Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники педагогики




 

Святитель Феофан Затворник сравнивает святоотеческое наследие с теп-лицей, попав в которую человек ощущает особую, живоносную и светоносную атмосферу, где он дышит оживляющим и ободряющим духовным воздухом. Постепенно он начинает понимать, что все, о чем пишут святые отцы, несмотря на всю кажущуюся «правильность» его собственной жизни, имеет прямое отношение к нему.

Святоотеческое наследие - школа созерцания, школа самопознания, в которой каждый обучающийся получает свою часть знания в зависимости от личного духовного опыта.

Можно выделить следующие черты святоотеческой литературы, имеющие значение для духовно-нравственного воспитания.

1. Нацелена на формирование внутреннего человека, ядра личности.

2. Рассчитана на любой возраст - физический и духовный.

3. Основана на личном духовном опыте, поэтому может быть использована в индивидуальной работе с учащимися.

4. Основана на абсолютных истинах, говорит об абсолютных истинах, не подвержена идеологическим колебаниям.

5. Обращена к целостному человеку - его разуму, воле, чувствам, к его уму, сердцу и душе.

6. В педагогическом плане представляет собой «пошаговую методику» самоуглубления и самопознания - определение негативных сторон собственной личности и указание на то, как с этим бороться.

7. Показывает разнообразные пути и формы духовной жизни.

8. Учит строить диалог с самим собой, другими людьми, миром в целом на основе христианских ценностей, наполнять свой внутренний мир новыми смыслами, избирать высокие, сверхличностные жизненные цели.

9. Возрождает традицию «учительности» - педагогического диалога, основанного на глубинном, внутреннем взаимовосприятии личности учителя и ученика на основе общих ценностей, идеалов, смыслов, авторитетов.

В целом святоотеческую литературу можно назвать «педагогикой душевного строения», целостным учением, содержащим знание о человеке и его душе, о его наличном и долженствующем быть состоянии. Она представляет собой «уникальную энциклопедию» тончайших состояний человеческой души, их взаимодействия и взаимовлияния, их генезиса и объективации в поведении че-ловека[2].

 

Православное направление педагогической мысли и ориентировано, прежде всего, на воссоздание и создание вновь опыта духовной жизни нашего общества. Как и другие направления педагогической мысли, оно нуждается в теоретическом осмыслении и научном обосновании. Развитие этого направления педагогической мысли является, на наш взгляд, наиболее перспективным.

Сегодня этот процесс во многом затрудняется боязнью всякого насилия над личностью, порожденного со времен тоталитаризма, а также почти двухсотлетней традицией поиска духовного опыта внецерковными методами. Особенность современной секуляризованной педагогики заключается в отрицании Бога при созревании ребенка. Дело воспитания здесь сводится к ограничению только тем, что вмещает разум. Это традиция построения педагогики без религии, идущая еще со времени эпохи Просвещения, на место Бога ставит исключительно силу разума. Однако опыт духовной жизни людей говорит нам о том, что человека нельзя сводить к сознанию, мышлению и рассудку. Забота только о развитии ума часто бывает источником душевных искривлений и заболеваний.

Педагогу необходимо проявлять внимание к воспитанию души в целом, поэтому православный подход к решению педагогических проблем предполагает прежде всего духовное и нравственное осмысление педагогических явлений и процессов, следование религиозным представлениям о человеке.

Опыт организации процесса духовно-нравственного становления личности мы находим в Священном Писании, творениях святых отцов и учителей Церкви, работах православных богословов, религиозных философов, педагогов.

Обосновывая теоретические основы педагогики в контексте Православной культурной традиции, мы не только предлагаем соответствующую концепцию организации процесса воспитания, но и анализируем возможность использования в этом процессе тех средств, которые традиционно применялись в отечественной школе.

Исходными категориями православной педагогики являются понятия главного ее предмета и цели. Между этими категориями и выстраивается траектория всего педаго-гического процесса.

Главным предметом православной педагогики является человек (ребенок) – разви-вающаяся богоподобная личность с присущими ей психовозрастными, половыми и на-следственными особенностями.

Согласно православной догматике, назначение человека не ограничивается одной земной жизнью, а простирается в вечность. Поэтому земная жизнь христианина по слову свт. Игнатия (Брянчанинова) должна быть школой приготовления к жизни вечной.

Главным препятствием на пути к этому во всех людях являются последствия первородного греха, внесшего расстройство в их природу, как духовную, так и телесную. Грех вызвал в них порочные склонности, удалил их от Бога и навлек на них Божий гнев, осуждение, болезни, смерть.

О цели христианского воспитания коротко и ясно писал в прошлом веке архиеп. Евсевий: «Воспитание для земли и воспитание для неба нераздельно между собою…», как двуединая цель православной педагогики. «Как член гражданского общества, человек должен возрастать для круга общественной деятельности, к которой Бог призывает его; а как предназначенный к небесной жизни, он должен созреть ко дню жатвы и принести неувядаемые плоды… Главного и последнего нашего назначения мы можем достигнуть только верным исполнением Евангельской правды, повседневных наших обязанностей в настоящей жизни по мере дарованных нам сил» (Демков М.И. Русская педагогика в главнейших ее представителях. М., 1898. С.178).

Главный смысл и задача православной педагогики, по высказываниям прот. Василия Зеньковского, состоит в том, чтобы приблизить подрастающее поколение к Богу, обучить подлинной жизни во Христе, помочь в освобождении их от власти греха, через благодатное восполнение дарами Церкви и содействовать раскрытию и одухотворению образа Божия в них.

Три центральных основополагающих принципа педагогики выделял в свое время и проф. прот. Василий Зеньковский. Его педагогическая система, построенная на христоцентричном православном богословии, является антропоцентричной в определении целей и задач воспитания и экклезиологичной в понимании средств для достижения этих целей (через понимание Церкви как «благодатного организма», в котором преображается человеческая природа и достигается спасение).

Исходя из этого, аксиологически оправданным будет следующее иерархическое построение принципов: христоцентричность, экклезиоцентричность и педоцентричность, соотносящиеся как Богочеловек, богочеловечество и богоподобная личность.

А) О христоцентричности

Христоцентричность является основополагающим первопринципом всей православной педагогики, ибо Христос есть ее главный центр, основание, идеал и цель.

Термин «христоцентричность» чаще всего употребляется в богословии, философии, истории, аскетике, а в последнее время и в трудах православных педагогов. Именно при христоцентричном подходе, когда за основу берется Боговоплощение и Евангельское благовестие о Христе в духе вероучения Православной Церкви, обретается истинное понимание богословии, истории, философии, христианской жизни и педагогики.

Примером подлинной христоцентричности был св.прав. Иоанн Кронштадтский: «Тобою, Господи, живу, Тобою дышу, вижу, слышу, осязаю, обоняю. Тобою мыслю, чувст-вую, воображаю, радуюсь, помятую, упокоеваюсь, каюсь, очищаюсь, укрепляюсь, исцеляюсь, просвещаюсь, избавляюсь от врагов видимых и невидимых, торжествую победы над страстями льстивыми и губительными. Тобою и Тебя исповедаю, прославляю, благодарю, люблю… С Тобою умру и с Тобою уповаю воскреснуть от мертвых и жить с Тобою и в Тебе во веки бесконечные».

Итак, христоцентричность – главный основополагающий (см.1 Кор.3,11), универсальный (Колос. 1, 16-20), смысло- и целеобразующий принцип, руководящий нас соотноситься в жизни, в педагогике и во всем (Ин.5,19) с Господом нашим Иисусом Христом – непреложной Истиной, высшим Авторитетом, Идеалом и Путем (Ин. 14,6), Источником Премудрости, ведения (кол.2,3) и благодати (Ин.1,16), дабы веруя в Него все творить во имя и во славу Его (Ин. 20,31).

Без этого первопринципа педагогика будет как без головы и без истинного основания; без образа и без духа истины, без любви, порождая детский и педагогический эгоцентризм. Как в свое время писал К.Д.Ушинский: «Для нас любая нехристианская педагогика – вещь немыслимая, безголовый урод, деятельность без цели и без результата впереди» (Т.2.С.452).

Б) Об экклезиоцентричности

С Господом тот, кто с Церковью. Будьте так, не суемудрствуя, и будете на спасенном пути. Свт.Феофан Затворник.

Наивысшим плодом духовной жизни является святость, последовательно вести к которой и призвано все дело православной педагогики и жизни. Святость, будучи свойством Бога и Церкви, обретаема православными христианами «не от самих себя, но всегда только от Церкви, не от людей, но от Христа Господа, неразрывно соединенного с Нею, как Глава с Телом. И нет иной святости, кроме церковной. Все добро, вся святость, какая есть во вселенной, где бы она ни находилась, нераздельно принадлежит Церкви». И потому вторым центром обращенности христианской жизни и православной педагогики является Церковь. Из этого положения можно вывести принцип экклезиоцентрично-сти, который также неразделен с христоцентричностью, как Христос и Его Церковь, как «глава и тело» (1 Кор. 12,27), «лоза и ветви» (см.Ин.15,5), «жених и невеста» (см.Еф. 5,23), а в педагогическом смысле – как «учитель, училище и ученики».

