КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вводная часть. чтобы возвестить тебе
ЭПИЛОГ
И спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Иов
ДРАМА СЫГРАНА. Почему же кто-то опять выходит к рампе? Потому что один человек всё-таки остался жив. Случилось так, что после исчезновения парса я оказался тем, кому Судьбы предназначили занять место загребного в лодке Ахава; и я же был тем, кто, вылетев вместе с двумя другими гребцами из накренившегося вельбота, остался в воде за кормой. И вот когда я плавал поблизости, в виду последовавшей ужасной сцены, меня настигла уже ослабевшая всасывающая сила, исходившая оттуда, где затонул корабль, и медленно потащила к выравнивавшейся воронке. Когда я достиг её, она уже превратилась в пенный гладкий омут. И словно новый Иксион[331], я стал вращаться, описывая круг за кругом, которые всё ближе и ближе сходились к чёрному пузырьку на оси этого медленно кружащегося колеса. Наконец я очутился в самой центральной точке, и тут чёрный пузырёк вдруг лопнул; вместо него из глубины, освобождённый толчком спусковой пружины, со страшной силой вырвался благодаря своей большой плавучести спасательный буй, он же – гроб, перевернулся в воздухе и упал подле меня. И на этом гробе я целый день и целую ночь проплавал в открытом море, покачиваясь на лёгкой панихидной зыби. Акулы, не причиняя вреда, скользили мимо, словно у каждой на пасти болтался висячий замок; кровожадные морские ястребы парили, будто всунув клювы в ножны. На второй день вдали показался парус, стал расти, приближаться, и наконец меня подобрал чужой корабль. То была неутешная «Рахиль», которая, блуждая в поисках своих пропавших детей, нашла только ещё одного сироту.
Словарь морских терминов
Названия мачт судна, начиная с носа: фок-мачта, грот-мачта и бизань-мачта. Каждая мачта состоит из четырёх частей: собственно мачта (нижняя часть), стеньга (второй ярус мачты), брам-стеньга (третий ярус) и бом-брам-стеньга (четвёртый ярус). Части мачты разделены площадками – салингами, которые называются (снизу вверх): марсом, салингом, брам-салингом и салингом бом-брам-стеньги. Паруса располагаются на реях в четыре яруса: нижний ярус составляют паруса, называемые по мачте – фок-парус, грот-парус, бизань-парус; второй ярус представлен парусами, имеющими название «марсель» (фор-марсель, грот-марсель, крюйс-марсель); третий ярус состоит из парусов, называемых брамселями (фор-брамсель, грот-брамсель, крюйс-брамсель); четвёртый ярус составляют паруса бом-брамсель (фор-бомбрамсель, грот-бомбрамсель, крюйс-бомбрамсель). Паруса управляются с помощь шкотов и фалов, которые называются по типу своего паруса: например бом-брамфалы управляют бом-брамселями, т. е. парусами четвёртого яруса. Помимо прямых парусов имеются также косые, которые крепятся к реям, называемым гафелями (вверху) и гиками (внизу). Косые паруса на носу судна называются кливерами, а кормовой парус – контрбизанью. Косые паруса между мачтами называются стакселями.
Бак – носовая часть палубы от форштевня до фок-мачты. Бакштаг – 1) курс корабля, который с направлением попутного ветра образует угол более девяноста и менее ста восьмидесяти градусов; 2) снасть стоячего такелажа для укрепления с боков рангоутных деревьев. (В романе – второе значение.) Банка – 1) мель в море среди глубокого места; 2) поперечная доска в шлюпке, служащая сиденьем для гребцов. Барка – плоскодонное деревянное судно. Бегучая снасть, бегучий такелаж – подвижные снасти для постановки и уборки парусов, подъёма и спуска тяжестей и т. д. Бейдевинд – курс корабля, когда угол между направлением судна и встречным ветром менее девяноста градусов. Бизань – 1) слово, прибавляемое к названиям деталей рангоута и такелажа или парусов, указывающее на их принадлежность к бизань-мачте; 2) нижний косой четырёхугольный парус, ставящийся на бизань-мачте. Бизань-мачта – кормовая, обычно самая малая мачта на судах, имеющих три и более мачт. Бимс – поперечное крепление, связывающее бортовые ветви шпангоутов и придающее судну поперечную прочность. На бимсы настилается палуба. Бом – составная часть названий всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих бом-брам-стеньге. Бот – одномачтовое судно. На лоцманском боте лоцман выходит в море для встречи судов. Брам – составная часть названий всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих брам-стеньге. Брам-рей – третий снизу рей. Брам-стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением вверх стеньги. Брамсель – парус третьего яруса. Брандспойт – переносная пожарная помпа, употребляемая на судах помимо своего прямого назначения и для других надобностей: скачивания палубы и каната, мытья бортов, обливания матросов в жарких странах и пр. Брас – снасть бегучего такелажа, прикреплённая к нокам реев и служащая для поворота реев вместе с парусами в горизонтальной плоскости. Брасопить (обрасопить) реи – поворачивать их с помощью брасов. При попутном ветре реи становятся поперёк судна; при ветре, дующем под углом к курсу судна, – наискось, а иногда и вдоль судна. Брать рифы – убавить парус, зарифить его (см. «Рифы»). Бриг – двухмачтовое парусное судно с прямыми парусами. Буй – плавучий знак в виде цилиндрического поплавка с ажурной надстройкой, устанавливаемой на якоре. Буйреп, буйреп-трос – снасть от якорного буйка. Булинь – снасть для оттяжки шкаторины (края) паруса к ветру. Бушлат – род верхней одежды матросов, форменная двубортная чёрная куртка на тёплой подкладке. Бушприт (бугшприт) – горизонтальное или наклонное дерево, выдающееся с носа судна. Служит для постановки косых треугольных парусов – кливеров впереди фок-мачты. Валёк – утолщённая часть вёсла. Ванты – снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются с боков мачты, стеньги и брам-стеньги. Ватерлиния – грузовая черта, по которую судно углубляется в воду. Вахта – вид дежурства на судне, для несения которого выделяется часть личного состава. Вахтами называются также определённые промежутки времени суток, в течение которых несётся эта служба одной сменой. Обычно сутки делятся на пять вахт: 1) с полудня до 6 часов вечера; 2) с 6 часов вечера до полуночи; 3) с полуночи до 4 часов утра; 4) с 4 часов до 8 часов утра; 5) с 8 часов утра до полудня. Вельбот – лёгкая быстроходная шлюпка с острым носом и кормой на пять – шесть распашных вёсел. Вымбовка – деревянный рычаг, вставляемый в шпиль для вращения его вручную. Вымпел – длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на брам-стеньге; поднимается на кораблях с начала кампании и спускается с окончанием её. Гак – железный или стальной крюк, употребляемый на судах. Гакаборт – верхняя закруглённая часть кормовой оконечности судна. Галиот – небольшое парусное острокильное двухмачтовое судно с круглой кормой и косым вооружением. Галс (курс корабля относительно ветра). – Если ветер дует с левой стороны, то говорят, что судно идёт левым галсом; если же с правой, то – правым галсом. Лечь на другой галс – повернуть так, чтобы ветер, дувший, например, в правую сторону судна, стал дуть в его левую сторону. Сделать галс – пройти одним галсом, не поворачивая. Гик – горизонтальное рангоутное дерево, по которому растягивается нижняя шкаторина (край) триселя или бизани. Гитовы – снасти для подтягивания нижней кромки паруса к верхней. Взять на гитовы – подобрать парус гитовами. Гордень – снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок и служащая для подъёма грузов и уборки парусов; даёт тяге удобное направление без выигрыша в силе. Грот – 1) нижний прямой парус на грот-мачте; 2) составная часть названий парусов, рангоута и такелажа, расположенных выше марса грот-мачты. Грот-марс – марс на грот-мачте. Грот мачта – вторая мачта, считая с носа. Грот-руслень – площадка снаружи борта судна на высоте палубы; к русленям крепятся ванты. Грота – составная часть названий парусов, рангоута и такелажа, расположенных ниже марса грот-мачты. Загребной – гребец, сидящий на шлюпке первыми от кормы; по нему равняются все остальные. Зюйдвестка – непромокаемая шляпа с большими полями. Каболка – пеньковая нить; составная часть всякого троса, свитая из волокон пеньки по солнцу. Каботажное судно – судно, осуществляющее перевозки вдоль берега. Картушка (на компасе) – бумажный или слюдяной круг, соединённый с магнитной стрелкой. Круг разделён на 32 деления, называемых румбами, и на градусы. Каждое деление, кроме того, разделяется на четыре части (на четверти румба). Кают-компания – большая каюта для общего пользования командного состава. Квадрант – старинный угломерный астрономический инструмент для измерения высоты небесных светил над горизонтом и угловых расстояний между светилами. Лимб квадранта составляет 1/4 часть окружности. Кильватер – 1) струя сзади судна, образующаяся при его ходе; 2) строй, когда корабли идут один за другим. Кильсон – продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий связь между ними и продольную крепость судна. Обычно расположен над килем. Кливер – косой треугольный парус на носу корабля или шлюпки. Клотик – деревянный точёный толстый кружок или сплюснутый сверху и снизу шар, надевающийся на топ (верх) мачты или стеньги. Имеет шкивы для флага-фалов – снастей, поднимающих флаги. Клюз – сквозное отверстие в борту, служащее для пропускания тросов и якорных канатов. Кок – корабельный повар. Коммодор – в США – офицер самого высокого ранга в американском флоте середины XIX века. Тогда в Америке ещё не было звания адмирала. Корвет – трехмачтовое военное судно с открытой батареей. Носил ту же парусность, что и фрегат, имел 20–30 орудий, предназначался для разведок и посылок, а иногда и для крейсерских операций. Кофель-нагель – металлический или деревянный болт, служащий для навёртывания на него снастей. Кранец (кранцы) – мешок, набитый паклей и оплетённый тонким тросом, вывешиваемый за борт судна для предохранения от повреждения при подходе к другому судну, пристани и т. п. Краспица – поперечный брус (относительно продольных). Крюйс, крюйсельный – составная часть наименований всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих к бизань-мачте. Кубрик – самая нижняя жилая палуба на корабле; ниже её идёт трюм. Купор – корабельный бочар. Лаг – инструмент, имеющий вид сектора; служит для измерения пройденного расстояния. Устройство его основано на том, что при равномерном ходе по расстоянию, пройденному кораблём в минуту или в пол-, четверть минуты, можно судить о расстоянии, проходимом в час. Лаг-линь (лаглинь) – линь, который привязывается к лагу. Лагун – бак с кранами для питьевой воды. Лебеза – инструмент для забивания конопатки в пазы. Левентик (привести в левентик) – положение парусов по направлению ветра так, чтобы они полоскали. Леер – туго натянутый трос, служащий для ограждения открытых мест; также прикрепляется к реям, для того чтобы привязывать к ним прямые паруса. Линейный корабль – трехмачтовое военное судно, несущее от 80 до 120 пушек и предназначенное для боя в кильватерном строю. Линь – тонкий пеньковый трос, менее 25 мм толщиной. Лисель – дополнительный парус, который ставится сбоку прямых парусов на фок– и грот-мачтах при попутном ветре. Лопарь (лопарь талей) – трос или конец, продёрнутый в блоки и образующий с ними тали. Лот – прибор для измерения глубины воды с судна; в старину линь с грузом. Лот-линь (лотлинь) – тонкий трос, к которому прикреплён лот. Марлинь – линь, спущенный (свитый) из двух нитей. Марс – площадка на мачте в месте соединения её со стеньгой; служит для разноски стень-вант, а также для работ по управлению парусами. Марса – приставка, означающая принадлежность следующего за ней понятия к марселю или марса-рею. Марса-рей – второй снизу рей, к которому привязывается марсель. Марсафал (марса-фал) – снасть, которой поднимается марсель. Марсель – второй снизу прямой парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем. Марсовой – работающий по расписанию на марсе. Мушкель – деревянный молоток, применяемый при такелажных работах. Нагель – болт с продолговатой фигурной головкой. Найтов – перевязка тросом двух или более рангоутных деревьев или других предметов, а также соединение двух толстых тросов одним тонким. Найтовить – связывать верёвкой, делать найтов. Нактоуз – деревянный шкапчик, на котором установлен компас. Нок – оконечность всякого горизонтального или почти горизонтального рангоутного дерева. Обстенить паруса – положить паруса на стеньгу, т. е. поставить их так, чтобы ветер дул в переднюю их сторону и нажимал их на стеньги, дабы дать судну задний ход. Огон – обнос снасти вокруг чего-либо петлёй. Острога – копьё, которым бьют китов и крупных рыб. Отваливать – отойти на судне или шлюпке от пристани или от борта судна. Пакетбот – небольшое морское почтово-пассажирское судно. Пассат – ветер с постоянным направлением, дующий от субтропической области к экватору. Сохраняет своё направление в течение целого года. Перлинь – корабельный пеньковый трос толщиной от 100 до 150 мм по окружности. Перты – верёвки под реями, служащие упором для ног при креплении парусов. Планшир, планширь – 1) деревянные или металлические перила поверх судового леерного ограждения или фальшборта; 2) деревянный брус с гнёздами для уключин, идущий по бортам шлюпки и покрывающий верхние концы шпангоутов. Подветренная сторона, подветра. – Если судно идёт правым галсом, то левая его сторона называется подветренной и обратно. Подветренный борт – противоположный тому, на который дует ветер. Полубак – надстройка в носовой части палубы, идущая от форштевня. Привести к ветру – взять курс относительно ветра, ближе к ветру, ближе к линии бейдевинда. Рангоут – общее название всех деревянных приспособлений для несения парусов. Рифы (брать рифы; зарифленный) – горизонтальный ряд продетых сквозь парус завязок, посредством которых можно уменьшить его поверхность. Румб – 1) единица угловой меры, равная 1/32 окружности; 2) направление (от наблюдателя) на любой предмет или точку горизонта и угол между направлением любой из этих линий и меридианом, на котором находится наблюдатель. Румпель – рычаг для поворачивания руля. Руслень – площадка снаружи борта судна, на высоте верхней палубы; служит для отвода винта. Рым – железное кольцо, вбиваемое в разных местах судна для закрепления за него снастей. Рында, бить рынду – условный сигнал, который бьют в судовой колокол (рынду) во время тумана. Рыскать – вилять то в одну, то в другую сторону. Салинг – площадка на мачте в местах крепления рей. Свайка – инструмент, заострённый на конце. Железная свайка используется для отделения прядей троса; деревянная применяется при шитьё парусов. Свистать («Свистать всех наверх!»). – Команда на судах вызывается наверх свистком в дудки; таким же свистком сопровождается всякая работа. Склянки – на флоте удары в колокол через получасовой промежуток времени; счёт начинается с полудня: 12.30 – один удар, 13.00 – два удара и т. д. до восьми, когда счёт начинается сначала. Название произошло от склянки песочных часов. Слани – доски настила на дне шлюпки. «Собачья вахта», «собака» – жаргон: полувахты от 16 до 18 и от 18 до 20. Полувахты были созданы для того, чтобы одно и то же лицо не стояло вахту в одно и то же время. Сплеснитъ (сплеснивать) – соединить без узла два конца вместе, пропуская пряди одного в пряди другого. Стаксель – косой парус, поднимаемый по лееру. Стеньга – дерево, служащее продолжением мачты. Брам-стеньга – дерево, служащее продолжением стеньги. Табанить («Табань!») – двигать вёсла в обратную сторону. Такелаж – все снасти на судне. Делится на стоячий, который поддерживает рангоутное дерево, и бегучий, который служит для подъёма и разворачивания рангоутных деревьев с привязанными к ним парусами. Тали – система тросов и блоков для подъёма тяжестей и натягивания снастей. Тимберс – деревянный шпангоут. Топ – верх, вершина вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги. Топенанты – снасти бегучего такелажа, служащие для поддержания рей, выстрелов. Топ-краспицы – тонкие параллельные бруски на верхушке грот-мачты. На китобойце служат для стояния дозорного. Траверз – направление, перпендикулярное к курсу судна. «Быть на траверзе» – быть на линии, перпендикулярной к судну. Травить, вытравить – здесь: ослаблять, перепускать снасть. Транец – плоский срез кормы шлюпки, яхты или другого судна. Трисель – косой четырёхугольный парус, ставящийся позади мачты в дополнение к прямым парусам. Трос – общее название всякой верёвки на корабле; толщина его измеряется по окружности. Фал – снасть бегучего такелажа, служащая для подъёма на судах реев, парусов, сигнальных флагов и пр. Фальшборт – обшивка борта судна выше верхней палубы. Фок – самый нижний парус на передней фок-мачте. Фок-мачта – первая, считая с носа, мачта. Фор – слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса фок-мачты. Фор-марс – марс на фок-мачте. Фор-марсель – парус второго яруса на фок-мачте. Форштевень – продолжение киля судна спереди, образующее нос корабля. Фрегат – трехмачтовое парусное военное судно, имевшее одну закрытую батарею. Шаланда – небольшое грузовое судно. Швартов – канат для прикрепления судна к пристани, к другому судну и т. д. Шканцы – часть верхней палубы от грот– до бизань-мачты или до начала кормовой части (юта). Шкафут – средняя часть верхней палубы от фок-мачты до грот-мачты. Шкив – колёсико в блоке с желобком для троса. Шкипер – старое название капитана грузового судна. Шкот – снасть бегучего такелажа, служащая для управления парусами или их растягивания по гику и рею. Шлюп – судно больше брига, но меньше корвета. Шлюпбалка – выдающаяся за борт судна балка для подъёма и спуска на воду шлюпок. Обычно устанавливаются две шлюпбалки – носовая и кормовая. Шпангоуты – рёбра судна, к которым крепится обшивка. Придают судну поперечную крепость. Шпигат – сквозное отверстие в борту или палубе судна для стока воды. Шпиль – ворот в виде барабана, вращаемого на вертикальной оси. Применяется на судах для подъёма якоря, для тяги рыболовных сетей и других целей. Штаг – снасть стоячего такелажа, поддерживающая рангоутные деревья – мачты, стеньги, бушприт и т. д. – спереди в диаметральной плоскости. Штерт – тонкий короткий тросовый конец. Шторм-трап (штормтрап) – верёвочный трап, свешиваемый за кормой судна. Шхуна – парусное судно, имеющее не менее двух мачт и несущее на всех мачтах косые паруса. Ют – кормовая часть верхней палубы, сзади бизань-мачты.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |