Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная культура и искусство первобытного человека




Индоевропейский период (бронзовый, железный века). Балты и славяне.

Бронзовый век начинается на Беларуси в конце 3 тыс., длится до 8-7 вв. до н.э. и с появлением на ее территории индоевропейских племен. Это массовое проникновение племен на территорию Европы получило в науке название первого «великого переселения народов». По поводу происхождения индоевропейцев существует несколько гипотез: одна из них гласит, что они являются племенами германского и скандинавского происхождения (позже она приобрела нацистскую окраску), однако ученые доказали несостоятельность этой теории, так как население мигрировало с юга на север, а не наоборот. В конце 19 века возникла т.н. балканская концепция, однако Балканы были лишь одним из направлений миграции индоевропейцев. Наиболее обоснованной является концепция переднеазиатской прародины индоевропейцев. Они возникли в V - IV тыс. до н.э. Прародина индоевропейцев – Восточная Анатолия, Южный Кавказ, Северная Месопотамия. В IV тыс. часть племен стала двигаться в сторону Афганистана и Индии (индо-иранские племена (арийцы), часть прошла через Среднюю Азию на Запад, в Северное Причерноморье и Прикаспийские степи, часть племен вышла к Эгейскому морю и расселилась на Балканах, где заняла территорию Причерноморья до правобережья Днепра. Сложились языковые группы индоевропейцев – Греко-армянская, анатолийская, иранская (арийская). Позже произошло первое великое переселение народов. Причины миграции – бурное развитие земледелия и животноводства, перенаселенность и необходимость освоения новых территорий.

В результате взаимодействия местного неолитического населения с индоевропейцами, на территории Европы шел процесс формирования предшественников современных народов. Индоевропейцы являются предками славян, германцев и балтов. На территории современной Беларуси жили балты до прихода славян и позже были оттеснены на север, на побережье Балтийского моря. При встрече с местным населением индоевропейцы, находясь на более высокой ступени развития, завоевывали и ассимилировали его. Они принесли с собой производящие виды деятельности – земледелие и животноводство, кроме того, они в свое время изобрели колесо и использовали колесный транспорт, что позволяло им перемещаться на большие пространства. Эти племена принесли на территорию Беларуси и первые бронзовые и медные изделия, поэтому следует сказать, что бронзовый век на Беларуси носил условный характер, т.к. на территории отсутствуют месторождения меди и других металлов, а бронзовые изделия попадали на территорию Беларуси с Кавказа и Карпат, и представлены в основном оружием и украшениями. Балты пользовались бронзовыми и каменными орудиями (каменные хорошо обработанные орудия были найдены в большом количестве), производили глиняные изделия, украшенные отпечатками шнура (плоскодонные сосуды), поэтому археологи в отношении этих племен используют понятие «культура боевых топоров» или «культура шнуровой керамики». На территории Беларуси распространилось одно из ответвлений этих племен, которое получило название среднеднепровской культуры. Об их балтской принадлежности говорят не только археологические материалы, но и данные лингвистики, в особенности топонимики (названия многих рек, озер, болот носят балтское происхождение). И именно топонимика позволила выявить, что не вся территория Беларуси была заселена балтами: на севере в бронзовом веке сохранились народы финно-угорской языковой группы, которые создали Северобелорусскую археологическую культуру. Кроме того, и другие индоевропейские народы оставили свои следы на Беларуси, так, названия некоторых рек, Днепр, Березина, дали представители древних иранцев.

В бронзовом веке сложились три основных способа земледелия: наиболее примитивное – мотыжное (обработка земли каменной мотыгой), подсечно-огневое (земля после сожжения деревьев обрабатывалась бороной-суковаткой), пахотное земледелие (для рыхления почвы использовалось деревянное рало). Развитие животноводства и земледелия, накопления ресурсов и богатств, а также открытие человеком факта отцовства привели к смене формы рода – на смену матриархату пришел патриархат (родство и наследование имущества определяются по линии отца). Одновременно складывается имущественное неравенство: коллективная собственность заменяется частной собственностью отдельных семей. В бронзовом и раннем железном веках в связи с появлением частной собственности обычным явлением становятся войны, цель которых – грабежи и захват рабов. Богатство и власть постепенно переходили к военным вождям и дружинникам. Высшая власть в роду, племени или союзе племен принадлежала общему собранию вооруженных воинов, на котором избирались старейшины, решались вопросы войны и мира. Такой общественный строй и форма организации власти в исторической науке получил название «военной демократии».

