Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конст-но-правовой статус автономной области и автономных округов




Конст-но-правовой статус республик в составе РФ.

Конст-но-правовой статус РФ.

Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними.

Конст-ый статус РФ включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.

Это, прежде всего, имеющиеся у РФ государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:

1. суверенитет РФ, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов;

2. федеральная Конституция и федеральные законы;

3. федеральные органы гос-ой власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;

4. государственная терр-я, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств);

5. единое гражданство РФ;

6. государственный язык;

7. единые Вооруженные Силы;

8. единая денежная единица — рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);

9. государственные символы: государственный флаг, герб и гимн РФ;

10. столица РФ.

Эти важнейшие элементы Конст-ного статуса РФ обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения.

Оставаясь суверенным гос-вом, РФ в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам Конст-ного строя РФ.

В России — несколько видов субъектов федерации, это ее особенность. Общее число субъектов — 89: 21 республика, 6 краев, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, 10 автономных округов, остальные субъекты — области. Конституция РФ допускает возможность принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным Конст-ым законом.

 

Респ-ки вправе устанавливать свои государственные языки. Республика – равноправный субъект РФ. Республика является гос-вом в составе РФ, обладающим всей полнотой гос-ой власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов власти. Государственная власть респ-ки исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.

 

Республика в составе РФ:

1) непосредственно входит в состав РФ,

2) обладает собственной территорией,

3) принимает конституцию,

4) вправе устанавливать свои государственные языки,

5) имеет свои предметы ведения и полномочия, сферу вопросов совместного ведения с РФ,

6) образует собственные органы гос-ой власти,

7) наделена правом издавать законы и иные правовые акты, заключать договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами гос-ой власти,

8) имеет право на представительство в Совете Федерации,

9) имеет право законодательной инициативы в ГД CФ РФ, право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, обращаться с запросами в Конст-ый Суд РФ, выражать свое мнение по поводу кандидатур на должность прокурора респ-ки.

 

На основе Конституции РФ статус респ-ки конкретизируется ее конституцией.

Конституция респ-ки в составе РФ:

1) является атрибутом государственности данного субъекта РФ;

2) обладает учредительными свойствами;

3) имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению респ-ки;

4) принимается и изменяется парламентом или в ином установленном республикой демократическом порядке;

5) не нуждается в утверждении или регистрации со стороны федеральных органов власти;

6) закрепляет основы Конст-ного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организацию и деятельность органов гос-ой власти и местного самоуправления;

7) гарантируется Конст-ым Судом РФ и республиканскими Конст-ыми судами.

 

Республика имеет административную внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов. Она может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница респ-ки является вместе с тем Гос-ой границей. РФ

 

Терр-я респ-ки – пространственный предел ее власти.

 

Республика имеет свою правовую систему, которая включает конституцию респ-ки, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения респ-ки с РФ, с другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий. Статус респ-ки характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает земельные участки, объекты лесного и водного фонда, фонда недр, растительного и животного мира, другие природные богатства, находящиеся на ее территории, а также памятники истории культуры и иные ценности республиканского значения. Эти объекты используются в целях обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.

 

49. Конст-но-правовой статус краев, городов федерального значения как субъектов РФ.

В составе РФ 6 краев, 49 областей и два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации, которым в соответствии с действующей Конституцией РФ (ст. 65) придан статус ее субъектов.

 

Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос-ой власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ; другими федеральными актами.

 

Являясь субъектами РФ, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

 

Уставзакрепляет Конст-но-правовой статус края, области, города федерального значения организацию гос-ой власти; порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления. Так, в Государственном Уставе Краснодарского края содержатся: преамбула; разделы об основных принципах; о Краснодарском крас в составе РФ; об орг-ии гос-ой власти; о законодательстве; о собственности и хозяйстве; о финансах и бюджетном устройстве; об административно-территориальном делении и местном самоуправлении заключительные положения.

 

Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с согласия края, области, города федерального значения.

 

Каждый край, каждая область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.

 

Следует отметить, что если прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами гос-ой власти субъектов Федерации.

 

Края, области, город федерального значения вправе иметь свою символику. Так, согласно Уставу Иркутской области (ст. 68), область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области. Порядок использования официальной символики области определяется законом области.

 

Края, области, Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами гос-ой власти РФ совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию РФ и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному Конст-ному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса. Так, по Государственному Уставу Краснодарского края (ст. 16) лишение края статуса субъекта РФ или придание ему статуса иного субъекта РФ возможно только на основе Конституции РФ и Федеративного договора при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме.

 

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, представительные органы и администрация края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства РФ.

 

Края, области имеют свои административные центры.

 

Согласно Конституции РФ и Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения и сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

 

К совместному ведению РФ и краев, областей и городов федерального значения относится широкий круг вопросов законодательного регулирования, включающий административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

 

К совместному ведению РФ и краев, областей и городов федерального значения отнесены также кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура и нотариат; установление общих принципов орг-ии системы органов гос-ой власти и местного самоуправления.

 

В области экономического и социально-культурного строительства в совместное ведение РФ и краев, областей, городов федерального значения входят вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами разграничение гос-ой собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

 

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются законами РФ и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов гос-ой власти и органов гос-ой власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов.

 

РФ и края, области, города федерального значения совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

 

Введение чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами гос-ой власти РФ с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Согласно Конституции РФ (ст. 76), по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы гос-ой власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая свои нормативные правовые акты.

 

В составе РФ выделяется 10 автономных округов: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский – Югра, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

 

Кроме 10 автономных округов, в состав РФ входит одна автономная область – Еврейская.

 

Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом автономной области, автономного округа. Каждый из указанных субъектов при необходимости может иметь еще и специальный именной федеральный закон. Его принятие находится на усмотрении автономной области, автономного округа.

 

Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения автономный округ как самостоятельный и равноправный субъект обладает всей полнотой гос-ой власти. Он вправе передавать осуществление части своих полномочий другим субъектам на добровольной основе, по договору между соответствующими органами гос-ой власти либо в иной форме, в том числе путем принятия закона автономного округа.

 

Входящими в состав края, области являются девять автономных округов: Агинский Бурятский в составе Читинской области, Коми-Пермяцкий в Пермской области, Корякский в Камчатской области, Ненецкий в Архангельской области, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский в Красноярском крае, Усть-Ор дынский Бурятский в Иркутской области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий в Тюменской области.

 

Специфика статуса автономных округов, входящих в состав края или области заключается в следующем:

 

– вхождение автономного округа в состав края, области означает такое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит и предопределяет обязанность органов гос-ой власти обоих равноправных субъектов обеспечивать сохранение терр-ой целостности и единства в интересах населения края, области;

 

– вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их Конст-но-правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса – территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство. Это не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта РФ, поскольку он вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией. Для изменения статуса автономного округа не требуется согласия или предварительного разрешения края, области;

 

– вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются терр-я и население автономного округа, а также органов гос-ой власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов и договором между их органами гос-ой власти.

 

Предусматривается также возможность регулирования отношений автономных округов, входящих в состав края или области, договорами между органами гос-ой власти автономного округа и, соответственно, органами гос-ой власти края или области. Наряду с этим предусматривается возможность регулирования этих отношений федеральным законом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.