Итак, экклезиоцентричность – это второй основополагающий и взаимоединый с христоцентричностью принцип православной педагогики, раскрывающий полноту жизни во Христе через необходимость руководствоваться со знанием, учением и опытом Право-славной Церкви.

В) О педоцентричности

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

Мф. 18,10

В центре педагогического процесса стоит ребенок – развивающаяся личность

Поэтому в ответ на вопрос апостолов, кто из них будет больше в Царстве Небесном, Он говорит: Кто умалится как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18,4). Потому и значимы в духовной жизни качества детскости – чистота, простота, незлобие, искренность.

В отношении детей Христос требует любви, уважения и признания их личного достоинства (ск. Мк. 10,16; 18,4,10; Мк. 9,42). Господь ублажает детей за простоту, искренность и смирение – в чем и должны уподобиться им взрослые. Однако совершенство детской души является неосознанным и неутвержденным, поэтому дети призваны сознательно утвердиться в добре.

Д) О нравственно-педагогическом аскетизме

«Аскетика есть путь к богоподобному устроению личности, а через нее и мира», - говорит протоиерей Зеньковский.

На пути достижения цели христианской педагогики и решения ее главных задач предстоят большие совместные усилия всех участников педагогического процесса, ибо временем воспитания часто решается судьба человека – не только земная, но и вечная (см. Мф. 11,12). Потому свт. Иоанн Златоуст говорит: «Всему нужно предпочитать попечение о детях и воспитанию их в учении и наказании Господнем». Чтобы учить других, надо самому учиться. «Истинный педагог тот, говорил К.Д.Ушинский, кто учится», этим училищем является для нас Церковь, а учителем – Христос. Это неминуемо требует от педагогов собственного совершенствования и неусыпного бдения и трезвения в ходе воспитания и развития личности ребенка. Важно, чтобы православный педагог имел подлинную любовь, глубокое познание Бога, себя и своей профессиональной деятельности и непрестанными усилиями возрастал в этом. Православный педагог должен являть достойный образ христианина и пример личного благочестия перед воспитанниками, подражая Господу нашему Иисусу Христу. Педагог должен быть ответственен за дело, собран, требователен к себе, по-христиански и профессионально совершенствуясь.

Здесь снова вспоминается онтологический (изначальный, сущностный) аспект древнегреческого понятия ПЕДАГОГ – раб-детоводитель, отводящий ребенка своего Господина к Учителю для обучения в школе. Поему же педагог только раб? Кто Тот Учитель, к Которому приводится ребенок? Что это за Школа, где идет обучение чад?

Принципы православной педагогики:

А) принцип христоцентричности (определяющий отношение к Богу),

Б) принцип экклезиоцентричности (определяющий отношение к Церкви),

В) принцип педоцентрирчности (определяющий отношение к ребенку),

Г) принцип нравственно-педагогического аскетизма (определяющий отношение педагога к себе и к своей профессиональной деятельности).

Принципы православной педагогики не равнозначны, они находятся в иерархическом единстве и являются жизнепреложимыми.

Важно иметь в виду, что одной системы принципов недостаточно для достижения вы-соких результатов в педагогике. Хотя требования принципов одинаковы для всех право-славных педагогов, их практическая реализация личностно обусловлена. Они не заме-няют ни личного духовного опыта, не специальных знаний, ни мастерства, но способст-вуют большему пониманию педагогического процесса, обогащают сознание и опыт педа-гога, дают ориентацию, помогают вести все педагогическое дело душеспасительно.

Воспитать ребенка – значит заложить в нем основы духовной жизни, сформировать характер, добрую волю и довести его до верного самоопределения в жизни и способно-сти самовоспитания, самообразования и самосовершенствования. Воспитать ребенка – значит подготовить его к вполне самостоятельному существованию в сложном совре-менном мире, принятию правильных решений в любых неожиданных ситуациях. Воспи-тать ребенка – значит поставить его на стезю самоотверженного и радостного служения своим ближним, своей Родине, своему Господу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.