Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История подготовки и аттестации научных кадров по психологии в Беларуси




ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ БЕЛАРУСИ В 60—70-е ГОДЫ

Медицинская страховка

Дополнительная информация:

Го­сти­ни­ца "Па­лац" ***, Не­свиж, зам­ко­вый комплекс. Двух­этаж­ная го­сти­ни­ца на­хо­дит­ся в од­ном из кор­пу­сов Зам­ко­во­го ком­плек­са Рад­зи­вил­лов XVI ве­ка. Величественный замок-дворец, окру­жен­ный вы­со­ки­ми зем­ля­ны­ми ва­ла­ми и об­шир­ны­ми пру­да­ми, пред­став­ля­ет со­бой си­сте­му со­еди­нен­ных в еди­ный ан­самбль зда­ний, об­ра­зую­щих изящ­ный па­рад­ный двор. Оста­но­вив­шись в этой го­сти­ни­це, Вы мо­же­те ве­че­ром про­гу­лять­ся по па­рад­ной пло­ща­ди зам­ка, по­ужи­нать в ста­рин­ных ин­те­рье­рах ре­сто­ра­на "Гет­ман", прой­тись по ста­рин­ным пар­кам — по­чув­ство­вать дух эпо­хи… Номера в го­сти­ни­це 1-2-3-4-местные; но­ме­ра на 2-м эта­же — ман­сард­ные. Каждый из 22 но­ме­ров го­сти­ни­цы осна­щен всем не­об­хо­ди­мым для пол­но­цен­но­го от­ды­ха — хо­ло­диль­ник, осна­щен­ная ван­ная ком­на­та, LCD-телевизор, те­ле­фон, Wi-Fi. В зам­ке так­же есть VIP-апартаменты клас­са люкс. В этих но­ме­рах: климат-контроль, хо­ло­диль­ник, ха­ла­ты и та­поч­ки в ван­ной ком­на­те; из окон от­кры­ва­ют­ся ве­ли­ко­леп­ные ви­ды на тер­ри­то­рию замкового ком­плек­са, пру­ды и ва­лы. Зав­тра­ки кон­ти­нен­таль­ные в ка­фе "Страўня" на тер­ри­то­рии зам­ка.

 

Расстояния: Минск—Не­свиж 120 км, Мир—Не­свиж 30 км.

 


Рекомендации по туру:
Чтобы в нашем туре чувствовать себя комфортно и ничего не упустить, ре­ко­мен­ду­ем: • выставить на Ваших часах белорусское время, а это значит, что график Вашего путешествия будет подчинен именно времени 3-го часового пояса (плюс 1 час к времени Московскому);
• приобрести белорусские рубли — можно приобрести в любом обменном пункте нашей страны, но помните, что Мир — небольшой поселок, а Несвиж — маленький городок, в отличие от столичного мегаполиса, дела с обменными пунктами здесь обстоят гораздо сложнее;
• не забыть фотоаппарат — резиденция Радзивиллов в Несвиже овеяна тайнами и загадками. Есть множество легенд о призраках замка, которые чаще всего запечатлеваются на фото посетителей...
• обуть удобную обувь без каблука — внутренний двор и Мирского, и Несвижского замков вымощены брусчаткой;
• "настроить" хорошее настроение, ибо еще Гораций говорил: "Управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повелевает"…

 

 

8 июня 1927 г. впервые было утверждено «Положение о на­учных работниках высших учебных заведений и научных учрежде­ний БССР», регламентирующее порядок присвоения ученых зва­ний, материального и пенсионного обеспечения работников на­учной сферы. 28 июня 1928 г. на заседании коллегии наркомпроса был утвержден устав об аспирантах, в соответствии с которым в аспирантуру зачислялись лица в возрасте от 20 до 35 лет, имеющие законченное высшее образование.

Аспирантам, выполнявшим все требования, присваивалась сте­пень доктора в определенной отрасли наук с правом преподавания и вузе или самостоятельном ведении научной работы. В 1927—1928 гг. в Беларуси обучалось 93 аспиранта. Постановление Совнаркома СССР от 1 января 1934 г. «Об ученых степенях и званиях» устано­вило наличие двух степеней (кандидат наук и доктор наук). Были введены ученые звания ассистента, доцента, профессора в вузах, младших и старших научных сотрудников в НИИ.

Этим же постановлением вводилась публичная защита доктор­ских диссертаций. Вместе с тем степень доктора наук могла быть присвоена и без защиты диссертации ученым, известным своими выдающимися научными открытиями. Эта степень также автома­тически присваивалась тем лицам, которые к этому времени были избраны академиками союзных и республиканских Академий наук. Право присуждать степени и присваивать ученые звания предос­тавлялось президиумам АН СССР и союзных республик. На осно­вании этого постановления степень доктора наук без защиты была присуждена нашим известным ученым С.Я. Вольфсону, П.Я. Панкевичу и др.

Первый совет по защите кандидатских диссертаций в Минском государственном педагогическом институте им. М. Горького был утвержден постановлением Пленума Высшей аттестационной ко­миссии СССР 18 февраля 1967 г. в составе 23 человек по специаль­ностям: 730 — «Теория педагогики», 731 — «Психология», 732 — «Методика преподавания» (математика, белорусский язык, ино­странный язык).

В состав совета входили; кандидат иедагоптческих наук И.Е. Ла-кин (председатель совета), кандидат педагогических наук Т.М. Ку-риленко (ученый секретарь), доктора педагогических наук Н.И. Бол­дырев и Н.К. Гончаров (Москва), кандидат педагогических наук (по психологии) Е.П. Ересь и кандидаты педагогических наук, К.А. Кулинкович, М.В. Макаревич, Г.Г Петроченко, С.А, Умрейко и др.

Первая защита диссертации на соискание ученой степени канди­дата педагогических наук (по психологии) состоялась 29 октября 1968 г. Защищалась Е.А. Бондарен ко (Панько), научный руководи­тель — П.М. Якобсон, а также Р.И. Водейко (23.12.1968, научный ру­ководитель — Б.Г. Ананьев); Т.М. Красневская (27.10.1969, научный руководитель — М.С. Клевченя); B.C. Дьяченко (26.12.1969, научный руководитель — А.А.Логинов); Т.М. Савельева (02.03.1972, научный руководитель — Л.И. Айдарова; Н.Я. Привалова (04.05.1972, научный руководитель Б.А. Бенедиктов.); A.M. Кухарчук (22.02.1973, научный руководитель — В.В. Чебышова); В.Н. Олешкевич (15.03.1973, на­учный руководитель — П.М. Якобсон); М.З. Яновский (17.04.1975, научные руководители Р.И. Водейко и И.А. Кулак); А.Т. Ростунов (01.07.1975, научные руководители В.А. Бодров и М.С. Клевченя).

Таким образом, за первые 13 лет существования совета (до 1982 г.) по психологии защитилось 10 человек.

18 марта 1974 г. приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 167-1 был утвержден новый состав совета по присуждению ученых степеней кандидата наук в количестве 36 человек по следующим специальностям: 13.00.01 «Те­ория и история педагогики», 13.00.02 «Методика преподавания» (языка и литературы, математики, физики, истории), 13.00.04 «Тео­рия и методика физвоспитания» и спортивной тренировки», 19.00.07 «Детская и педагогическая психология», 07.00.02 «Исто­рия СССР».

Это был период, когда диссертации по всем общественным дисциплинам, куда входили психолого-педагогические науки и ме тодики преподавания различных предметов, защищались в одном объединенном совете.

Членами совета по психологическим наукам были: доктор фи­лософских наук, профессор В.М. Ковалгин; кандидат психологи­ческих наук, доцент М.С. Клевченя; кандидат психологических наук, доцент О.П. Сергиевич.

