Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синий, потому что добрый




В ходе анализа был выявлен тип рисунков, которые можно назвать стереотипными. Их содержание представлено героями наиболее известных мультфильмов и сказок. Чтобы отделить эмоциональное состояние ребенка от роли персонажа, проводился пострисуночный опрос (ПРО).

Рассмотрим рисунок 1 (Таня, 13 лет). По мнению девочки, это крокодил Гена, друг Чебурашки. Она охарактеризовала персонаж в соответствии с его ролью в мультфильме. Однако, несмотря на некоторую стандартизацию положительных качеств (он — умный, надежный), на рисунке видна эмоциональная часть личности девочки, которая отразилась в цветовом решении. Использован карандаш синего цвета. Таня сказала, что крокодил синий, потому что добрый.

Отметим, что отличная от природной окраска аллигаторов встречалась в рисунках редко (около 3%). Большинство школьников адекватно использовали цветовую гамму. Отклонение от общепринятых цветов может свидетельствовать о креативности ребенка, образности его мышления, о дополнительном способе передачи информации.

«ЧТОБЫ ЕГО НИКТО НЕ БОЯЛСЯ»

Тревожные дети в большинстве случаев прибегают к использованию простого карандаша. Как и во всех рисуночных техниках, в нашем исследовании наблюдались такие признаки тревожности, как стирание, прорисовывание деталей, возвращение к различным частям рисунка, штриховка. Причем, в рисунках детей младшего школьного возраста количество стертых и исправленных изображений во много раз больше, чем у подростков. Этот факт можно объяснить стремлением детей соответствовать школьным нормам и правилам, поскольку рисование воспринимается ими в качестве задания на оценку, а не как способ самовыражения.

В то же время исправление (и/или стирание) может рассматриваться как потребность с помощью изобразительных средств уменьшить переживание агрессии и порожденного ею страха.

Иллюстрацией к сказанному является рисунок 2, на котором мальчик (Дима, 7 лет) сначала обозначил очертания большого крокодила. Затем долго стирал следы простого карандаша. В конечном итоге размеры животного сильно уменьшились. Причину такой метаморфозы объяснил так:

— Он какой-то очень большой и злой, его надо стереть, чтобы его не боялись. Чтобы никто не боялся, я — тоже.

Ребенок явно обеспокоен тем, какое впечатление произведет на окружающих его агрессивность, стремится «усмирить» ее на вербальном и невербальном уровне.

Возвращаясь к теме тревожности, отметим, что рисунок отражает не только устойчивые черты индивида, но и его состояние во время тестирования. Возможна ситуативная тревожность, которая вызвана общением с незнакомым человеком (исследователем), психологической атмосферой и другими причинами. Поэтому необходимо учитывать личностные характеристики исследователя: пол, возраст и т.д. По мнению Е.Т. Соколовой, исследователь должен выступать не в роли регистратора, а в роли партнера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.