Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миссионерские труды преп. Германа




Б. Миссионерская деятельность иеромонаха Гедеона

 

В это сложное время, когда казалось помощи ждать неоткуда, приехал монах Гедеон. Синод поручил ему выяснить общее состояние миссии и примирить с ней представителей власти. Прибыл он в 1804 г. на борту корабля «Нева», который совершал кругосветное путешествие. Будучи выпускником Санкт-петербургской Духовной Академии, он много потрудился для миссии. Уже по прибытии на остров Кадьяк он много ездил и проповедовал, стараясь донести евангельские истины до местного населения. Вот как он пишет об этом в своем дневнике: «отправился с компанейским переводчиком в двух-трех ключных байдарках, для проповеди Слова Божия, вокруг всего Кадьяка, также на прилежащие к нему острова,… судя наружно, кажется, слушали меня охотно; случалось нередко, что более восьми часов просиживали, не вставая и не отходя, прочь. Везде принимали ласково. ВО время моего объезда крестил обоего пола 503 души от 1 до 10 лет; в том же числе 22 души сорокалетних; 38 пар обвенчал. В прочее время от досугов своих занимался сочинением и сказыванием проповедей. Приготовил учителем для Кадьякского училища иеродиакона Нектария»[9]

Именно иеромонаху Гедеону принадлежит организация духовного просвещения на острове. В 1805 г. иер. Гедеон организовал духовное училище на о.Кадьяке (50 учеников). Обучали чтению, письму, краткому катехизису, русской грамматике, арифметике, географии, священной и гражданской истории. Очень содействовал новому училищу один из немногих оставшихся миссионеров, будущий светильник земли Американской, преп. Герман. Пребывая в уединении и духовных подвигах на острове Еловой, он с радостью принимал ребятишек, которые приезжали к нему в свободное время, и учил их сажать и сеять, устраивать огороды, удить рыбу.

Также иером. Гедеоном была впервые переведена молитва Господня, которую учили в училище и пели в храме. К сожалению, иер.Гедеон недолго пребывал на острове, уже в 1807 г. он отбывает назад в Петербург, а все полномочия по руководству миссией он возлагает на о.Германа.

Еще ранее, не выдержав суровых условий, уехал иеродиакон Нектарий. И миссионеров осталось только трое. Иер. Афанасий служил на о. Кадьяке, исполнял требы и никуда не отлучался, вплоть до 1825 г., после чего вернулся в Россию, монах Иоасаф трудился по ходатайственным делам, умер в 1823 г. Основная же забота о сохранении и руководстве миссией легла на о.Германа.

 

 

Преподобный Герман родился в 1758 г. в г.Серпухове в благочестивой купеческой семье. Мирское имя его было Герасим. Уже в 16 лет он уходит в Троице–Сергиеву пустынь, находящуюся недалеко от Петербурга. После 6 лет пребывания в Сергиевой пустыни, преп. Герман перешел в Валаамский монастырь. «Всей душой полюбил он Валаамскую обитель; полюбил незабвенного настоятеля ея, великого старца Назария, и всю братию»[10]

Под руководством старца Назария о. Герман проходил духовное становление. И даже будучи в Америке, всегда поддерживал с ним общение. На о.Валаам по благословению о.Назария преп. Герман ушел жить в глухой лес, лишь по праздникам приходя в обитель. И после 12 лет подвигов, преп.Герман в числе других иноков отправился на далекую Американскую землю.

В начале своего миссионерского служения о.Герман нес различные послушания, касающиеся хозяйственной части. С 1808 г. он становится руководителем миссии. Теперь на его плечи легла еще административная ответственность, но сам образ жизни и служения преподобного определили оригинальный характер миссии и ее будущее в Америке. «Сей-то монах – К.Т. Хлебников, один из директоров главного управления Компании, - был и достойнейший член Миссии. Благочестием и умом он перед всеми отличался и в самом деле управлял миссией, будучи простым монахом. В нем полностью отсутствовали честолюбие, тщеславие и гордость. Будучи пылкого нрава он не сносил равнодушно оскорбления и притеснения алеутов от местного начальства и с горечью вступался за права природных жителей, нарушенные строптивостью, жестокостью и распутством промышленных начальников, и оттого сам подвергался множеству неудовольствий. Однако же он один устоял из всех и поныне может служить примером трудолюбия, благочестия и строгой нравственности»[11]

Преп. Герман жил на о.Еловом. Почему он не стал жить на Кадьяке - не известно, но возможно из-за притеснений со стороны администрации Баранова, «не для того ли он удалился с Кадьяка, чтобы сохранить хотя бы какую-нибудь возможность для своей плодотворной деятельности и благодетельного влияния на бедный угнетенный народ»[12]

На острове преп.Герман вырыл для себя пещерку, построил пещерку и углубился в молитву и пост. Для пропитания он развел огород, собирал грибы, ловил рыбу. Жизнь его была воистину аскетичной: «Рубашки он не носил; вместо нея он носил оленью кухлянку (род рубашки), которую по восьми лет не снимал и не переменял… Потом – сапоги или башмаки, подрясник, ветхая, полинялая, вся в заплатах ряса и клобук. В этой одежде он ходил везде и во всякую погоду: и в дождь, и в снежную метель, и в бурю зимнюю, и в сильнейшие морозы. Постелью ему служила скамья, покрытая оленьей, вытершейся от времени шерстью; изголовьем – два кирпича… одеяла не было, его заменяла деревянная доска, лежавшая на печке»[13]. Старец всегда все делал сам: сажал огород, заготовлял дрова, спал очень мало и к тому же носил семикилограммовые вериги. «Рассказывая о таких подвигах, о.Германа, ученик его, алеут, Алигьяга прибавлял: «да, трудную жизнь вел апа (дедушка), и никто не может подражать его жизни!»[14] Со временем про его святую жизнь узнали жители о.Кадьяка и многие стали приезжать: просили совета, искали защиты, и все получали от старца возможную помощь.

В 1818 г. на смену Баранову приходит новый управляющий С.И.Яновский, с этого момента отношения между Компанией и миссией улучшаются. Познакомившись лично со старцем, Яновский откликается на все его просьбы о защите угнетенных алеутов и разбирает все жалобы.

В последствии о.Герман приводит Яновского, вольнодумца и деиста, как он сам о себе говорил, к истинной вере. А годы спустя, вернувшись в Россию, Яновский уходит в Тихоновский монастырь под Калугой и принимает постриг с именем Сергий. «На сведениях, доставленных Яновским, основано, главным образом, жизнеописание преп. Германа, а также его первый и единственный портрет-иконка, послуживший прототипом для всех других многочисленных его изображений»[15]

В 1819 г. остров Кадьяк постигло страшное бедствие – поветрие чумы, болезнь унесла жизни трети населения острова. О.Герман самоотверженно помогал бедствующему населению: посещал больных, увещевал терпеть, молился, готовил к смерти. Когда болезнь прекратилась, осталось много детей и сирот, и о.Герман на своем острове Еловом организовал училище – приют, в которых обучал детей Закону Божию, огородничеству, чтению и пению церковному. Вместе с ними он ловил рыбу, собирал картошку и репу, пек для них сухарики и крендельки.

Управляющий Кампанией К.Т.Хлебников в 1831 г. посетил о.Германа на о.Еловом, и, в частности, упоминал о духовном воспитании девушек – сироток: «…Девушки – сиротки по здоровому виду и открытым веселым чертам показывали, что они довольны своим состоянием. Тогда я приказал конторе покровительствовать Герману, построить ему часовню и другими средствами помочь. Это было исполнено, место его названо Новый Валаам»[16]

Новый Валаам преп. Германа был тем местом, где через воспитание сирот закладывался глубокий фундамент православного благочестия, на котором затем было построено здание Православия в Америке.

Уже при жизни по молитвам преп.Германа совершались чудеса. «На Еловом сделалось наводнение, - повествует жизнеописатель. Жители в испуге прибежали к о.Герману. Тогда он взял из дома своих воспитанников икону Божьей матери, вынес, поставил ее на лайде (иловатая мель) и стал молиться. По молитве, обратясь к присутствующим сказал: «Не бойтесь, - далее этого места, где стоит св. икона, не подойдет вода»; и слово его исполнилось»[17] Также по молитвам старца остров был спасен от пожара.

Преп.Герман имел дар прозорливости, и многие его предсказания сбылись после его кончины. Он предсказал, что в Америке будет свой архиерей, старец видел своими духовными очами, что только до времени эти земли «отданы Богом» России и, может быть, только для первоначального насаждения Православия. По этому поводу писал преп.Герман правителю кампании С.Н.Яновскому: «…зависимость всего народного блага небесным провидением не известно до какого времени, отдана в руки находящемуся здесь русскому начальству»[18].

Преп. Герман своим словом, жизнью, любовью, верой и чистотой явил образец и пример христианской православной жизни и добродетели: сострадательная любовь и забота об алеутах, воспитание и просвещение их детей, стремление преобразить жизнь этого народа в созданной им на о.Еловом своего рода монашеской общине. В этом наиболее полно и ярко проявлялось миссионерское служение преп.Германа.

В декабре 1837 г. на 81 году закончился подвиг и путь земной жизни преп.Германа. Смерть его сопровождалась знамениями: в день кончины жители соседнего острова видели необыкновенный светлый столб, достигающий неба.

После смерти старца почитание его продолжало возрастать. К могиле на о.Еловом постоянно совершались паломничества. И вот 9 августа 1970 г. на о.Кадьяке была совершена канонизация преп.Германа, как первого православного святого Америки. Свет православия, который был возжен святой жизнью преп.Германа, не только положил начало духовному просвещению детей алеутов в созданной им школе, но и распространился по всей Аляске и Америке. После блаженной кончины преп.Германа закончила свое существование Кадьякская миссия, а преемником апостольских трудов на Американской земле становится святитель Иннокентий (Вениаминов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.