Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Понятие и формы участия в гражданском процессе органов государственной власти и местного самоуправления




Участие в гражданском судопроизводстве органов государственной власти, органов местного самоуправления преследует общественные и го­сударственные цели.

Данная правозащитная функция возложена, в частности, на государственные органы и на органы местного самоуправления как средства непосредственного и оперативного руководства обществом. Поэтому одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе.

Участие в гражданском процессе органов и лиц по вопросам своей компетенции представляет собой само­стоятельный гражданский процессуальный институт, включающий в себя нормы, закрепленные в ст. 34, 46, 47 ГПК РФ.

Поэтому юридическая заинтересованность в исходе того или иного гражданского дела органов и лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве в порядке ст. 46, 47 ГПК РФ по вопросам своей компетенции, явилась основанием для отнесения их к лицам, участвующим в деле.

Указанные государственные органы и лица, перечисленные в ст. 46, 47 ГПК РФ, будучи лицами, участвующими в деле, обладают всеми процессуальными правами, принадлежащими этой категории лиц, закрепленными ст. 35 ГПК.

Цель участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных органов и лиц, участвующих в процессе в порядке ст. 46 ГПК РФ, состоит именно в защите нарушенных прав, свобод и законных интересов других лиц.

Поэтому основаниями участия данных органов и лиц будет являться государственная или общественная заинтересованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу функциональных полномочий. Государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы и лица, участвующие в гражданском судопроизводстве, выступают в процессе от своего имени.

Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав, свобод и законных интересов других лиц: обращение в суд с иском или заявлением и дача заключения по делу.

Согласно ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 46 ГПК РФ государственные орга­ны и органы местного самоуправления, кооперативные и обще­ственные организации, предприятия, учреждения, организации или отдельные граждане могут обращаться в суд в целях защи­ты прав и охраняемых законом интересов других лиц, а заявле­ние в защиту законных интересов недееспособного или несовер­шеннолетнего гражданина в этих случаях может быть предъявле­но независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Однако в ст. 46 ГПК также предусмотрено, что такое обращение возможно лишь в случаях, предусмотренных законом.

В гражданском процессуальном законодательстве не существует специального термина для обозначения органов и лиц, которых закон уполномочивает на обращение в суд с иском в це­лях защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц, что нередко вызывает затруднения при определении их процессуального положения.

В науке гражданского процессуального права и на практике этих органов и лиц нередко относят к сторонам и называют процессуальными истцами или истцами особого рода.

Вместе с тем, несмотря на то, что довольно широкий круг общих процессуальных прав государственных органов, других органов, организаций и лиц, обращающихся в суд с целью защиты «чужих» интересов, такой же, как у остальных лиц, участвующих в деле, в целом объем этих прав не всегда не совпадает.

Согласно ст. 47 ГПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления в предусмотренных федеральным законом случаях могут до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Кроме случаев обязательного в силу закона участия в гражданском судопроизводстве органы местного самоуправления могут вступать в процесс по собственной инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле или привлекаться судом к участию и в других делах. Основанием для такого участия государственных органов и органов местного самоуправления яв­ляется их заинтересованность в правильном разрешении дела, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу их компетенции.

Следовательно, целью участия в гражданском процессе государственного органа, органа местного самоуправления, дающего заключение по делу, является осуществление возложенных на них обязанностей, что прямо оговорено в законе (ч. 1 ст. 47 ГПК РФ).

Порядок участия государственных органов и органов местного самоуправления в судебном заседании регулируется ст. ст. 189, 190 ГПК РФ.

Согласно ст. 189 ГПК РФ после исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для дачи заключения представителю государственного органа и органа местного самоуправления, привлеченного судом к участию в процессе или вступившего в процесс по своей инициативе.

В своем заключении государственный орган, в компетенцию которого входит охрана определенной группы общественных отношений, оценивает конкретный судебный спор не только с позиции интересов сторон, но и с позиции государственного интереса, помогая суду правильно разрешить этот спор.

Однако заключение государственного органа, органа местного самоуправления для суда не носит обязательный характер. Вместе с тем если суд не согласился с данным заключением, он должен подробно мотивировать свое несогласие в решении.

 

Тема 7. Судебное представительство

 

Судебное представительство — это правоотношение, в силу которого судебный представитель совершает процессуальные действия в пределах предоставленных ему в соответствии с доверенностью полномочий от имени и в интересах представляемого (стороны или третьего лица), вследствие чего у последнего возникают права и обязанности.

Действующее гражданское процессуальное законодательство не относит судебных представителей к участвующим в деле лицам (ст. 34 ГПК РФ).

Согласно ст. 48 ГПК РФ граждане могут вести свои дела в суде лично или через представителей.

Дела организаций ведут в суде либо их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом или учредительными документами (уставом или положением), либо их представители. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

Судебный представитель — это лицо, которое совершает процессуальные действия от имени и в интересах представляемого в пределах предоставленных ему полномочий.

В гражданском процессе представительство в суде заключается в совершении судебным представителем процессуальных действий в пределах предоставленных ему полномочий от имени и в интересах представляемого, участвующего в процессе в качестве стороны, третьего лица, заявителя, жалобщика.

Отношения между доверителем и представителем регулируются нормами материального права (гражданского, трудового, семейного, административного), а между судебным представителем и судом регулируются нормами гражданского процессуального права.

В зависимости от основания возникновения различают следующие виды представительства: обязательное и добровольное.

Обязательное представительство, в свою очередь, подразделяется на законное, которое основывается непосредственно на прямом указании закона в ст. 52 ГПК РФ при наличии определенного фактического состава и для защиты прав и законных интересов недееспособных лиц и лиц, не обладающих полной дееспособностью, и уставное, при котором эти полномочия предоставляются уставами и положениями, определяющими статус представляемого юридического лица.

Добровольное (договорное) представительство избранное стороной (третьим лицом, заявителем) основано на воле доверителя, который имеет право вести свое дело лично или поручить его ведение представителю по своему выбору (адвокату, юрисконсульту). Добровольное представительство может осуществляться любым дееспособным лицом, допущенным судом, рассматривающим дело, в качестве судебного представителя по данному делу (ст. 49 ГПК РФ).

В гражданском процессе судебный представитель вправе совершать процессуальные действия при условии, если он надлежаще на то уполномочен. Объем полномочий представителя определяется законом, уставом, положением, специальным актом или договором.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.