23 декабря 1981 г. Приказом ВАК СССР № 1146 утвержден специализированный совет в составе 23 человек по специальнос­тям: 13.00.01 «Теория и история педагогики», 13. 00. 02 «Методика преподавания» (математики), 19.00.07 «Педагогическая, детская и возрастная психология».

Членами совета по психологии были: доктор психологических наук, профессор Б.А. Бенедиктов; доктор психологических наук, профессор Ф.И. Иващенко; доктор психологических наук, профес­сор СВ. Кондратьева; кандидат психологических наук, доцент Л.Н. Рожина; кандидат психологических наук, доцент Я.Л. Коломинский; кандидат психологических наук, доцент М.З.Яновский.

27 июня 1984 г. приказом ВАК СССР № 429/1146 в состав сове­та был введен доктор психологических наук, профессор Л.А. Кандыбович.

1 июня 1987 г. в состав совета приказом ВАК СССР № 590/1146 был введен доктор психологических наук, профессор А.Т. Ростунов.

Если ранее состав советов был смешанный, то начиная с апре­ля 1991 г. приказом ВАК СССР № 1471 был образован первый специализированный совет К 113.16.05 по специальности 19.00.07 «Педагогическая и возрастная психология» в следующем составе:

Б.А. Бенедиктов, доктор психологических наук (председатель);

Л.А. Кандыбович, доктор психологических наук, (зам. предсе­дателя);

А.А. Амельков, кандидат психологических наук (ученый секре­тарь совета);

К.В. Гавриловен, доктор педагогических наук; Ф.И. Иващенко, доктор психологических наук; СВ. Кандратьеиа, доктор психологических наук; Я.Л. Коломинский, доктор психологических наук; Е.К. Осииова, доктор психологических наук; Л.Н. Рожина, кандидат психологических наук, А.Т. Ростунов, доктор психологических наук; Т.М. Савельева, кандидат психологических наук; М.З. Японский, кандидат психологических наук.

21 июля 1993 г. приказом № 259 ВАК Российской федерации утвержден первый в истории Республики Беларусь совет по защи­те диссертаций на соискание ученой степени доктора психологи­ческих наук Д 113.16.02 по специальности 19.00.07 «Педагогичес­кая и возрастная психология»- в составе:

Я.Л. Коломинский, доктор психологических наук (председа­тель);

Л.А. Кандыбович, доктор психолошческих наук (зам. предсе­дателя);

А.А. Амельков, кандидат психологических наук (ученый секре­тарь совета);

Б.А. Бенедиктов, доктор психологических наук; К.В. Гавриловец, доктор педагогических наук; А.Н. Елсуков, доктор философских наук БГУ; Ф.И. Иващенко, доктор психологических наук; В.М. Козубоиский, доктор психологических наук; СВ. Кондратьева доктор психологических наук ГрГУ; М.А. Кремень, доктор психологических наук, Национальный институт образования;

Г.М. Кучинский, доктор психологических наук БГУ; А.Т. Ростунов, доктор психологических наук национальный институт образования.

28 июля 1996 г, приказ № 85 ВАК Республики Беларусь утвер­дил докторский совет Д.02.21Д4 в количестве 12 человек по специ­альностям: 19.00.05 «Социальная психология», 19.00.07 «Педагоги­ческая психология», 13.00.13 «Психология развития». В состав со­вета вошли:

Я.Л. Коломинский, доктор психологических наук (председа­тель);

Л.А. Кандыбович, доктор психологических наук (зам. предсе­дателя);

Л.В. Финькевич, кандидат психологических наук (ученый секре­тарь сонета);

Б.А. Бенедиктов, доктор психологических наук; Н.Т. Ерчак, доктор психологических наук; Ф.И. Иващенко, доктор психологических наук; В.М. Козубовский, доктор психологических наук; Ю.Н. Карандашев, доктор психологических наук; СВ. Кондратьева, доктор психологических наук; Г.М. Кучинский, доктор психологических наук; Л.И. Рожина, доктор психологических наук;

Белорусское отделение общества психологов СССР поддер­живало тесные связи с Белорусским педагогическим обществом. Ими совместно были проведены многие конференции и семинары. В Президиум педагогического общества Республики Беларусь по­стоянно входили психологи. В настоящее время (2000 г.) председа­телем является ректор БГПУ им. М. Танка профессор Л.Н.Тихо­нов. Долгие годы секретарем общества является Д.А. Зубко. Из психологов в состав президиума входят профессора Л.А. Кандыбович, ЯЛ. Коломинский, Л.Н. Рожина и др.

История психологических обществРоссии и СССР достаточ­но богатая. Подробности можно узнать из учебника по истории психологии А.Н.Ждан. Ряд статей о деятельности московского, украинского и других региональных обществ психологов публико­вался is психологических журналах. В частности, в «Психологичес­ком журнале» (1996 № 5) была опубликована статья Э.А. Фарчинеший «О работе московского отделения общества психологов в 1957—1971 гг.» Председателями в этот период были А.В. Запоро­жец (1957-1964 гг.), Н.А. Мснчинская (1964-1971 гг.), на собра­ниях с докладами выступали А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, В.А. Небылицин, В.П. Зинченко и др., а также психологи из других стран: Ж. Пиаже, Г. Келли, Б. Скинер, Д. Брунер, В. Франкл и др.

Согласно Уставу общества психологов Республики Беларусь, оно является добровольной научно-общественной организацией, ведущей работу в области ПСИХОЛОГИИ. Общество состоит при Ака­демии наук Республики Беларусь. В своей деятельности оно руко­водствуется законами нашей республики, постановлениями прави­тельства и своим Уставом. Общество является юридическим ли­цом. Региональные отделения и организации общества вправе быть самостоятельными юридическими лицами.

Президиум общества и его региональное отделение имеют гербовую печать. В Уставе расписаны цели и задачи общества, состав, права и обязанности его членов, структура, отделения общества, органы ревизии общества, руководство его деятель­ностью, средства общества, порядок ликвидации общества и его отделений.

Последний съезд общества психологов Беларуси прошел в 1993 г. Президентом был избран Г.М. Кучинский. Общество ряд лет существовало формально. В дальнейшем его руководители не смогли довести до конца перерегистрацию, и фактически в том ви­де, как оно существовало долгие годы, общество психологов Бела­руси прекратило свою деятельность.

История создания и деятельности кафедры психологии Лингвистического университета

Минский государственный педагогический институт иностран­ных языков был образован на базе факультета иностранных язы­ков МГПИ им. М Горького постановлением Совета Министров БССР от 26 ноября 1947 г. и приказом Министерства просвещения БССР от 25 августа1948 г. Учебный процесс начался с 1 сентября 1948 г., на трех факультетах (английском, немецком, французском) и 8 кафедрах, одна из которых — педагогики и психологии.

Следует отметить деятельность У.М. Силенко на кафедре пе­дагогики и психологии института.

Ульяна Мироновна Силенко родилась в 1909 г. в селе Новоржик Брянской области. В 1954 г. защитила кандидатскую диссер­тацию по психологии в Ленинграде на тему: «Формирование системности знаний учащихся 8-х классов в процессе обучения (на материале изучения экономической географии СССР)». В 1957 г. избирается на должность доцента кафедры педагогики и психоло­гии Минского государственного педагогического института ино­странных языков.