Бронзовый век сменился железным (8-7 века до н.э.. – 7-8 века н.э.) (железный век делится на ранний (8 в. до н.э. – 4 в. н.э.) и поздний (4 в. н.э. – 8 в.н.э.)). Местные племена освоили обработку железа, которое добывали из бурого железняка (болотные руды) в печах-домницах. Остатки такой печи были найдены возле деревни Лабенщина (Минская область). Каменные орудия труда почти перестали производить. Использование железных орудий содействовало расширению земледелия, которое стало основным видом хозяйственной деятельности. Развитие пахотного земледелия привело к разложению большой патриархальной семьи на отдельные семьи. На смену родовой общине пришла соседская. Основным видом поселений становятся укрепленные городища.

В 4-7 вв. н.э. произошло второе «великое переселение народов»: это миграция готов (восточногерманское племя), гуннов (Монголия), а также славян. Большая часть ученых уверена, что прародиной славян следует считать территории современных Германии, Чехии, Словакии и Польши. Они являются одним из ответвлений индоевропейцев, которые достигли Западной Европы.

Среди причин миграции следует назвать высокую плотность населения среди славян, грабежи как одни из самых легких способов обогащения, привлекательность новых территорий для земледелия, а также давление на славян со стороны других племен. Со своей прародины часть славян начала двигаться на юг, заселила территории современных Сербии, Хорватии, Македонии, Болгарии, Черногории. Сейчас это южные славяне. Западные славяне никуда не мигрировали и ни с кем не смешивались – сейчас это поляки, чехи, словаки и сербы. Другая часть славян двигалась на восток, и на территории части Украины и Южной Беларуси образовала племена восточных славян (белорусы, русские, украинцы). В 6 – 7 веках славяне стали заселять всю территорию Беларуси, потеснили балтов, часть из которых ушла на север, часть была уничтожена, остальные остались и ассимилировались, в результате чего возникли новые этнические сообщества, которые известны нам как кривичи, дреговичи и радимичи. У них уже появилось политическое управление, выделились князья с дружинами, наблюдалось социальное и имущественное неравенство, что свидетельствует о разложении родо-племенных отношений и возникновении феодализма.

Наиболее ранние виды религиозных представлений появляются в палеолите. Одним из первых является комплекс представлений о тесной родственной связи между племенем и тотемом – животным, растением, насекомым. Существовал запрет на охоту на тотемных животных, проводились праздничные обряды и ритуалы, целью которых было увеличение жизненной силы тотемного животного и всего племени. Появление тотемизма связано с охотой как основным занятием первобытного общества. На территории Беларуси найдены изображения животных, которые историки трактуют как тотемных – утка, медведь, лось, змея. О тотемизме свидетельствуют и данные фольклора – сказки, предания.

Дальнейшее развитие религиозных представлений привело к появлению анимизма – веры в потусторонний мир, населенный духами, управляющими всеми явлениями материального мира. Согласно представлениям первобытных людей, каждый человек, животное, даже предмет обладает двойником или духом. Между миром людей и миром духов существует тесная связь и взаимодействие. Анимистические представления нашли воплощение в фантастических существах – полевиках, домовиках, лесунах.

Развитие анимизма привело к возникновению фетишизма – веры в сверхъестественные свойства и качества неодушевленных предметов, которые становились объектами поклонения (камни, деревья, амулеты, идолы). На стоянке Юровичи найдена орнаментированная пластина из бивня мамонта, которая считается древнейшим памятником искусства на Беларуси, предполагается, что это амулет. Проявлениями фетишизма являются также палеолитические Венеры (небольшие женские статуэтки) – они символизировали плодородие земли, продолжение человеческого рода. На территории самой Беларуси таких статуэток не обнаружено, но найдены на территории Брянской области, возле деревни Елисеевичи.

Религиозные представления первобытного человека оформлялись в культах – совокупности обрядов и ритуалов, основанных на вере в сверхъестественное. Одним из первых возник культ огня. В позднем палеолите оформляется культ предков. Он проявился в погребальных обрядах и ритуалах, связанных с верой человека в загробную жизнь. Погребальные обряды были различными: умерших чаще хоронили в могильниках, иногда практиковали кремацию. Археологи в могильниках находили различные бытовые предметы, оружие, запасы еды, что должно было обеспечить человеку существование в загробном мире. Частью обряда был обычай делать над могилой земляную насыпь – курган. Самые древние курганы на территории Беларуси относятся к эпохе бронзы – это д. Ходасавичи Рогачевского района. Почитание культа предков нашло отражение в праздновании Дедов, Радуницы.

До возникновения пантеона богов на белорусских землях существовали различные первобытные верования и культы. Их основу составляло мифилогическое мировоззрение людей. Мифология - это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. Под мифом нельзя понимать набор фантазий или сказок, это уникальный и способ человеческого мировоззрения, выдающееся достижение человеческой культуры. Зарождение мифа в эпоху первобытности не случайно, оно обусловлено переносом общинно-родовых отношений на природу и весь мир. В первобытном обществе мифология представляла собой основной способ понимания мира. Конкретных точных знаний о природе у первобытного человека было недостаточно для полного и четкого понимания мира. Миф как бы «достраивал» недостающие звенья, обобщал все знания о природе и мире. Характерные черты мифа: отождествление фантазии с реальностью, объяснение действительности в наглядно-образной форме, связь с магией. Среди известных персонажей народной демонологии встречаются великая Мать-Богиня, Леший – хозяин леса, Водяной, Болотяник, Русалки, Полевик, Домовой, Хлебник, Лазник и др. Все они наделялись антропоморфными чертами и считались добрыми для человека. Существовали и злые духи – ведьма, мара, трасца, ночницы, крыксы, напускающие болезни, порчи и страшные сны. Духов задабривали с помощью заговоров и жертвы (еда, животные, снопы зерновых культур, ткани). Мифологическое сознание проявилось в карнавальных обрядах календарного цикла – Погребение стрелы (орудия Перуна), Коляды, Масленица, Семуха, Купалье (солярный культ – культ солнца, он возник с переходом к земледелию и животноводству).

С переходом от родового строя к государству происходили изменения в мировоззренческой сфере. На смену культу природы приходит земледельческий культ Рода как символа жизни, бога Вселенной. Складывается пантеон богов, представляющих различные природные стихии - Самые главные боги – Род (творец мира), Перун (бог огня), Ярила (бог солнца), Стрибог (бог ветра), Лада (богиня любви), Велес (бог животноводства) и другие. В местах поклонения богам (капищах) находились скульптурные изображения богов (идолы), проводились обряды и ритуалы

Вместе с религиозными представлениями зародилось и первобытное искусство. Оно представлено орнаментацией ритуальных и бытовых вещей, изображениями людей (это т.н. «палеолитические Венеры») и животных, амулетами, украшениями, а также музыкальными инструментами (их изготавливали из кости, глины, дерева).

Для палеолитического и мезолитического искусства характерен интерес к животному и растительному миру. Изображения человека редки, символичны, с едва намеченными лицами (палеолитические Венеры). Единственный имеющийся образец – это пластина из Юровичей. Искусство эпохи неолита больше внимания уделяет человеку, появляются многофигурные композиции и сцены со сложным сюжетом. Особым видом искусства является орнаментация, которая была связана с сельскохозяйственными культами: орнаментом украшались ритуальные и бытовые предметы, детали одежды, украшения.

Таким образом, на протяжении первобытной эпохи возникает человек, происходит его расселение по планете, начинается изготовление орудий труда, сначала из камня, потом из бронзы и железа, развивается присваивающее хозяйство и примитивное производящее, эволюционирует социальная организация – от первобытного стада к соседской общине.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.877 сек.