Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чарльз Райкрофт 4 страница




 

ЗАЩИТА (defence) «Общее обозначение всех приемов, используемых Эго в тех конфликтах, которые могут привести к неврозу» – Freud (1922). Функция защиты – предохранение ЭГО. Побудителями защит могут быть:

 

а) ТРЕВОГА, обусловленная увеличением инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ (см. также ИНСТИНКТ";

 

б) тревога, вызванная нечистой СОВЕСТЬЮ (угрозы СУПЕР-ЭГО);

 

в) реальные опасности. Понятие защиты обычно формулируется с позиции, подразумевающей, что существование человеческого Это подвергается угрозам, идущим от ИД, СУПЕР-ЭГО и внешнего мира и, следовательно, находится в состоянии постоянной обороны. Однако лучше рассматривать понятие менее драматично и включать в него все приемы Эго для управления, контроля, канализирования и использования сил, «которые могут привести к НЕВРОЗУ». Понятие также подразумевает, что невроз обусловлен несостоятельностью защиты; согласно этому взгляду, ТОРМОЖЕНИЯ, являющиеся результатом успешного ВЫТЕСНЕНИЯ, не есть невротические симптомы. Anna Freud (1937) перечисляет девять защит: РЕГРЕССИЯ, вытеснение, ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ, ИЗОЛЯЦИЯ, УНИЧТОЖЕНИЕ СДЕЛАННОГО, ПРОЕКЦИЯ, ИНТРОЕКЦИЯ, ПОВОРОТ ПРОТИВ СЕБЯ и ОБРАЩЕНИЕ, плюс десятую, СУБЛИМАЦИЮ, «которая имеет отношение скорее к здоровью, чем к неврозу». РАСЩЕПЛЕНИЕ и ОТРИЦАНИЕ обычно также относят к защитам.

 

Поскольку психоанализ считает, что тревога является стимулом РАЗВИТИЯ, некоторые защиты (возможно все) играют роль в нормальном развитии. Обычно предполагается, что определенные защиты соответствуют конкретным стадиям развития, например, интроекция, проекция, отрицание и расщепление – ОРАЛЬНОЙ фазе; формирование реакции, изоляция и уничтожение сделанного – АНАЛЬНОЙ фазе. См. также ПРИЕМ.

 

ЗДОРОВЬЕ (health) Здоровье и нормальное состояние (см. НОРМА) часто путают, но, строго говоря, здоровье имеет отношение к состояниям целостности и ИНТЕГРАЦИИ, тогда как нормальным считается состояние, соответствующее любой норме, которую автор выберет в качестве стандарта для сравнения. Когда, однако, автор в качестве своей нормы выбирает идеал психического здоровья, оба термина становятся синонимами. В таких фразах, как «движение за психическое здоровье», «здоровье» означает свободу от диагностических ярлыков в сфере ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ. Здоровье является одновременно и медицинским, и религиозным термином, см. «Молитвослов»: «Мы не сделали того, что должны были сделать, и мы сделали то, чего делать не должны были, и вот – нет в нас здоровья».

 

ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЙ (malignant) В медицине раковые образования являются ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ, в противоположность нераковым, ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫМ. Истерию в тяжелой форме иногда называют ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЙ ИСТЕРИЕЙ - возможно, частично из-за той бессознательной злобы, которая так часто присутствует.

 

ЗООФИЛИЯ (zoophilia) Скотоложество. Чрезмерная любовь к животным.

 

ЗРЕЛЫЙ И НЕЗРЕЛЫЙ (mature and immature) Хотя эти слова несут в себе оттенок похвалы и хулы, в биологии они имеют точное значение. Зрелым индивидом (организмом) является тот, в котором РАЗВИТИЕ завершено; незрелым – тот, в ком оно не завершено: ребенок – незрелый, взрослый же – зрелый. Когда речь идет о психологических процессах и поведении, употребление этих терминов, по-видимому, всегда подразумевает сравнение с НОРМАМИ, истоки которых неясны. Называя кого-либо незрелым. мы подразумеваем, что нам известно, какого рода поведение подобает его возрасту, и что его поведение, по сути, подходит человеку более молодого возраста.

