КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Абсолютные и относительные величины
1. Абсолютные и относительные с/величины и их значение. 1) Исходной, первичной формой выражения с/показателей, отражающих уровень развития явления, служат абсолютные величины -суммарные обобщающие показатели, характеризующие численность совокупности и объем (размер) изучаемого явления в конкретных границах времени и места. Они характеризуют эк. мощь страны и соц. жизнь населения (ВВП, ВНП, НД, реальные располагаемые денежные доходы населения, объемы промышленного и с/х производств, объем выпуска важнейших видов продукции). Абсолютные с/величины представляют собой именованные числа, т.е. имеют какую-либо единицу измерения. В зависимости от сущности исследуемого соц.-эк. явления абсолютные с/величины выражаются в сл. единицах измерения: 1-Натуральные – Мб простыми (тонны, штуки, метры, литры) и сложными, являющимися комбинацией нескольких разноименных величин (грузооборот ж/д транспорта выражается в тонно-километрах, производство электроэнергии – в киловатт-часах). 2-Стоимостные- используются, напр, для выражения объема разнородной продукции в стоимостной (денежной) форме – рублях. В них выражают ВВП, доходы населения и др. При использовании стоимостных измерителей принимают во внимание изменение цен с течением времени. Этот недостаток стоимостных измерителей преодолевают применением “неизменных” или “сопоставимых” цен одного и того же периода. 3- Условные (напр, различные виды топлива пересчитываются в условное топливо, тракторный парк – в эталонные тракторы. Пр:. завод выпускает 1 000 четырехосных вагонов и 3 000 двухосных, то общее количество вагонов следует дать в двухосном выражении (1 000 *2 + 3 000 = 5 000) 4. Т рудовые (человеко-днях, человеко-часах) - учитываются общие затраты труда на предприятии, трудоемкость отдельных операций технологического цикла. По способу выражения р азличают 2 вида: 1- Индивидуальные - абсолютные с/величины, характеризующие размеры признака у отдельных единиц совокупности (например, размер з/п отдельного работника, вклада гражданина в определенном банке и т.д.). Они получаются непосредственно в процессе с/ наблюдения и фиксируются в первичных учетных документах. 2- Суммарные- характеризуют итоговое значение признака по определенной совокупности объектов, охваченных с/наблюдением. Они являются суммой количества единиц изучаемой совокупности (численность совокупности) или суммой значений варьирующего признака всех единиц совокупности (объем варьирующего признака). Абсолютные с/ величины мб положительными (доходы) и отрицательными (убытки, потери). 2)Относительный показатель в С – это обобщающий показатель, который представляет собой частное от деления одного абсолютного показателя на другой и выражает соотношение между количественными характеристиками изучаемых процессов и явлений. Основные условия правильного расчета относ. величины – сопоставимость сравниваемых показателей и наличие реальных связей между изучаемыми явлениями. Величина, с которой производится сравнение (знаменатель дроби), обычно называется базой сравнения или основанием. В зависимости от выбора базы сравнения относ. показатель мб представлен в различных долях единицы: десятых; сотых (т. е. процентах – о/о); тысячных (десятая часть процента называется промилле – о/о о); десятитысячных (сотая часть процента называется продецимилле – о/о о о). Сопоставляемые величины мб: -одноименными – величинами аналогичного содержания и одинакового наименования (пр: прогнозируемый и фактический объем продукции); -разноименными (их наименования образуются от наименований сравниваемых величин, - руб./чел.; ц /га; руб./м2). Относительные величины (ОВ) могут быть выражены в различных формах: 1- если базу сравнения принять за единицу, то ОВ будет выражена в форме коэффициента. Пр: В 1950 г. Число предприятий связи составляло 32.4 тыс., а в 2000 г. – 52,8 тыс. Коэффициент увеличения количества предприятий связи по стране за 50 лет будет равен 1,62 (52,8/32,4). 2- если базу сравнения принять за 100 единиц, то ОВ будет выражаться в %. Пр: (52,8/32,4)*100 – рост числа предприятий связи в 2000 г. По сравнению с 1950 г. составляет 162%. 3- если база сравнения принимается за 1 000 единиц, то ОВ определяется в промилле о/оо. В промилле выражаются ОВ, характеризующие рождаемость, смертность населения. Пр: В городе со среднегодовым населением 300 тыс. чел. В течение года родилось 7,5 тыс. чел. Коэффициент рождаемости будет равен 7,7*1000/300 = 25о/оо. Об этом соотношении можно сказать и иначе: на каждую 1 000 чел. Жителей города родилось 25 чел. 4- если за 10 000 единиц - в продецимилле – о/о оо). Пр: органы гос. Статистики РФ плотность предприятий общественного (массового) питания исчисляет на 10 000 чел. Населения. На конец 2000г. этот показатель составлял = 84 300 * 10 000 / 142 800 000 = 5,9 о/о оо. Т.е на каждые 10 000 жителей страны приходится приблизительно 6 предприятий общественного питания, или на 100 000 жителей их имеется 59 единиц.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |