность» При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, бе- рет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность до полной пассивности. При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный. Фактор F- «сдержанность - экспрессивность» При низких оценках человек характеризуется благоразумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливостью. Ему свойственны склонность все усложнять, некоторая озабоченность, пессимистичность в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным. При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энергичен, социальные контакты для него эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людьми. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу. В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональную окрашенность и динамичность общения. Фактор G- «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения» При низких оценках человек склонен к непостоянству, подвержен влиянию случая и обстоятельств. Не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам. Свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению. При высоких оценках наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность. В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека. Фактор Н- «робость - смелость» При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает одного-двух людей, друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе. При высоких оценках человеку свойственна социальная смелость, активность,, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами"!! людьми. Он склонен к риску, держится свободно, расторможенно. В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и определяет степень активности в социальных контактах. Фактор I- «жесткость - чувствительность» При низких оценках человеку свойственны мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим. При высоких оценках наблюдается мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей. Фактор L- «доверчивость - подозрительность» При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отно- шению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе. При высоких оценках человек ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью, ему свойственно большое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен. В целом фактор говорит об эмоциональном отношении к людям. Фактор М- «практичность - развитое воображение» При низких оценках человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам. При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентировании на свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человека. Фактор N - «прямолинейность - дипломатичность» При низких оценках человеку свойственна прямолинейность, наивность, естественность, непосредственность поведения. При высоких оценках человек характеризуется расчетливостью, проницательностью, разумным и сентиментальным подходом к событиям и окружающим людям. Фактор О - «уверенность в себе - тревожность» При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе. При высоких оценках человеку свойственны тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность. Фактор q1 - «консерватизм - радикализм» При низких оценках человек характеризуется консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям, он знает, во что должен верить, и несмотря на несостоятельность каких-то принципов, н<? ищет новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями. При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо информированным. Более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает. Фактор Q2 «конформизм - нонконформизм» При низких оценках человек зависим от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения вместе с другими людьми. Ориентируется на социальное одобрение. При этом у него зачастую отсутствует инициатива принятия решений. При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и сам действует, однако он не всегда доминантен, т. е. имея собственное мнение, он не стремится навязать его окружающим. Нельзя сказать, что он не любит людей, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке. Фактор Q3 - «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» При низких оценках наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, человек не обеспокоен выполнением социальных требований. При высоких оценках - развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственна целенаправленность и интегрированность
личности. В отличие от социальной нормативности поведения (фактор G) этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения. Фактор Q1 - «расслабленность - напряженность» При низких оценках человеку свойственны расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость. Высокая оценка свидетельствует о напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояние фрустрации, в которой человек находится, представляет собой результат повышенной мотивации. Ему свойственно активное неудовлетворение стремлений. Фактор MD - «адекватность самооценки» Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя. На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей могут быть выделены следующие блоки факторов: 1. Интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q1. 2. Эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, О, Q2, Q4. 3. Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, Н, F, Е, Q2 N, L. Данная методика может применяться как в группе, так и индивидуально, как в блоке с другими методиками, так и изолированно. Для качественной и прогностичной интерпретации экспериментатору требуется некоторый опыт работы с методикой. ОПРОСНИК МИНИ-МУЛЬТ (СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ МИННЕСОТСКОГО МНОГОМЕРНОГО ЛИЧНОСТНОГО ПЕРЕЧНЯ MMPJ) АДАПТАЦИЯ Ф. Б. БЕРЕЗИНА И М. П. МИРОШНИКОВА
Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI, содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 - оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Первая шкала измеряет свойство личности испытуемого с астено-невротическим типом. Вторая шкала говорит о склонности испытуемого с социопатическим вариантом развития личности. Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалы следует шестая. Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, его склонность к аффективным реакциям. Седьмая шкала предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкала определяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установления социальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость. Время проведения опросника не ограничивается. Инструкция: «Сейчас вы ознакомитесь с утверждениями, касающимися состояния Вашего здоровья и Вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к Вам. Не. тратьте времени на раздумывание. Наиболее естественно то решение, которое первым приходит в голову». ТЕКСТ ОПРОСНИКА 1. У Вас хороший аппетит? 2. По утрам Вы обычно чувствуете, что выспались и отдохнули. 3. В вашей повседневной жизни масса интересного. 4. Вы работаете с большим напряжением. 5. Временами Вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать. 6. У Вас очень редко бывает запор. 7. Иногда Вам очень хотелось навсегда уйти из дома. 8. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача. 9. Временами Вас беспокоит тошнота и позывы на рвоту. 10. У вас такое впечатление, что Вас никто не понимает. 11. Иногда Вам хочется выругаться. 12. Каждую неделю Вам снятся кошмары. 13. Вам труднее сосредоточиться, чем большинству людей. 14. С Вами происходили (или происходят) странные вещи. 15. Вы достигли бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против Вас. 16. В детстве Вы одно время совершали кражи. 