 

 

И

 

 

ИГРА (play) Деятельность, которой занимаются ради нее самой, ради удовольствия, которое она приносит, без учета серьезных целей и задач; обычно противопоставляется РАБОТЕ или выполнению других социально либо биологически необходимых действий. Для психоаналитиков игра представляет интерес по нескольким причинам. Это деятельность, в которой одновременно задействованы функции, обычно противопоставляемые в теории, поскольку

 

а) субъект одновременно выражает ФАНТАЗИЮ и адаптируется к внешнему МИРУ (см. АДАПТАЦИЯ)

 

б) в индивидуальное ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) субъекта включено в общение, а в случае, когда он играет один, ею деятельность могут наблюдать другие. Поскольку игра – это деятельность, которая в некотором смысле «не считается», «будучи понарошку» или «понарошку в жизни», и поскольку здесь действия «играются», а не происходят по-настоящему, то цензура, ТОРМОЖЕНИЕ и ВИНА временно «не работают»; в результате игра дает свидетельства желаний, ТРЕВОГ и т.д., которые в других случаях вытесняются (см. ВЫТЕСНЕНИЕ). Поэтому игра используется детскими аналитиками как замена СВОБОДНОЙ АССОЦИАЦИИ: игры, которые придумывает ребенок с игрушками, данными ему психоаналитиком, используются как свидетельства, выявляющие природу бессознательных фантазий ребенка. Даже психоанализ взрослых имеет некоторое сходство с игрой, поскольку клиническая ситуация отделена от остальной жизни, аналитик не влияет на высказывания пациента, и свободная ассоциация дает полный простор игре воображения. ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ обычно относится к неинтерпретативной терапии детей. СЕКСУАЛЬНАЯ ИГРА - либо эвфемизм, например, в случае петтинга, либо обозначение допубертатного или детского сексуального поведения.

 

ИД (id) Латинское слово для обозначения «it» -"оно, это", использованное английскими переводчиками Фрейда, чтобы перевести его «das Es» – термин, который Фрейд заимствовал у Гроддека для обозначения неорганизованных частей ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА. Переводчики Гроддека предпочитают «the IT». Исторически Ид является потомком БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, точно так же, как ЭГО является потомком СОЗНАТЕЛЬНОГО. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, Ид предшествует Эго на пути развития, т.е. ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ начинается как недифференцированноеИД, часть которого развивается в структурированное Эго. Ид «содержит все, что присутствует при рождении, вес, что закреплено в конституции организма и, сверх того, инстинкты, порождаемые соматической организацией и находящие здесь (в Ид) первое психическое выражение в неизвестных нам формах» – Freud (1940). «Это темная, недоступная часть нашей личности; как мало нам известно о ней, мы поняли благодаря изучению работы сновидений и строения невротических симптомов; большая часть ее носит негативный характер и может быть описана только как то, что противоположное Эго. Мы приближаемся к Ид с помощью аналогий: мы называем его хаосом, котлом, полным бурлящих страстей… Он полон энергии, поступающей от инстинктов, но не имеет никакой организации, не производит коллективной воли, а лишь стремится к удовлетворению нужд инстинктов, подчиняющихся соблюдению принципа удовольствия» – Freud (1933). Это понятие – один из многих примеров любви Фрейда к объяснению психических явлений как оппозиции полярных сил. ИД примитивно, ЭГО – цивилизованно; ИД – неорганизованно, ЭГО – организованно; ИД следует ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ, ЭГО – ПРИНЦИПУ РЕАЛЬНОСТИ; ИД эмоционально, ЭГО рационально; ИД подчиняется ПЕРВИЧНЫМ ПРОЦЕССАМ, которые игнорируют различия и забывают о противоречиях, о пространстве и времени, а ЭГО подчиняется ВТОРИЧНЫМ ПРОЦЕССАМ, которые являются аналитическими и уважают законы противоречий и категории пространства и времени. Резюме, в котором приведены аргументы ПРОТИВ понимания психической жизни с позиций подобных противоположностей и в пользу того, что психика структурирована изначально, см. Rycroft (1962).

 

ИДЕАЛИЗАЦИЯ (idealization) Защитный процесс (см. ЗАЩИТА), посредством которого амбивалентно рассматриваемый (см. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ) (ВНУТРЕННИЙ) ОБЪЕКТ расщепляется на две части (см. РАСЩЕПЛЕНИЕ), и один из получившихся объектов воспринимается как идеально ХОРОШИЙ, а другой – как абсолютно ПЛОХОЙ. Понятие содержит два момента: построение идеального, совершенного объекта и ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ идеи. Идеализация в более широком, не специальном значении, при рассмотрении личности как совершенной и замечательной, включает в себя, помимо идеализации, и ПРОЕКЦИЮ. Идеализация отличается от восхищения тем, что

 

а) идеализирующий нуждается в существовании совершенного объекта и отрицает (см. ОТРИЦАНИЕ) наличие у идеализируемого объекта свойств, которые не вписываются в картину, и

 

б) идеализация ведет к ЗАВИСИМОСТИ от идеализируемой личности и раболепству перед ней, а не к соревнованию и подражанию.

 

Идеализация является защитой от последствий признания амбивалентности и покупает свободу от ВИНЫ и ДЕПРЕССИИ ценой потери САМОУВАЖЕНИЯ.Неудача защиты ведет к утрате иллюзии и к депрессии. См. Rycroft (1955).

 

ИДЕИ ОТНОШЕНИЯ (ideas of reference) См. ОТНОШЕНИЯ, ИДЕИ.

 

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (identification) Процесс, посредством которого человек или

 

а) распространяет свою ИДЕНТИЧНОСТЬ НА кого-либо другого, или

 

б) заимствует свою идентичность от кого-либо, или

 

в) смешивает или путает свою идентичность с идентичностью другого.

 

В аналитических работах термин никогда не подразумевает установление подлинности, своей или кого-то другого.

 

Различают четыре типа идентификации: первичную, вторичную, проективную и интроективную. ПЕРВИЧНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - это предположительно существующее в младенчестве состояние, когда индивиду еще нужно отличить свою идентичность от идентичности объектов, когда различие между "я" и «ты» лишено смысла. ВТОРИЧНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - это процесс идентификации с объектом, сепаратная идентичность которого уже обнаружена. В отличие от первичной идентификации, вторичная идентификация является защитой, поскольку она уменьшает враждебность между собой и объектом и позволяет отрицать переживания СЕПАРАЦИИ с ним. Тем не менее, вторичная идентификация с родительскими фигурами считается частью нормального процесса развития (см. РАЗВИТИЕ). ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - это процесс, посредством которого человек представляет, что он находится внутри некоторого объекта, внешнего по отношению к себе. Это также защита, поскольку она создает ИЛЛЮЗИЮ контроля над объектом, что позволяет субъекту отрицать свою беспомощность перед объектом и получать замещающее удовлетворение от его действий. ИНТРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - это или процесс идентификации с интроектом, или процесс, который дает возможность представить другого внутри себя и частью себя. Порой при использовании не делается различий между вторичной идентификацией и интроекцией.

 

Идентификацию часто пугают с ИНТРОЕКЦИЕЙ, ИНТЕРНАЛИЗАЦИЕЙ и ИНКОРПОРАЦИЕЙ. При желании точного понимания термина см. Koff (1961) и Fuchs (1937). См. также ЭГО; РАЗВИТИЕ ЭГО; ГРАНИЦА ЭГО.

 

ИДЕНТИЧНОСТЬ(identity) Чувство непрерывности своего бытия как сущности, отличной от всех других. Согласно Erikson (1953), многие аспекты РАЗВИТИЯ ЭГО можно сформулировать в терминах роста чувства идентичности; КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ, более или менее выраженный, характерен для позднего подросткового периода и юности. Чувство идентичности утрачивается при ФУГАХ и становится извращенным при шизофреническом БРЕДЕ тождества (см. также ШИЗОФРЕНИЯ), когда лежащее в основе чувство опустошенности компенсируется манией величия. Многие из проблем идентичности сконцентрированы вокруг вопроса о роли ИДЕНТИФИКАЦИЙ в усилении или ослаблении идентичности. Полагают, что неспособность к идентификации в детстве с родителями, особенно с родителем своего пола, уменьшает чувство идентичности, но и неудавшийся уход от идентификации с ними в подростковом возрасте приводит к тому же результату. Чувство идентичности, вероятно, является синонимом САМОСОЗНАНИЯ, и его можно рассматривать как субъективный эквивалент ЭГО, которое психоаналитическая теория склонна наделять объективностью. Неясно, является ли ПОИСК ИДЕНТИЧНОСТИ, которым озабочены многие американские авторы, поиском роли или поиском углубленного самосознания. См. Erikson (1953), Wheelis (1958), Lynd (1958). См. также САМОСТЬ; Я; ИДЕНТИЧНОСТЬ против ДИФФУЗИИ РОЛЕЙ.

 

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРОТИВ ДИФФУЗИИ РОЛЕЙ (identity v. role diffusion) Пятая из восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона. Она соответствует подростковому периоду и юности, когда, по Эриксону, индивид должен пересмотреть свою идентичность, особенно по отношению к родителям, из которых он «вырастает», и к обществу, в которое он все больше «врастает». Термин «диффузия ролей» отражает юношескую тенденцию к «сверхидентификации с героями клик и толп вплоть до очевидной полной потери идентичности» – Erikson (1953).

 

ИЗОЛЯЦИЯ (isolation) ЗАЩИТНЫЙ механизм, с помощью которого субъект изолирует некое событие, препятствуя тому, чтобы оно стало частью континуума значимого для него опыта. «Когда с человеком произошло что-то неприятное или когда он сделал что-то, что значимо для его невроза, он вводит временную паузу, в течение которой ничего больше не должно случаться, в течение которой он ничего не должен воспринимать и ничего не делать… Это переживание не забывается – оно взамен лишается своего АФФЕКТА, а его ассоциативные связи подавляются или прерываются, так что оно остается как бы изолированным и не воспроизводится в обычных процессах мышления» – Freud (1926). Изоляция обычно используется обсессивными невротиками (см. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ), для которых она играет такую же роль, как ВЫТЕСНЕНИЕ при истерии. Изоляция связана с РАСЩЕПЛЕНИЕМ и ДИССОЦИАЦИЕЙ.

 

ИЛЛЮЗИЯ (illusion) «Субъективное извращение объективного содержания» восприятия. Отличается от ГАЛЛЮЦИНАЦИИ тем, что обусловлена неправильным истолкованием действительного переживания, а от БРЕДА – тем, что вопрос о доверии не стоит. Иллюзии не относятся к патологическим явлениям, поэтому они представляют большой интерес для психологов, особенно занимающихся восприятием, а не для психиатров и психоаналитиков. Это слово, однако, было использовано Винникоттом в несколько особом смысле, чтобы описать переживания младенца в тех счастливых случаях, когда МАТЕРИ удастся реализовать его ожидания, т.е. когда галлюцинации младенца об исполнении желаний (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ) встречают подлинно материнское отношение. Согласно Винникотту, здоровое развитие зависит от подобных переживаний иллюзии. См. Winnicott (1958). Можно сказать, что и пациенты, которые используют в качестве защиты ИДЕАЛИЗАЦИЮ, находятся в состоянии иллюзии. См. Rycroft (1955).

 

ИМАГО (imago) Слово было использовано Фрейдом для описания (бессознательных) ОБЪЕКТ-ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Не следует пугать с «имаго» как последней стадией развития насекомого.

