Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводная часть. чтобы возвестить тебе





ЭПИЛОГ

 

И спасся только я один,

чтобы возвестить тебе.

Иов

 

ДРАМА СЫГРАНА. Почему же кто-то опять выходит к рампе? Потому что один человек всё-таки остался жив.

Случилось так, что после исчезновения парса я оказался тем, кому Судьбы предназначили занять место загребного в лодке Ахава; и я же был тем, кто, вылетев вместе с двумя другими гребцами из накренившегося вельбота, остался в воде за кормой. И вот когда я плавал поблизости, в виду последовавшей ужасной сцены, меня настигла уже ослабевшая всасывающая сила, исходившая оттуда, где затонул корабль, и медленно потащила к выравнивавшейся воронке. Когда я достиг её, она уже превратилась в пенный гладкий омут. И словно новый Иксион[331], я стал вращаться, описывая круг за кругом, которые всё ближе и ближе сходились к чёрному пузырьку на оси этого медленно кружащегося колеса. Наконец я очутился в самой центральной точке, и тут чёрный пузырёк вдруг лопнул; вместо него из глубины, освобождённый толчком спусковой пружины, со страшной силой вырвался благодаря своей большой плавучести спасательный буй, он же – гроб, перевернулся в воздухе и упал подле меня. И на этом гробе я целый день и целую ночь проплавал в открытом море, покачиваясь на лёгкой панихидной зыби. Акулы, не причиняя вреда, скользили мимо, словно у каждой на пасти болтался висячий замок; кровожадные морские ястребы парили, будто всунув клювы в ножны. На второй день вдали показался парус, стал расти, приближаться, и наконец меня подобрал чужой корабль. То была неутешная «Рахиль», которая, блуждая в поисках своих пропавших детей, нашла только ещё одного сироту.

 

 

Словарь морских терминов

 

 

 

Названия мачт судна, начиная с носа: фок-мачта, грот-мачта и бизань-мачта. Каждая мачта состоит из четырёх частей: собственно мачта (нижняя часть), стеньга (второй ярус мачты), брам-стеньга (третий ярус) и бом-брам-стеньга (четвёртый ярус).

Части мачты разделены площадками – салингами, которые называются (снизу вверх): марсом, салингом, брам-салингом и салингом бом-брам-стеньги.

Паруса располагаются на реях в четыре яруса: нижний ярус составляют паруса, называемые по мачте – фок-парус, грот-парус, бизань-парус; второй ярус представлен парусами, имеющими название «марсель» (фор-марсель, грот-марсель, крюйс-марсель); третий ярус состоит из парусов, называемых брамселями (фор-брамсель, грот-брамсель, крюйс-брамсель); четвёртый ярус составляют паруса бом-брамсель (фор-бомбрамсель, грот-бомбрамсель, крюйс-бомбрамсель).

Паруса управляются с помощь шкотов и фалов, которые называются по типу своего паруса: например бом-брамфалы управляют бом-брамселями, т. е. парусами четвёртого яруса.



Помимо прямых парусов имеются также косые, которые крепятся к реям, называемым гафелями (вверху) и гиками (внизу). Косые паруса на носу судна называются кливерами, а кормовой парус – контрбизанью. Косые паруса между мачтами называются стакселями.

 

Бак – носовая часть палубы от форштевня до фок-мачты.

Бакштаг – 1) курс корабля, который с направлением попутного ветра образует угол более девяноста и менее ста восьмидесяти градусов; 2) снасть стоячего такелажа для укрепления с боков рангоутных деревьев. (В романе – второе значение.)

Банка – 1) мель в море среди глубокого места; 2) поперечная доска в шлюпке, служащая сиденьем для гребцов.

Барка – плоскодонное деревянное судно.

Бегучая снасть, бегучий такелаж – подвижные снасти для постановки и уборки парусов, подъёма и спуска тяжестей и т. д.