Вместе с У.М. Силенко более 20 лет на кафедре работала и Ольга Павловна Сергиевич. Она родилась в 1923 г. в деревне Ново-Владимировка Ивановской области. В 1950 г. закончила Ленинград­ский государственный университет, философский факультет, пси­хологическое отделение. Получила специальность преподавателя психологии. В 1951 г. О.П. Сергиевич назначается старшим препо­давателем по кафедре педагогики и психологии Минского государ­ственного педагогического института иностранных языков. Далее она окончила аспирантуру при Минском пединституте им. М. Горь­кого по специальности «психология», В 1955 г. ей присуждена уче­ная степень кандидата педагогических наук (по психологии), тема диссертации - «Формирование пространственных представлений у детей в процессе начального обучения». Научным руководителем был Б.Г. Ананьев, В 1964 г. избрана на должность доцента кафедры педагогики и психологии. У.М. Силенко и О.П. Сергиевич была проделана большая работа по созданию Белорусского отделения общества психологов и по подготовке 1-го Белорусского, съезда психологов в 1960 г.

У.М. Силенко является одним из авторов учебного пособия для студентов заочников «Общая психология», изданным под ре­дакцией А. Зарудной в Минске в 1970 г.

Предыстория кафедры такова: первоначально она была объ­единена кафедрой педагогики и называлась «Кафедра педагогики и методики*. В 1957 г. вышло постановление ЦК партии об усовер­шенствовании процесса обучения иностранному языку. До этого времени процесс овладенияиностранным языком сводился только к переводческой деятельности. Но такие знания не могли давать возможность свободного владения иностранным языком как полно­ценным средством общения. Нужны были другие подходы, а к это­му преподаватели института иностранных языков не были готовы. Новый ректор института Ф.П. Шмыгов, в прошлом дипломат, был уверен в необходимости свободного владения студентами иностран­ным языком. При нем набор в институт расширился, особенно на специальность «английскийязык». Создалась обстановка, которая потребовала приглашения специалистов по психологии овладения иностранным языком. Одним из них и был Б.А. Бенедиктов.

В 1966/67 учебном году образована самостоятельная кафедра психологии. Заведующим кафедрой был избран кандидат педаго­гических наук (по психологии) доцент Борис Андреевич Бенедик­тов. Членами кафедры были: У.М. Силенко, доцент, О.П. Сериивич, старший преподаватель, МИ. Мелешкевнч, старший препода­ватель, Э.С.Дунская, доцент, С.И.Королев. Основные проблемы, исследовавшиеся членами кафедры: психология овладения ино­странными языками, а также проблемы воспитания учащихся средней и высшей школы.

Борис Андреевич Бенедиктов родился в 1918 г. в селе Сунеево Нижегородской области, в семье священника. Закончил Ленин­градский государственный университет (1937—1941 гг.) по специ­альности филолог-романист. Участник Великой Отечественной войны. После ранения преподавал военное дело в авиационном училище г.Горького (1943—1946 гг.), затем работал учителем средней школы. В 1947 г. закончил Центральные курсы логики и психологии.

С 1 сентября 1947 г. по август 1966 г. он работал в Горьковском педагогическом институте иностранных языков сначала стар­шим преподавателем, затем деканом факультета, проректором по научной работе и заведующим кафедрой педагогики и психологии. В 1964 г. читал лекции на курсах преподавателей русского языка в Румынской Народной Республике.

В 1966 г. Б.А. Бенедиктов был избран по конкурсу на долж­ность заведующего кафедрой психологии Минского государственного педагогического института иностранных языков. С 1968 г. он является деканом факультета французского языка.

С 1981 г, работал в Минском государственном педагогическом университете им. М. Горького на должности профессора кафедры педагогического мастерства. В 2000 г. ушел па пенсию с должности профессора-консультанта кафедры психологии Академии после­дипломного образования.