 

ИМПЛОЗИЯ (implosion) Термин был использован Laing (I960) для описания страха быть уничтоженным действительностью, который испытывают люди, лишенные первичной онтологической безопасности (см. ОНТОЛОГИЯ). Такие люди чувствуют себя вакуумом, жаждущим быть заполненным, но боятся, что все, что могло бы их наполнить, уничтожит их ИДЕНТИЧНОСТЬ.

 

ИМПОТЕНЦИЯ (impotence) В применении к симптомам всегда подразумевает половое бессилие мужчин. Половая импотенция может быть обусловлена или органическими, или психологическими факторами. Психоанализ занимается только последними. Психогенную импотенцию можно рассматривать как невротический симптом, лишь если она отличается стойкостью, скрывает сознательные намерения пациента и имеет место даже при самых благоприятных условиях. В противном случав имеет место или неопытность, или неискренность.

 

ИМПУЛЬС (impulse) В психоанализ слово пришло из НЕВРОЛОГИИ, где оно относится к колебанию электрического заряда, проходящего по нервному волокну. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ аналогичным образом понимает инстинктные импульсы: они распространяются от некоторой точки в ИД по каналам, ведущим в ЭГО, где они или

 

а) разряжаются в действии (см. РАЗРЯДКА),

 

б) затормаживаются (см. ТОРМОЖЕНИЕ),

 

в) отклоняются под действием ЗАЩИТНЫХ механизмов или

 

г) сублимируются (см. СУБЛИМАЦИЯ) по неинстинктным каналам.

 

Правильнее использовать это понятия как ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, для описания движения психической ЭНЕРГИИ внутри ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА, однако фактически оно используется как синоним слов «желание», «хотение» или «влечение», каждое из которых относится к субъективным переживаниям.

 

ИНВЕРТ, ИНВЕРСИЯ (invert, inversion) Сексуальная инверсия – устаревший термин, соответствующий мужскому ГОМОСЕКСУАЛИЗМУ; отсюда – «инверт», или мужчина-гомосексуал.

 

ИНДИВИДУАЦИЯ (individuation) Процесс становления индивида или осознания себя как самости. У Юнга термин, видимо, содержит не только идею осознания того, что субъект является отдельным и отличным от других, но также и идею о том, что он сам по себе есть цельная, неделимая личность. Согласно Юнгу, индивидуация является одной из задач среднего возраста. См. Bennet (1966).

 

ИНИЦИАТИВА противВИНЫ (initiative v. GUILT) Третья из восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона. Она соответствует эдиповой фазе (см. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС) КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, причем «инициатива» проявляется INTER ALIA в «предчувствии соперничествами с теми, кто оказался там первым», что ведет «к кульминации в финальном состязании за благосклонность матери; неизбежная неудача ведет к покорности, чувству вины и тревоге» – Erikson (1953).

 

ИНКОРПОРАЦИЯ (incorporation) Хотя термин иногда используется как синоним ИНТЕРНА-ЛИЗАЦИИ или ИНТРОЕКЦИИ, инкорпорация, строго говоря, относится только к ФАНТАЗИИ, а именно к фантазии о том, что субъект поглотил ВНЕШНИЙ ОБЪЕКТ. Фантазии инкорпорации являются типично ОРАЛЬНЫМИ (субъект проглотил объект), но могут также возникать в связи с другими телесными отверстиями, включая такие органы как глаз и ухо, которые можно представить таковыми. Понятие путают с интроекцией в связи с тем, что процесс формирования интроекции может сопровождаться фантазией инкорпорации. Психоанализ никогда не рассматривает инкорпорацию как процесс поглощения чего-то уже существующей структурой или объединения частей для создания более крупной структуры. Фантазии инкорпорации были впервые описаны у меланхолических (ДЕПРЕССИВНЫХ) пациентов (см. МЕЛАНХОЛИЯ), интроекции которых (ИДЕНТИФИКАЦИИ) создаются на оральной стадии РАЗВИТИЯ ЛИБИДО и сопровождаются каннибальскими фантазиями. См. Freud (1917), Abraham (1927).

