Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ рынка




1. Понятие рынка, его виды, этапы развития.

Кроме искусственно созданных социальных институтов в обществе существуют институты, возникшие без явно осознанного намерения. Такими являются язык, право, денежное обращение, рынок и др. Это спонтанные результаты исторического развития. Человеческое сообщество неизменно порождает рынок, т.е. производителей, продавцов, перекупщиков и потребителей. При этом продавец и перекупщик тоже потребители, но своеобразные. Количество перекупщиков может быть большим или меньшим, но они есть всегда, без них рынок существовать не может. В некоторые периоды истории с перекупщиками, или спекулянтами, жестоко боролись: их расстреливали и вешали в период гражданской войны в России, отправляли на гильотину во времена Французской революции, но никогда общество не могло избавиться от них полностью. Что касается другого важнейшего элемента рынка – конкуренции, то после А. Смита ее благотворное влияние на общество признавалось всеми. Только в социалистическом обществе ее обозначали как «соревнование».

Рынок – это сложное и многостороннее явление, представляющее собой экономические отношения в сфере обмена.

В.Даль определяет рынок как площадь в городах и селах для торговли съестными и другими припасами на воле (на воздухе), место съезда и сходки продавцов и покупателей по назначенным дням. Таким образом, Даль определяет рынок как место, т.е. географически.

Ф.Котлер определяет рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Существуют различные рынки: мировой, внутренний, электронный, локальный, ресурсов, продавцов, покупателей, ликвидный и др.

В Государственном стандарте России – ГОСТ Р 51503 –99 «Торговля. Термины и определения» записано:

  • рынок товаров и услуг; потребительский рынок: сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда;
  • товарный рынок: рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.

По функционирующим субъектам рынок подразделяется на рынок продавца и рынок покупателя.

Рынок продавца – это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть покупателям.

Рынок покупателя – это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными приходится быть продавцам.

По степени ограниченности рыночной конкуренции рынки подразделяются на: рынок чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции и рынок чистой монополии.

Рынок чистой (совершенной) конкуренции – это такой рынок, где есть множество продавцов и покупателей каких-либо товаров. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен (например, продажа пшеницы, мяса, золота и т.п.). Продавец не запрашивает цены выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по рыночной цене. Не заинтересован продавец и в установлении цены на свой товар ниже рыночной, поскольку сможет продать все и по рыночной цене. Продавцы на этих рынках не тратят времени и средств на разработку стратегии маркетинга, так как до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинга (например, стимулирование сбыта, реклама) минимальна.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона объясняется способностью продавцов предложить покупателям различные варианты товара. Реальные изделия могут отличаться качеством и внешним оформлением. Покупатели видят разницу и готовы платить по-разному. Задача продавцов на таком рынке суметь показать товар (посредством рекламы, присвоения марочных названий, методов личной продажи).

Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов (обычно крупных компаний, чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга). Небольшое количество продавцов на рынке объясняется тем, что новым претендентам трудно на него проникнуть. Если угледобывающая компания снижает цену на свою продукцию, то остальным нужно либо последовать ее примеру, либо, оставив цену прежней, предложить, например, дополнительные услуги. Иначе покупатели переключатся на продукцию компании, снизившей цены. Таким образом, продавец, действующий на олигополистическом рынке, вряд ли добьется задуманного снижением цены. А если олигополист повысит цену, то конкуренты могут и не последовать его примеру. Что ему делать в таком случае? Опять-таки либо предлагать дополнительные услуги, либо возвращаться к старым ценам. В противном случае такой продавец потеряет клиентуру.

Рынок чистой монополии предусматривает только одного продавца. Например, у нас в стране в настоящее время газ продает только «Газпром», а электроэнергию – РАО ЕС России. Такие продавцы могут устанавливать высокие (потолочные) цены.

По форме организации рыночного обмена рынок подразделяется на оптовый, розничный, экспортный, импортный.

Оптовый рынок – это рынок, где происходит торговля товарами, предназначенными для последующей перепродажи или профессионального использования.

Розничный рынок – это рынок, где происходит торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

По уровню товарного насыщения выделяются: равновесный рынок – предложение соответствует спросу, дефицитный рынок – спрос превышает предложение, избыточный рынок – предложение превышает спрос.

По отраслевой принадлежности выделяют: нефтяной рынок, автомобильный рынок, рынок, рынок металла, компьютерный рынок и т.д.

С учетом представленного на рынке ассортимента можно выделить: замкнутый рынок, где товары только одного производителя; насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей; рынок широкого ассортимента, где есть ряд товаров, соответствующих друг другу и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; смешанный рынок, где имеются разнообразные товары, между которыми нет связи.

В маркетинге часто говорят о целевом рынке. Это часть доступного рынка, на которой организация концентрирует свои усилия на группе потребителей, имеющих общие потребности в ее товаре. Например, если речь идет о сладостях, то целевым рынком могут быть дети в возрасте 6-14 лет. В таком случае говорят, что это целевая аудитория.

Не так давно возникло деление рынка на обычный и электронный.

Обычный – это тот, который существовал веками, а электронный возник после распространения Интернета. Появился и новый термин – электронный бизнес. Сайты электронного рынка предоставляют описание предлагаемой продукции и услуг, позволяют покупателям производить поиск информации, определять свои нужды, потребности и оформлять заказы, осуществляя оплату по кредитным карточкам. Затем происходит доставка товара либо физически (в дом, квартиру, офис покупателя), либо электронным способом (отправка на компьютер покупателя программного обеспечения).

Как и все в этом мире, рынки в своем развитии проходят этапы формирования, роста, зрелости и спада.

Перед тем, как рынок начнет формироваться, он существует в скрытой, латентной форме. Это первая стадия формирования рынка. Например, люди всегда мечтали о быстром, даже мгновенном переносе по воздуху. Таким образом, рынок авиаперевозок существовал в латентном виде сотни, если не тысячи лет, - до изобретения летательных аппаратов.

Когда организация-пионер начинает разработку товара для массового рынка, этап формирования рынка переживает новую стадию – стадию развития.

Этап роста начинается тогда, когда на рынок выходят новые фирмы, а этап зрелости – когда весь рынок будет занят. Но на этом развитие рынка не прекращается. Начинается жестокая конкурентная борьба, которая, как правило, приводит к снижению прибыли действующих на рассматриваемом рынке организаций.

В определенный момент времени потребности, обеспечиваемые рынком, начинают уменьшаться и рынок вступает в стадию спада.

Любой рынок может существовать при одном непременнейшем условии – наличии спроса. Спрос – это желание обладать продуктом, товаром или воспользоваться услугой. Спрос, который может быть реализован через покупку, называется платежеспособным спросом. Под рыночным спросом в маркетинге понимают общий объем продаж на определенном рынке определенной марки товара или совокупности марок за определенный период времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.