Бейдевинд – курс корабля, когда угол между направлением судна и встречным ветром менее девяноста градусов.

Бизань – 1) слово, прибавляемое к названиям деталей рангоута и такелажа или парусов, указывающее на их принадлежность к бизань-мачте; 2) нижний косой четырёхугольный парус, ставящийся на бизань-мачте.

Бизань-мачта – кормовая, обычно самая малая мачта на судах, имеющих три и более мачт.

Бимс – поперечное крепление, связывающее бортовые ветви шпангоутов и придающее судну поперечную прочность. На бимсы настилается палуба.

Бом – составная часть названий всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих бом-брам-стеньге.

Бот – одномачтовое судно. На лоцманском боте лоцман выходит в море для встречи судов.

Брам – составная часть названий всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих брам-стеньге.

Брам-рей – третий снизу рей.

Брам-стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением вверх стеньги.

Брамсель – парус третьего яруса.

Брандспойт – переносная пожарная помпа, употребляемая на судах помимо своего прямого назначения и для других надобностей: скачивания палубы и каната, мытья бортов, обливания матросов в жарких странах и пр.

Брас – снасть бегучего такелажа, прикреплённая к нокам реев и служащая для поворота реев вместе с парусами в горизонтальной плоскости.

Брасопить (обрасопить) реи – поворачивать их с помощью брасов. При попутном ветре реи становятся поперёк судна; при ветре, дующем под углом к курсу судна, – наискось, а иногда и вдоль судна.

Брать рифы – убавить парус, зарифить его (см. «Рифы»).

Бриг – двухмачтовое парусное судно с прямыми парусами.

Буй – плавучий знак в виде цилиндрического поплавка с ажурной надстройкой, устанавливаемой на якоре.

Буйреп, буйреп-трос – снасть от якорного буйка.

Булинь – снасть для оттяжки шкаторины (края) паруса к ветру.

Бушлат – род верхней одежды матросов, форменная двубортная чёрная куртка на тёплой подкладке.

Бушприт (бугшприт) – горизонтальное или наклонное дерево, выдающееся с носа судна. Служит для постановки косых треугольных парусов – кливеров впереди фок-мачты.

Валёк – утолщённая часть вёсла.

Ванты – снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются с боков мачты, стеньги и брам-стеньги.

Ватерлиния – грузовая черта, по которую судно углубляется в воду.

Вахта – вид дежурства на судне, для несения которого выделяется часть личного состава. Вахтами называются также определённые промежутки времени суток, в течение которых несётся эта служба одной сменой. Обычно сутки делятся на пять вахт: 1) с полудня до 6 часов вечера; 2) с 6 часов вечера до полуночи; 3) с полуночи до 4 часов утра; 4) с 4 часов до 8 часов утра; 5) с 8 часов утра до полудня.

Вельбот– лёгкая быстроходная шлюпка с острым носом и кормой на пять – шесть распашных вёсел.

Вымбовка – деревянный рычаг, вставляемый в шпиль для вращения его вручную.

Вымпел – длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на брам-стеньге; поднимается на кораблях с начала кампании и спускается с окончанием её.

Гак – железный или стальной крюк, употребляемый на судах.

Гакаборт – верхняя закруглённая часть кормовой оконечности судна.

Галиот – небольшое парусное острокильное двухмачтовое судно с круглой кормой и косым вооружением.

Галс (курс корабля относительно ветра). – Если ветер дует с левой стороны, то говорят, что судно идёт левым галсом; если же с правой, то – правым галсом. Лечь на другой галс – повернуть так, чтобы ветер, дувший, например, в правую сторону судна, стал дуть в его левую сторону. Сделать галс – пройти одним галсом, не поворачивая.

Гик – горизонтальное рангоутное дерево, по которому растягивается нижняя шкаторина (край) триселя или бизани.

Гитовы – снасти для подтягивания нижней кромки паруса к верхней. Взять на гитовы – подобрать парус гитовами.

Гордень – снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок и служащая для подъёма грузов и уборки парусов; даёт тяге удобное направление без выигрыша в силе.

Грот – 1) нижний прямой парус на грот-мачте; 2) составная часть названий парусов, рангоута и такелажа, расположенных выше марса грот-мачты.

Грот-марс – марс на грот-мачте.

Грот мачта – вторая мачта, считая с носа.

Грот-руслень – площадка снаружи борта судна на высоте палубы; к русленям крепятся ванты.

Грота – составная часть названий парусов, рангоута и такелажа, расположенных ниже марса грот-мачты.

Загребной – гребец, сидящий на шлюпке первыми от кормы; по нему равняются все остальные.

Зюйдвестка – непромокаемая шляпа с большими полями.

Каболка – пеньковая нить; составная часть всякого троса, свитая из волокон пеньки по солнцу.

Каботажное судно – судно, осуществляющее перевозки вдоль берега.

Картушка (на компасе) – бумажный или слюдяной круг, соединённый с магнитной стрелкой. Круг разделён на 32 деления, называемых румбами, и на градусы. Каждое деление, кроме того, разделяется на четыре части (на четверти румба).

Кают-компания – большая каюта для общего пользования командного состава.

Квадрант – старинный угломерный астрономический инструмент для измерения высоты небесных светил над горизонтом и угловых расстояний между светилами. Лимб квадранта составляет 1/4 часть окружности.

Кильватер – 1) струя сзади судна, образующаяся при его ходе; 2) строй, когда корабли идут один за другим.

Кильсон – продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий связь между ними и продольную крепость судна. Обычно расположен над килем.

Кливер – косой треугольный парус на носу корабля или шлюпки.

Клотик – деревянный точёный толстый кружок или сплюснутый сверху и снизу шар, надевающийся на топ (верх) мачты или стеньги. Имеет шкивы для флага-фалов – снастей, поднимающих флаги.

Клюз – сквозное отверстие в борту, служащее для пропускания тросов и якорных канатов.

Кок – корабельный повар.

Коммодор – в США – офицер самого высокого ранга в американском флоте середины XIX века. Тогда в Америке ещё не было звания адмирала.

Корвет – трехмачтовое военное судно с открытой батареей. Носил ту же парусность, что и фрегат, имел 20–30 орудий, предназначался для разведок и посылок, а иногда и для крейсерских операций.

Кофель-нагель – металлический или деревянный болт, служащий для навёртывания на него снастей.

Кранец (кранцы) – мешок, набитый паклей и оплетённый тонким тросом, вывешиваемый за борт судна для предохранения от повреждения при подходе к другому судну, пристани и т. п.

Краспица – поперечный брус (относительно продольных).

Крюйс, крюйсельный – составная часть наименований всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих к бизань-мачте.

Кубрик – самая нижняя жилая палуба на корабле; ниже её идёт трюм.

Купор – корабельный бочар.

Лаг – инструмент, имеющий вид сектора; служит для измерения пройденного расстояния. Устройство его основано на том, что при равномерном ходе по расстоянию, пройденному кораблём в минуту или в пол-, четверть минуты, можно судить о расстоянии, проходимом в час.

Лаг-линь (лаглинь) – линь, который привязывается к лагу.

Лагун – бак с кранами для питьевой воды.

Лебеза – инструмент для забивания конопатки в пазы.

Левентик (привести в левентик) – положение парусов по направлению ветра так, чтобы они полоскали.

Леер – туго натянутый трос, служащий для ограждения открытых мест; также прикрепляется к реям, для того чтобы привязывать к ним прямые паруса.

Линейный корабль – трехмачтовое военное судно, несущее от 80 до 120 пушек и предназначенное для боя в кильватерном строю.

Линь – тонкий пеньковый трос, менее 25 мм толщиной.

Лисель – дополнительный парус, который ставится сбоку прямых парусов на фок– и грот-мачтах при попутном ветре.

Лопарь (лопарь талей) – трос или конец, продёрнутый в блоки и образующий с ними тали.

Лот – прибор для измерения глубины воды с судна; в старину линь с грузом.

Лот-линь (лотлинь) – тонкий трос, к которому прикреплён лот.

Марлинь – линь, спущенный (свитый) из двух нитей.

Марс – площадка на мачте в месте соединения её со стеньгой; служит для разноски стень-вант, а также для работ по управлению парусами.

Марса – приставка, означающая принадлежность следующего за ней понятия к марселю или марса-рею.

Марса-рей – второй снизу рей, к которому привязывается марсель.

Марсафал (марса-фал) – снасть, которой поднимается марсель.

Марсель – второй снизу прямой парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем.

Марсовой – работающий по расписанию на марсе.

Мушкель – деревянный молоток, применяемый при такелажных работах.

Нагель – болт с продолговатой фигурной головкой.

Найтов – перевязка тросом двух или более рангоутных деревьев или других предметов, а также соединение двух толстых тросов одним тонким.

Найтовить – связывать верёвкой, делать найтов.

Нактоуз – деревянный шкапчик, на котором установлен компас.

Нок – оконечность всякого горизонтального или почти горизонтального рангоутного дерева.

Обстенить паруса – положить паруса на стеньгу, т. е. поставить их так, чтобы ветер дул в переднюю их сторону и нажимал их на стеньги, дабы дать судну задний ход.

Огон – обнос снасти вокруг чего-либо петлёй.

Острога – копьё, которым бьют китов и крупных рыб.

Отваливать – отойти на судне или шлюпке от пристани или от борта судна.

Пакетбот– небольшое морское почтово-пассажирское судно.

Пассат – ветер с постоянным направлением, дующий от субтропической области к экватору. Сохраняет своё направление в течение целого года.

Перлинь – корабельный пеньковый трос толщиной от 100 до 150 мм по окружности.

Перты – верёвки под реями, служащие упором для ног при креплении парусов.

Планшир, планширь – 1) деревянные или металлические перила поверх судового леерного ограждения или фальшборта; 2) деревянный брус с гнёздами для уключин, идущий по бортам шлюпки и покрывающий верхние концы шпангоутов.

Подветренная сторона, подветра. – Если судно идёт правым галсом, то левая его сторона называется подветренной и обратно. Подветренный борт – противоположный тому, на который дует ветер.

Полубак – надстройка в носовой части палубы, идущая от форштевня.

Привести к ветру – взять курс относительно ветра, ближе к ветру, ближе к линии бейдевинда.

Рангоут – общее название всех деревянных приспособлений для несения парусов.

Рифы (брать рифы; зарифленный) – горизонтальный ряд продетых сквозь парус завязок, посредством которых можно уменьшить его поверхность.

Румб – 1) единица угловой меры, равная 1/32 окружности; 2) направление (от наблюдателя) на любой предмет или точку горизонта и угол между направлением любой из этих линий и меридианом, на котором находится наблюдатель.

Румпель – рычаг для поворачивания руля.

Руслень – площадка снаружи борта судна, на высоте верхней палубы; служит для отвода винта.

Рым – железное кольцо, вбиваемое в разных местах судна для закрепления за него снастей.

Рында, бить рынду – условный сигнал, который бьют в судовой колокол (рынду) во время тумана.

Рыскать – вилять то в одну, то в другую сторону.

Салинг – площадка на мачте в местах крепления рей.

Свайка – инструмент, заострённый на конце. Железная свайка используется для отделения прядей троса; деревянная применяется при шитьё парусов.

Свистать («Свистать всех наверх!»). – Команда на судах вызывается наверх свистком в дудки; таким же свистком сопровождается всякая работа.

Склянки – на флоте удары в колокол через получасовой промежуток времени; счёт начинается с полудня: 12.30 – один удар, 13.00 – два удара и т. д. до восьми, когда счёт начинается сначала. Название произошло от склянки песочных часов.

Слани – доски настила на дне шлюпки.

«Собачья вахта », «собака» – жаргон: полувахты от 16 до 18 и от 18 до 20. Полувахты были созданы для того, чтобы одно и то же лицо не стояло вахту в одно и то же время.

Сплеснитъ (сплеснивать) – соединить без узла два конца вместе, пропуская пряди одного в пряди другого.

Стаксель – косой парус, поднимаемый по лееру.

Стеньга – дерево, служащее продолжением мачты. Брам-стеньга – дерево, служащее продолжением стеньги.

Табанить («Табань!») – двигать вёсла в обратную сторону.

Такелаж – все снасти на судне. Делится на стоячий, который поддерживает рангоутное дерево, и бегучий, который служит для подъёма и разворачивания рангоутных деревьев с привязанными к ним парусами.

Тали – система тросов и блоков для подъёма тяжестей и натягивания снастей.

Тимберс – деревянный шпангоут.

Топ – верх, вершина вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги.

Топенанты – снасти бегучего такелажа, служащие для поддержания рей, выстрелов.

Топ-краспицы – тонкие параллельные бруски на верхушке грот-мачты. На китобойце служат для стояния дозорного.

Траверз – направление, перпендикулярное к курсу судна. «Быть на траверзе» – быть на линии, перпендикулярной к судну.

Травить, вытравить – здесь: ослаблять, перепускать снасть.

Транец – плоский срез кормы шлюпки, яхты или другого судна.

Трисель – косой четырёхугольный парус, ставящийся позади мачты в дополнение к прямым парусам.

Трос – общее название всякой верёвки на корабле; толщина его измеряется по окружности.

Фал – снасть бегучего такелажа, служащая для подъёма на судах реев, парусов, сигнальных флагов и пр.

Фальшборт – обшивка борта судна выше верхней палубы.

Фок – самый нижний парус на передней фок-мачте.

Фок-мачта – первая, считая с носа, мачта.

Фор – слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса фок-мачты.

Фор-марс – марс на фок-мачте.

Фор-марсель – парус второго яруса на фок-мачте.

Форштевень – продолжение киля судна спереди, образующее нос корабля.

Фрегат – трехмачтовое парусное военное судно, имевшее одну закрытую батарею.

Шаланда – небольшое грузовое судно.

Швартов – канат для прикрепления судна к пристани, к другому судну и т. д.

Шканцы – часть верхней палубы от грот– до бизань-мачты или до начала кормовой части (юта).

Шкафут – средняя часть верхней палубы от фок-мачты до грот-мачты.

Шкив – колёсико в блоке с желобком для троса.

Шкипер – старое название капитана грузового судна.

Шкот – снасть бегучего такелажа, служащая для управления парусами или их растягивания по гику и рею.

Шлюп – судно больше брига, но меньше корвета.

Шлюпбалка – выдающаяся за борт судна балка для подъёма и спуска на воду шлюпок. Обычно устанавливаются две шлюпбалки – носовая и кормовая.

Шпангоуты – рёбра судна, к которым крепится обшивка. Придают судну поперечную крепость.

Шпигат – сквозное отверстие в борту или палубе судна для стока воды.

Шпиль – ворот в виде барабана, вращаемого на вертикальной оси. Применяется на судах для подъёма якоря, для тяги рыболовных сетей и других целей.

Штаг – снасть стоячего такелажа, поддерживающая рангоутные деревья – мачты, стеньги, бушприт и т. д. – спереди в диаметральной плоскости.

Штерт – тонкий короткий тросовый конец.

Шторм-трап (штормтрап) – верёвочный трап, свешиваемый за кормой судна.

Шхуна – парусное судно, имеющее не менее двух мачт и несущее на всех мачтах косые паруса.

Ют – кормовая часть верхней палубы, сзади бизань-мачты.

 





Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 197; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.018 сек.