 

ИНСАЙТ (insight)

 

В ПСИХИАТРИИ: способность понимать, что нарушения собственного мышления и чувств субъективны и свидетельствуют о болезни. Утрата инсайта характерна для ПСИХОЗА, сохранение – для НЕВРОЗА.

 

В ПСИХОАНАЛИЗЕ: способность менять свои собственные МОТИВЫ, сознавать собственную ПСИХОДИНАМИКУ, понимать СМЫСЛ символического поведения (см. СИМВОЛ).

 

Аналитики различают ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНСАЙТ как способность правильно формулировать свою собственную ПСИХОПАТОЛОГИЮ и динамику и ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСАЙТ, как способность ощутить и полностью постичь значение «БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО» и символических проявлений. Интеллектуальный инсайт обычно классифицируют как ОБСЕССИВНУЮ ЗАЩИТУ, поскольку он позволяет объекту понимать и держать под контролем те стороны самого себя, от которых он по-прежнему остается отчужденным (см. ОТЧУЖДЕНИЕ). С другой стороны, эмоциональный инсайт является свидетельством свободы от отчуждения и «пребывания в контакте с бессознательным». Возможно наличие инсайта в значении 1 и отсутствие его в значении 2, т.е. можно быть здравомыслящим, но не иметь ключа в разгадке. Хотя в первом случае понятие инсайта относится к САМООСОЗНАНИЮ и самопознанию, его используют также и для обозначения способности понимать других. Инсайт является тем даром, который необходим в практике психоанализа.

 

Цель психоаналитического лечения иногда определяют в терминах получения инсайта, хотя сам Фрейд никогда не использовал такую формулировку, отдавая предпочтение тому, что цель психоаналитического лечения – сделать БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОЗНАТЕЛЬНЫМ, Оба определения подразумевают, что сознание обладает интегративной функцией (см. ИНТЕГРАЦИЯ).

 

ИНСТИНКТ (instinct) Врожденное, биологически детерминированное побуждение к действию. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, инстинкт имеет

 

а) биологический источник;

 

б) запас ЭНЕРГИИ этого источника;

 

в) цель, т.е. осуществляет специфические для данного инстинкта действия, ведущие к его удовлетворению (см. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ) и к РАЗРЯДКЕ заключенной в нем энергии; и

 

г) ОБЪЕКТ, в отношении которого цель может быть достигнута.

 

Неудача в нахождении объекта и достижении ИНСТИНКТНОЙ ЦЕЛИ ведет к ФРУСТРАЦИИ ИНСТИНКТА (см. также ФРУСТРАЦИЯ) и к увеличению инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ, причем повышенное напряжение испытывается как СТРАДАНИЕ. В соответствии с ПРИНЦИПОМ УДОВОЛЬСТВИЯ это страдание ведет или к возрастанию активности в достижении разрядки, или к введению механизмов ЗАЩИТЫ для уменьшения напряжения. ЭГО реагирует на угрозу инстинктного напряжения, превышающего ПОРОГ толерантности, ТРЕВОГОЙ (СИГНАЛЬНАЯ ТРЕВОГА), которая стимулирует Эго (СТИМУЛ) к введению защитных мер. Согласно Fiend (1915), инстинкт может подвергаться превратностям четырех видов:

 

а) ОБРАЩЕНИЮ в свою противоположность, обычно – замене активной роли на пассивную;

 

б) ПОВОРОТУ ПРОТИВ СЕБЯ, т.е. использованию себя в качестве инстинктного объекта;

 

в) ВЫТЕСНЕНИЮ – этот термин в 1915 г. охватывал все защитные механизмы, описанные позднее, и

 

г) СУБЛИМАЦИИ, в результате которой инстинктная энергия в конечном итоге разряжается в действиях, лишь символически связанных (см. СИМВОЛ) с первичной инстинктной целью.

 

Эта концепция инстинкта, очевидно, применима с той или иной степенью вероятности только к сексуальным и агрессивным влечениям (см. СЕКС и АГРЕССИЯ); попытки применить ее к другим врожденным паттернам поведения, таким как сон или питание, немедленно приведут к очевидной нелепости. Фактически при ее создании имели в виду сексуальные расстройства истериков (см. ИСТЕРИЯ и ИСТЕРИЧЕСКИЙ), однако связь инстинктного напряжения с сигнальной тревогой была выявлена при изучении защит от агрессии, имеющих место при НЕВРОЗЕ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.

 

Фрейд был последовательным сторонником ДУАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ИНСТИНКТОВ и полагал, что все инстинкты можно разделить на две группы, антагонистически настроенные по отношению друг к другу, и что конфликты между этими двумя группами и несут ответственность за невроз. Он, однако, не был последователен в своих взглядах на то, что же это были за группы. До начала 1920-х годов это были ИНСТИНКТЫ ЭГО (см. ЭГО-ИНСТИНКТ) и СЕКСУАЛЬНЫЙ ИНСТИНКТ, соответствовавшие биологическим инстинктам самосохранения и воспроизведения потомства (см. САМОСОХРАНЕНИЕ), но в последних теоретических трудах это были ИНСТИНКТ ЖИЗНИ и ИНСТИНКТ СМЕРТИ. Приведенная выше схема никогда не предназначалась для применения к инстинктам Эго, и непонятно, предполагалось ли применять ее к инстинкту смерти, хотя аналитики склонны предполагать, что существуют и инстинкт, и вид энергии, называемые «агрессией», к которым эта схема применима. Многие аналитики показали, что, хотя понятие КОНФЛИКТ подразумевает наличие по крайней мере двух влечений, нет особой причины отдавать предпочтение дуальной теории, а не тройственной или даже множественной теории инстинктов. Современная психология животных (ЭТОЛОГИЯ) утверждает наличие, по крайней мере, семи инстинктов, или врожденных паттернов поведения: пищевого, ПОЛОВОГО, борьбы, родительского, СНА, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ и ухаживания. Два последних в психоаналитической теории не представлены.

 

ИНСТИНКТ ЖИЗНИ(life instinct) В своих поздних теоретических работах Фрейд отказался от более ранней идеи о наличии двух групп ИНСТИНКТОВ: сексуального (см. СЕКС) и ЭГО-ИНСТИНКТОВ, которые соответствовали биологическим инстинктам размножения и самосохранения (см. САМОСОХРАНЕНИЕ). Этот отказ был сделан в пользу ИНСТИНКТА ЖИЗНИ и ИНСТИНКТА СМЕРТИ; инстинкт жизни включает как сексуальные инстинкты, так и инстинкты самосохранения, а инстинкт смерти является стремлением к возврату в неорганическое состояние.

 

ИНСТИНКТ СМЕРТИ(death instinct) В своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» (Freud Beyond the Pleasure Principle, 1920) Фрейд ввел понятие инстинкта смерти. «Мы: пришли к необходимости различать два вида инстинктов: те, которые стремятся привести живые существа к смерти, и другие, сексуальные инстинкты, которые вечно стремятся к обновлению жизни и достигают этого». Несмотря на тот факт, что, как отмечал Jones (1957), «Не было обнаружено ни одного биологического наблюдения, которое подтверждало бы идею инстинкта смерти, – идею, которая противоречит всем принципам биологии», идея эта, однако, довольно распространена и составляет существенную часть КЛЕЙНИАНСКОЙ теории, которая, рассматривает АГРЕССИЮ как ПРОЕКЦИЮ собственного врожденного саморазрушительного влечения человека. Попытки детальной разработки теории инстинкта смерти, которая предложила существование энергии, присущей инстинкту смерти и аналогичной энергии ЛИБИДО, никогда не продвинулись дальше того, чтобы дать ей название, например, МОРТИДО, ДЕСТРУДО. Необходимо четко отличать данное понятие от понятия агрессивного, или разрушительного инстинкта, поскольку понятие инстинкта смерти постулирует желание организма разрушить, уничтожить САМОГО СЕБЯ, а понятие деструктивного инстинкта подразумевает желание убивать ДРУГИХ.