17. Бывало, что по несколько дней, недель или целых месяцев Вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставить себя включиться в работу. 18. У Вас прерывистый и беспокойный сон. 19. Когда Вы находитесь среди людей, Вам слышатся странные вещи. 20. Большинство знающих Вас людей не считают Вас неприятным человеком. 21. Вам часто приходилось подчиняться кому-нибудь, кто знал меньше Вашего. 22. Большинство людей довольны своей жизнью более чем Вы. 23. Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи. 24. Иногда вы сердитесь. 25. Вам определенно не хватает уверенности в себе. 26. У Вас часто бывает чувство, как будто Вы сделали что-то неправильное или нехорошее. 28. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой. 29. Некоторые так любят командовать, что Вам хочется все сделать наперекор, хотя Вы знаете, что они правы. 30. Вы считаете, что против Вас что-то замышляют. 31. Большинство людей способно добиваться выгоды не совсем честным путем. 32. Вас часто беспокоит желудок. 33. Часто вы не можете понять, почему накануне Вы были в плохом настроении и раздражены. 34. Временами Ваши мысли текли так быстро, что Вы не успевали их высказывать. 35. Вы считаете, что Ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства Ваших знакомых. 36. Временами Вы уверены в собственной бесполезности. 37. В последние годы Ваше самочувствие было в основном хорошим. 38. У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно. 39. Вы считаете, что Вас часто незаслуженно наказывали. 40. Вы никогда не чувствовали себя лучше, чем теперь. 41. Вам безразлично, что думают о Вас другие. 42. С памятью у Вас все благополучно. 43. Вам трудно поддерживать разговор с человеком, с которым Вы только что познакомились. 44. Большую часть времени Вы чувствуете общую слабость. 45. У Вас редко болит голова. 46. Иногда Вам бывало трудно сохранить равновесие при ходьбе. 47. Не все Ваши знакомые Вам нравятся. 48. Есть люди, которые пытаются украсить Ваши идеи и мысли. 49. Вы считаете, что совершали поступки, которые нельзя простить. 50. Вы считаете, что Вы слишком застенчивы. 51. Вы почти всегда о чем-нибудь тревожитесь. 52. Ваши родители часто не одобряли Ваших знакомств. 53. Иногда Вы немного сплетничаете. 54. Временами Вы чувствуете, что Вам необыкновенно легко принимать решения. 55. У Вас бывает сильное сердцебиение и Вы часто задыхаетесь. 56. Вы вспыльчивы, но отходчивы. 57. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте. 58. Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам. 59. Ваша судьба никого особенно не интересует. 60. Вы не осуждаете человека, который не прочь воспользоваться в своих интересах ошибками другого. 61. Иногда Вы полны энергии. 62. За последнее время у Вас ухудшилось зрение. 63. Часто у Вас звенит или шумит в ушах. 64. В Вашей жизни были случаи (может быть, только один), когда Вы чувствовали, что на Вас действуют гипнозом. 65. У Вас бывают периоды, когда Вы необычно веселы без особой причины. 66. Даже находясь в обществе. Вы обычно чувствуете себя одиноко. 67. Вы считаете, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей. 68. Вы чувствуете острее, чем большинство других людей. 69. Временами Ваша голова работает как бы медленнее, чем обычно. 70. Вы часто разочаровываетесь в людях» 71. Вы злоупотребляли спиртными напитками. К методике прилагается специальный бланк, где на одной стороне фиксируются ответы испытуемого. Если испытуемый согласен с утверждением, то в клетке с номером вопроса он ставит знак «+» («да», «верно»), если не согласен - знак «-» («нет», «неверно»). На обратной стороне бланка экспериментатор строит профиль личности испытуемого с учетом значения шкалы коррекции, добавляя к указанным в бланке шкалам соответствующее значение шкалы коррекции. Таблица этих значений приведена на бланке. Значение шкалы -и" добавляется к базисным шкалам № 1, 4, 7, 8, 9. Например: если по шкале Дополучено 9 баллов, то к значению шкалы № 1, исходя из таблицы добавляют 5 баллов, к значению шкалы № 4 - 4 балла, к значению шкал № 7 и № 8 по 9, к значению шкалы № 9 - 2 балла. Фамилия И.О. ______________________ БЛАНК ТЕСТА Описание шкал 1. Шкала лжи (L) - оценивает искренность испытуемого; 2. Шкала достоверности (F) - выявляет недостоверные ответы, чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты. 3. Шкала коррекции (К) - сглаживает искажения, вносимые чрезмерной осторожностью и контролем испытуемого во время тестирования. Высокие показатели по этой шкале говорят о неосознанном контроле поведения. Шкала (К) используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины. Базисные шкалы: 1. Ипохондрии (Hs) - «близость» испытуемого к астено-невротическому типу. Испытуемые с высокими оценками медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны к власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах. 2. Депрессии (D). Высокие оценки имеют чувствительные, сензитивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние. 3. Истерии (Ну). Выявляет лиц, склонных к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь. Главной особенностью таких людей является стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувства таких людей поверхностны и интересы неглубоки. 4. Психопатии (Pd). Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о социальной дезадаптации, такие люди агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями. Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. Возможен временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной. 6. Паранойяльиости (Ра). Основная черта людей с высокими показателями по этой шкале - склонность к фор- мированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имею частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают. 7. Психастении (Pt). Диагносцирует лиц с тревожно-мнительным типом характера, которым свойственны тревожность; боязливость, нерешительность, постоянные сомнения. 8. Шизоидиости(Se). Лицам с высокими показателями по этой шкале свойственен шизоидный тип поведения. Они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидного типа является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях. 9. Гипомании (Ма). Для лиц с высокими оценками по этой шкале характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости. Высокими оценками по всем шкалам, после построения профиля личности, являются оценки, превышающие 70. Низкими оценками считаются оценки ниже 40. Опрос рекомендуется проводить индивидуально или в группе, при наличии у каждого испытуемого текста опросника и бланка для ответов, в присутствии экспериментатора, которому испытуемые могут задавать вопросы. КЛЮЧ
МЕТОДИКА ЛИЧНОСТНОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА АДАПТИРОВАНА В НИИ ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности.. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике. Процедура отбора шкал ЛД ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта. Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала: 1. Оценки 2. Силы 3. Активности. Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялось три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков. 1. Оценка испытуемыми (по 100-бальной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом. 2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале. 3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись. В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности. БЛАНК ЛД И КЛЮЧ Фамилия И. О.__________пол___возраст__
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |