Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема Налоговая система Германии




Особенности налоговой системы. Исторический аспект. Принципы построения налоговой системы Людвига Эрхарда. Представление об уровнях государственной власти, бюджетной системе, сводном (консолидированном) государственном бюджете.

Краткая характеристика общих налогов, федеральных налогов, налогов земель и общин. Понятие о вертикальном и горизонтальном выравнивании налоговых поступлений. Механизм распределения подоходного и корпорационного налогов между бюджетами разных уровней. Особенности распределения НДС.

Характеристика основных налогов: подоходного налога, на заработную плату, взносы на социальное страхование, налог на прибыль корпораций, промысловый налог, местные налоги на потребление и капиталы. Налоговые реформы. Три этапа реформы подоходного обложения 1986, 1988 и 1990гг. Увеличение основного необлагаемого минимума, ослабление налогового бремени населения, особенно семей с детьми.

1. Структура налоговой системы Германии.

2. Прямые и косвенные налоги.

3. Характеристика налоговой политики.

4. Налоговые реформы.

5. Разграничение налогов по уровням бюджетной системы Германии.

6. Характеристика наиболее важных налогов.

7. Методы и способы разрешения налоговых споров.

Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройства. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти.

Германия - одна из немногих стран, где применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.

В результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной.

В Конституции Германии закреплено существование двух уровней государственной власти – федеративной республики (федерации) и земель (членов федерации). Общины не образуют третьего государственного уровня, а являются частью земель. Земли обязаны осуществлять контроль над финансовым положением общин.

Бюджетная система Германии включает в себя бюджет федерации с двумя специальными фондами: бюджет земель и общин. В финансовой статистике все перечисленные звенья объединены в понятие «сводный (консолидированный) государственный бюджет».

Экономическое развитие послевоенной Германии во многом связано с именем видного экономического деятеля Людвига Эрхарда. Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:

налоги должны быть по возможности минимальны;

минимально необходимы и затраты на их взимание;

налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

налоги соответствуют структурной политике;

налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;

система должна строиться на уважении к частной жизни человека; в связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь; налоговый работник не имеет права никому дать какие-либо сведения о налогоплательщике; сохранение коммерческой тайны гарантировано;

налоговая система исключает двойное обложение;

величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

 

На всей территории Германии взимается более 50 видов. В общих доходах бюджета налоги составляют около 80%. Налоги делятся на федеральные, земельные, совместные (федеральные и земельные), муниципальные общинные налоги и церковные налоги.

Основными налогами являются Подоходный налог на физических лиц Налог на прибыль корпораций Налог на добавленную стоимость Налог на промышленно-торговую деятельность Налог на земельные участки Налог на приобретение земельных участков Налог на наследство и дарение Автомобильный налог.

Общая сумма налоговых поступлений делится примерно на следующие части: федерация – 48%, земли – 34%, общины – 13% (остаток поступает в Фонд выравнивания бремени и долю ЕС). Кроме того, существует ещё церковный налог, который финансовой статистикой не указывается вместе с государственными налогами. Таможенная пошлина рассматривается как одна из разновидностей налогов.

Общие правила, действующие для всех видов налогов, находятся в Положении об отчислении в качестве так называемого общего налогового правового документа. В этом документе определяется понятие налогов, устанавливается, кто относится к налогоплательщикам, закрепляется принцип сохранения финансовыми органами тайны относительно налоговой информации и принцип равномерности налогообложения.

Налоги в ФРГ рассматриваются правительством как главное орудие воздействия государства на экономику страны, в связи, с чем в стране действует разветвленная и многообразная система налогов, охватывающая все стороны жизнедеятельности общества.

Для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формируют сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается половина, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты.

Федеральный бюджет формируется за счет поступлений:

· ·федеральных налогов: таможенных пошлин, налога да добавленную стоимость, налога на доход от страховой деятельности, вексельного налога, солидарного налога, на-логов по линии Европейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);

· · доли в совместных налогах;

· · доли в распределении промыслового налога.

Земли получают доходы от:

· · земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино;

· · доли в совместных налогах;

· · доли в распределении промыслового налога. К числу совместных налогов относятся: налог на заработную плату, подоходный налог, налог с корпораций, на-лог на добавленную стоимость (включая налог с оборота ввозимых товаров).

Общины получают часть поступлений от:

· · местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы использования доходов (налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений);

· · доли в поступлениях от налога на заработную плату и подоходного налога;

· · налоговых взносов в рамках земельного законодательства.

 

Подоходный налог взимается с физических лиц (причём если они постоянно проживают в Германии, то при определенных обстоятельствах, в зависимости от содержания соглашения об избежание двойного налогообложения, платят этот налог с доходов, полученных и в других странах). Предварительными формами его взимания являются налог на заработную плату (ежемесячно удерживается с заработной платы) и налог на доходы с капитала (удерживается при выплате доходов с капитала). Налогооблагаемая база – совокупный годовой доход, в который суммируются:

1. Прибыль промышленно-торговой деятельности

2. Прибыль лиц свободных профессий

3. Годовой доход от занятости по найму

4. Годовой доход с капитала

5. Годовой доход от сдачи недвижимости в аренду

6. Прочие доходы (спекуляции недвижимостью и ценными бумагами)

Из суммы доходов без ограничений вычитается: церковный налог.

Этот налог является основным источником государственных доходов. Объектом налогообложения по нему является доход физических лиц, полученный ими из разных источников. В отличие от России подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. В нынешнее время необлагаемый налогом минимум для подоходного налога составляет в год 5616 Евро для одиноких и 11232 Евро для семейных пар. Для доходов, которые не превышают для одиноких 8153 Евро и 16307 Евро для супругов, существует пропорциональное налогообложение со ставкой 22,9%. Далее налог взимается по прогрессивной шкале до объёма доходов в 120041 Евро для одиноких и 240083 Евро для тех, кто состоит в браке. Доходы, которые превышают этот уровень, облагаются по максимальной ставке 51%. Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, у лиц, которые достигли возраста 64 года, необлагаемый налогом минимум повышается до 3700 Евро. У лиц, которые имеют земельный участок, подоходный налог не взимается с 4750 Евро.

Налог на заработную плату является только одной из форм проявления подоходного налога. Основой для налога на заработную плату является карточка налога на заработную плату, которая выдаётся общинами в начале каждого года каждому занятому. В карточке указывается налоговый класс (их всего 6), число необлагаемых налогом сумм в связи с наличием детей, принадлежность к конфессии (для церковного налога) и льготы для инвалидов. Все иные льготы и скидки вносятся в карточку местным финансовым отделом по требованию налогоплательщика.

Налог с корпораций уплачивают юридические лица (акционерные общества, различные товарищества, а также государственные организации, в том случае если они занимаются частной хозяйственной деятельностью). Объектом налогообложения является прибыль, полученная вышеуказанными налогоплательщиками в течение календарного года. Базовая ставка налога с корпораций составляет 30%. В том случае, если прибыль корпораций не распределяется, используется ставка в 45%. Таким образом, стимулируется распределение прибыли корпораций.

Имущественным налогом облагаются физические и юридические лица, имеющие постоянное место жительства или местонахождение дирекции в Германии, с общим имуществом, в остальных случаях ограниченно с имуществом, облагаемым налогом внутри страны. С имуществ, подлежащих налогообложению, взимается годовой 0,5 % (для корпораций 0,6 %) имущественный налог. Каждая поставка или услуга, проведенная предпринимателем за оплату в рамках его деятельности в Германии, облагается налогом с оборота. Тоже самое касается собственного потребления и импорта. В этом случае не играет никакой роли национальность предпринимателя, его место жительство, место выписывания счетов и принятия платежей. Облагаемый подоходным налогом предприниматель может вычитать из своей налоговой задолженности налог с оборота, им самим заносимый в счет (так называемый предварительный вычет). Обычная налоговая ставка составляет 14 %, льготная ставка 7 %.

Надбавка солидарности составляет 5,5% от подоходного налога. Данная надбавка немного снижается, если у налогоплательщика есть дети.

Церковный налог как дополнение к подоходному налогу взимается на основании законодательства земель и поступает в доход церкви. Налогоплательщиками являются все члены религиозной организации, правомочной взимать указанный налог в данном церковном районе (своей конфессии римско-католической, евангелической, иудейской.). Базой исчисления налога является, как правило, годовая сумма подоходного налога. Ставки налога составляют 8% и 9% в зависимости от земли.

Налог на промышленно-торговую деятельность является одним из основных местных налогов. Этим налогом облагаются предприятия, общества, физические лица, которые занимается промышленной, торговой и другими видами деятельности. Не облагается налогом доход лиц свободных профессий (врач, архитектор, инженер, физиотерапевт, адвокат, аудитор, налоговый советник, музыкант, художник, журналист и т. д.). Налогооблагаемая база: прибыль. Налоговая ставка определяется муниципальными органами.

Налогом на землю облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки. Ставка 1.2%. Освобождены от уплаты налога государственные учреждения, религиозные учреждения. Это также местный налог.

Налог на приобретение земельных участков При переходе участка земли от одного владельца к другому оплачивается налог в размере 3,5 % от покупной цены.

Налог на дарение и наследство Ставка налога на наследство и дарение зависит от степени родства и стоимости имущества. Различают 3 категории наследников, по которым рассчитывается минимальная и максимальная ставка налога.

Налог на автомобили имеет ярко выраженный стимулирующий характер, а именно стимулируется использование высокоэкологичных автомобилей. Сегодня в Германии налог на автомобили зависит от трёх факторов: от мощности двигателя, типа двигателя (бензин либо дизель) и наличия (либо отсутствия) катализатора.

Налог на добавленную стоимость – это косвенный налог, так как он устанавливается в цене и взимается с конечного потребителя. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет до 28 % второе место после подоходного налога. Оплачивается он только в случае действительной конечной реализации товара и по единой налоговой ставке на все товары и услуги. ставка этого налога в Германии 19%. Льготная ставка 7% применяется к ограниченному перечню товаров (продуктам питания, печатной продукции и др.). Аналогично взимается и налог с оборота при импорте. Налог на добавленную стоимость распределяется по трем бюджетам. Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода. Ранее он распределялся так: 60% - в федеральный бюджет, 35% - в земельные бюджеты и 5% - в местные.

Акцизы в основном направляются в федеральный бюджет, кроме акциза на пиво, идущего в бюджеты земель. Наибольше доходы казне обеспечивает акциз на минеральное топливо - Затем идет табачный акциз и кофейный.

В начале XX века в Германии был введен налог на уксусную кислоту. Это породило необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его взимание. Но технически задача была решена, а экономическая цель – достигнута. Налог сохраняется и по сей день как историческая реликвия, принося бюджету Германии небольшой бюджетный доход.

 

Одним из значимых событий стала позиция двух лидеров по вопросам унификации налогообложения. На пресс-конференции, последовавшей за встречей на высшем уровне представителей Франции и Германии, были озвучены инициативы, направленные на повышение финансовой интеграции Еврозоны. В данный момент раскрыт лишь небольшой объем информации. Были выдвинуты два предложения в сфере налогообложения. Первое — предложение о введении налога на финансовые операции, и второе — предложение о гармонизации систем корпоративного налогообложения Франции и Германии. Следует отметить, что предложения по введению налогообложения финансовых операций выдвигались и ранее, однако они не были поддержаны Советом Министров ЕС.

Германия и Франция в последнее время уделяли много внимания вопросам гармонизации режимов корпоративного налогообложения. Президент Франции и Канцлер Германии поставили перед министрами финансов этих стран цель подготовить предложения по интеграции налоговых систем с целью установления общей налогооблагаемой базы и налоговых ставок к 2013 году. Однако многие специалисты полагают, что к этому сроку удастся лишь подписать рекомендательное двустороннее соглашение о координации политики в этой сфере, которое будет направлено в отдаленной перспективе на достижение поставленных целей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.