 

ИНСТИНКТ, СОСТАВНОЙ(instinct, component) Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, сексуальный инстинкт взрослых «постепенно развивается из последовательных вкладов ряда составных инстинктов, представляющих определенные ЭРОГЕННЫЕ ЗОНЫ» – Freud (1940),

 

ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯИ ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ(instinct THEORY AND OBJECT THEORY) Эти термины используются для различения положений, из которых одни связаны с ИНСТИНКТАМИ и их превратностями, а другие – с отношениями индивида со своими ОБЪЕКТАМИ. С формальной точки зрения такое различение искусственно, поскольку инстинкты направлены на объекты, а объекты могут быть значимы лишь в том случае, если у индивида есть побуждение к отношениям с ними. Практически, однако, такое различие существует реально, а именно: между теориями, полагающими, что индивид обретает способность иметь отношения с объектами на некоторой стадии РАЗВИТИЯ, и теориями, которые полагают, что он рождается уже имея связь с объектом (МАТЕРЬЮ); между теми, кто полагает, что АДАПТАЦИЯ – процесс вынужденного обучения, и другими, полагающими, что младенец рождается адаптированным; между теми, кто полагает, что ценность объекта заключается в его способности давать инстинктное удовольствие, и теми, кто считает, что ценность удовольствия заключается в его способности обогащать отношения. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ обеспечивает связь психоанализа с биологией, а ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ – связь с социальными науками. Классический психоанализ является теорией инстинктов; КЛЕЙНИАНСКАЯ и фэрбэрновская (см. ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ) системы представляют собой теории объектов. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ Гартмана содержит некоторые аспекты и той, и другой. См. Klein (1948), Fairbairn (1952), Hartmann (1958).

 

ИНТЕГРАЦИЯ(integration) Процесс, посредством которого части соединяются в целое. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, психика человека начинается как неинтегрированное, неорганизованное ИД и становится интегрированной в результате РАЗВИТИЯ ЭГО. Согласно ОБЪЕКТ-ТЕОРИИ, младенец начинает жизнь в состоянии первичной интеграции. «Исходная личность ребенка состоит из единого, динамичного Эго» – Fairbairn (1952). Все ЗАЩИТЫ, кроме СУБЛИМАЦИИ, действуют за счет интеграции, покупая свободу от ТРЕВОГИ ценой РАСЩЕПЛЕНИЯ или ВЫТЕСНЕНИЯ частей потенциально интегрированной САМОСТИ.

 

Психоаналитическое лечение стремится восстановить утраченные части самости и увеличить интеграцию, См. Fairbairn (1952), Rycroft (1962), Storr (I960).

 

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ (internalization) Хотя иногда используется как синоним ИНТРОЕК-ЦИИ, его лучше использовать только для описания процесса, посредством которого объекты внешнего мира получают постоянное психическое представительство, т.е. посредством которого ВОСПРИЯТИЯ превращаются в образы, формирующие часть нашего психического содержимого и структуру.

 

ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЙ (межличностный) (interpersonal)

 

ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ и понятия имеют дело с тем, как личности взаимодействуют друг с другом, в противоположность интраперсональным концепциям КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, относящимся к развитию и поведению отдельных индивидов.

 

ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это отношения между людьми; приставка «интер» здесь не нужна, если только нет противопоставления отношениям между частями личности. Отношения человека со своим боссом интерперсональны, а своим СУПЕР-ЭГО – интраперсональны.

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (interpretation) Процесс разъяснения, толкования СМЫСЛА чего-либо сложного для понимания неясного и т.д. Психоаналитические интерпретации – это сообщения пациенту, которые делает аналитик, и в которых он придает СНУ, СИМПТОМУ или цепочке СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ какое-либо значение, расширяющее и углубляющее то значение, которое придает им сам пациент. Примером интерпретации является ИНТЕРЛРЕТАЦИЯ СНОВИДЕНИЯ, деятельность по обнаружению смысла ЛАТЕНТНОГО содержания сновидения путем анализа его МАНИФЕСТНОГО содержания. В основе этой деятельности лежат следующие положения:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.