Б.А. Бенедиктов — ученик Б.В. Беляева по психологии речи. В 1976 г. в Ленинграде защитил докторскую диссертацию в педаго­гическом институте им. Герцена по теме «Общие и темпоральные особенности перевода и овладения языками». Им также была на­писана монография «Психология овладения иностранным язы­ком». Б.А. Бенедиктов вел активную творческую деятельность. Так, в учебном пособии «Особенности формирования личности буду­щего учителя иностранных языков» изложены тексты лекций для аспирантов, преподавателей и слушателей ФНК (факультет повы­шения квалификации), где освещены основные вопросы психоло­гии личности: темперамент, характер, способности. Дана оценка существующих теорий и взглядов на природу характера и темпера­мента, определена собственная позиция автора по ряду принципи­альных положений психологической науки. Материалы пособия имеют четкую учебно-воспитательную направленность.

В методических рекомендациях «Учет возрастных и индиви­дуальных особенностей в воспитании школьников» анализируют­ся закономерности в развитии сознания школьников, его направ­ленность и возможности, даются соответствующие практические рекомендации.

В работе «Реформа общеобразовательной и профессиональной школы и актуальные задачи психологии» рассматриваются важные теоретические и практические проблемы общей, социальной и пе­дагогической психологии в плане их актуализации в реформе общеобразовательной и профессиональной школы, предусматрива­ется возможность внедрения излагаемого материала в учебно-воспитательный процесс.

В работе «Развитие мышления и памяти учащихся» память и мышление представлены в их системных взаимосвязях. При этом рассматриваются особенности памяти и мышления учителя, усло­вия их развития у учащихся, специальное внимание уделяется про­цессу творческого мышления.

Б.А. Бенедиктов вместе с сыном Сергеем Борисовичем Бенедиктовым в книге «Психология обучения и воспитания в высшей школе» (1983 г.) исследует широкий круг актуальных проблем высшей школы: организация учебно-воспитательного процесса и управление им; осуществление сознания в речи и его направлен­ность во внимании; развитие памяти и мышления и их взаимосвязь в процессе усвоения учебного материала; психологические труд­ности в воспитании будущих специалистов и специфика воспита­ния в студенческом возрасте; совершенствование.эмоционально-волевых свойств личности, психических состояний, формирование характера, развитие способностей студентов.

Деятельность Б.А. Бенедиктова многогранна. Он внес существен­ный вклад ii развитие психологической науки вообще и, в частнос­ти, в Беларуси. Много полезного сделал и как председатель общес­тв психологов нашей Республики, и как председатель специали­зированного ученого совета по защите диссертации.

С 1968 г. к кафедре была прикреплена группа аспирантов, кото­рые также исследовали проблемы психологии овладения иностран­ным языком.

Под руководством Б.А. Бенедиктова были выполнены диссер­тации Н.Я. Приваловой «Психологические особенности овладения белорусским языком как вторым» (1971 г.); Н.И. Курьянко «Ауди­рование иноязычной контекстовой речи» (1972 г.); А.П.Домбровскнм «Аудирование глагольных словосочетаний» (1972 г.) и др. Основной материал этих работ был получен в оригинально органи­зованных экспериментах в лаборатории кафедры. Дополнитель­ный материал о работе лаборатории опубликован Г.В. Лосиком [47, с. 56-62].

Первым соискателем кафедры был СИ. Королев. Он занимал­ся проблемой эмоционального отношения к изложенному на род пом и иностранном языках. Э.С. Дунская изучала процесс овладе­ния английским языком учащимися специальных школ. На мате­риале фильмов она исследовала временные и содержательные ха­рактеристики процесса усвоения английского языка.

М.И. Захаркевич защищал диссертацию в Киеве. Диссертация его была по проблеме образов, возникающих в связи с речью на родном и иностранном языках. Он выявил и описал этапы овладе­ния языком и особенно лексико-грамматическим строем, интона­цией и зависимое ги от возрасти.

Всего же в институте, начиная с 1968 г., защитили кандидат­ские диссертации: Л.Н. Дичковская, И.И. Курьянко, Г.В. Сумсков, Н.Т. Ерчак, М.И. Чеховских, Г.В. Лосик, М.И. Захаркевич, Л.К. Ве-лигченко, И.И. Овчара iko, Я.В. Подрядчикова, З.Ф. Севко, Т.Д. Алек сеева. В 1996 г. защитил докторскую диссертацию по психологии Н.Т. Ерчак. В течение ряда лет кафедра занималась наряду с тема-МЯ синтеза речи проблемами памяти в связи с обучением ино­странным языкам, а также социально-психологической проблема-такой. Б.А. Бенедиктов возглавлял кафедру до 1981 г., затем — до­цент А.Б. Широкова, до этого работавшая в МГПИ им. М. Горько­го, а с 1992 г.— доцент М.И. Чеховских.

В период с 1974 по 1982 г, кафедра занималась проблемой адаптации устной речи для систем «человек — машина».

Чтение лекций ведется по общей психологии, возрастной и пе­дагогической психологии с проведением лабораторно-практичес­ких занятий.

Материалы многих исследований были получены в лаборато­рии кафедры, в которой работали Л.Н. Дичковская, Г.М. Кучин-ский, А.И. Бардиловский.

С сентября 1997 г. кафедрой заведует Н.Т. Ерчак — доктор пси­хологических наук, профессор. В составе кафедры доценты: М.И. Че­ховских, А.Б. Широкова, кандидат медицшКЖЯХ наук Л.А. Кувшин-никова, старшие преподаватели П.С. Рак и Л.А. Шнареиич.

Николай Тимофеевич Ерчак родился 3 марта 1945 г. в д. Гоще-во Брестской области. Закончил Минский государственный педин­ститут иностранных языков, факультет английского языка. Слу­жил в рядах Советской армии. С 1970 по 1973 г.— учитель англий­ского языка в Любищицкой средней школе Ивацевического района Брестской области. В 1973—1976 гг.— аспирант кафедры психоло­гии при государственном пединституте иностранных языков, с 1976 г.— преподаватель психологии Минского государственного педагогического института иностранных языков. Тема его канди­датской диссертации «Психологические особенности развития ино­язычной речи у школьников и студентов*, которую он защитил в 1978 г. в Киевском НИИ психологии. В 1993 г. он защитил доктор­скую диссертацию «Психология профессиональной речи учителя» в Санкт-Петербургском государственном университете. Занимает­ся проблемой изучения процесса совершенствования подготовки учителей иностранного языка. Основная его монография — «Пси­хологические основы профессиональной речи учителя».

С 1997 г. под руководством Н.Т. Ерчака проводится научно-исследовательская работа «Индивидуальные стратегии устного пе­ревода».

В 1996 г. в МГЛУ была создана служба психологической по­мощи для студентов, преподавателей и родителей. Это одна из первых психологических служб при пузе, сейчас создана и при дру­гих вузах нашей республики.

Начиная с 1973 г. коллектив кафедры активно занимается исследованиями по хоздоговорной и госбюджетной тематике. В исследованиях принимали участие вначале под руководством Б.А. Бенедиктова Э.С.Дунская, Н.И. Курьянко, Г.В. Лосик, И.А. Ма­карова, Н.Т. Ерчак, Б.М.Лобанов, Г.В. Сумсков, М.И. Чеховских. По результатам этих исследований аспиранты кафедры Г.В. Лосик и М.И. Чеховских получили авторские свидетельства па изобрете­ние устройства для автоматического определения темпа речи.

В 1980 г. члены научно-исследовательского коллектива Б.Л. Бе­недиктов, Н.Т. Ерчак, Н.И. Курьяненко, Г.В. Лосик, И.Л. Фольт, М.И. Чеховских получили авторское свидетельство на изобретение «Способ синтеза речи», особенностью которого является подготов­ка слов, необходимых для последующего синтеза.

Исследования продолжаются все годы существования кафедры. Подробнее о них говорится в статье Н.Т. Ерчака.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.