Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Арбитражные суды, их функции и задачи




Задачи и функции арбитражных судов

Все задачи, стоящие перед системой арбитражных судов РФ, можно разделить на две группы: свойственные всем арбитражным суда и стоящие только перед Высшим Арбитражным Судом РФ.

Общими для всех арбитражных судов задачами являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.

На Высший Арбитражный Суд РФ, кроме того, возложены специфические задачи: изучение и обобщение практики применения законодательства арбитражными судами, подготовка и осуществление предложений по ее совершенствованию и унификации, разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.

Для плодотворного и качественного выполнения перечисленных задач арбитражные суды РФ наделены и выполняют следующие связанные между собой функции:

1. разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности;

2. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;

3. ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;

4. установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

1. История становления и развития арбитражных судов России. Реформа системы арбитража.

2. Современная система, состав и структура арбитражных судов в России.

3. Функции арбитражных судов и их задачи. Право на обращение в суд.

 

1. Развитие системы хозяйственной юрисдикции, завершившееся преобразованием органов государственного арбитража в систему арбитражных судов, отражает процесс становления в России независимой и эффективной судебной власти. История свидетельствует о возможностях разновариантного подхода к разрешению споров между субъектами предпринимательской деятельности.

Как система, коммерческие суды в России появились в начале 19 века. Первый коммерческий суд, разрешавший торговые споры, был основан в Одессе в 1808г. (инициативу в создании первого коммерческого суда проявило местное купечество). Указом императора Николая 1 от 14 мая 1832г. были утверждены Учреждение коммерческих судов и Устав торгового судопроизводства, которые действовали вплоть до 1917г. После введения в действие судебных уставов (включая Устав гражданского судопроизводства) в 1864г. все виды торговых судов (кроме коммерческих) были упразднены. В тех местностях, на которые не распространялось ведомство коммерческих судов, спорные дела, относящиеся к торговой подсудности, разрешались общими гражданскими судами. В состав коммерческого суда входили председатель суда, его заместитель (товарищ председателя) и определенное число членов по штату, назначенных правительством и избранных купечеством. Количество коммерческих судов увеличивалось, но к началу 20в. их осталось только четыре – в Москве, Петербурге, Варшаве и Одессе. Опыт их работы показал, что торговые дела могут быть разрешаемы и общими судами (вред, приносимый двойственностью судов выражался в том, что коммерческие суды были обособлены, одни и те же законы толковались не всегда одинаково и однородные дела разрешались различно. Такие противоречия подрывали единство правопорядка и нарушали принцип равенства граждан перед законом.

В 20-х гг. 20 века в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между государственными предприятиями и учреждениями. Арбитражные комиссии были образованы в соответствии с постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922г. Деятельность арбитражных комиссий регулировалась рядом правовых актов: Положением об арбитражных комиссиях по разрешению имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями РСФСР от 12 января 1925г., Положением об Арбитражной комиссии при Совете труда и обороны СССР от 6 мая 1924г. и другими актами. Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника. Дела рассматривались по правилам, установленным

Гражданским процессуальным кодексом, за некоторыми исключениями, вытекавшими из особенностей арбитражных комиссий. При этом подведомственность дел арбитражным комиссиям толковалась ограничительно и предпочтение отдавалось разрешению споров в общих судах. В связи с переходом на административные методы регулирования хозяйственных отношений арбитражные комиссии были упразднены. В 1931 году была образована система органов государственного арбитража. Первое положение о государственном арбитраже было утверждено постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931г. Затем принимался ряд других правовых актов, регулирующих деятельность государственного арбитража, последними из которых были Закон СССР от 30 ноября 1979г. «О государственном арбитраже в СССР» и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденные 5 июня 1980г. Советом Министров СССР. Государственный арбитраж выполнял двойственные функции в системе управления народным хозяйством. Государственный арбитраж, с одной стороны, являлся органом государственного управления, наделенным для этого рядом полномочий в сфере хозяйственных отношений (включая право принятия нормативных актов), и, с другой стороны, разрешал возникающие в данной сфере споры между предприятиями. Одновременно действовала система ведомственных арбитражей, обеспечивающая разрешение хозяйственных споров между предприятиями в рамках одного министерства и ведомства.

Реформасистемы арбитража и её причины.

В связи с принятием в 1991 – 1992 гг. Закона РФ № 1543-1 «Об арбитражном суде» и АПК 1992г. система государственного и ведомственного арбитража была упразднена с её одновременным преобразованием в арбитражные суды. В Конституции РФ 1993г. было окончательно закреплено самостоятельное место арбитражных судов в системе органов судебной власти России.

Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального законодательства привела к разработке и принятию в 1995г. двух новых актов: Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», который является правовой основой действующей системы арбитражного судоустройства, и АПК 1995г., который действовал до 2002г.

24 июля 2002г. Президентом России был подписан новый Арбитражный процессуальный кодекс России, более тщательно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных судах, учитывающий международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия. Можно констатировать то обстоятельство, что судебно-арбитражная система состоялась, заняла свое место в общей судебной системе России. В принятии нового АПК проявляется связь государства, права и отдельного человека, которая переводит конституционные положения о правозащитных функциях органов правосудия в плоскость их практической реализации путем создания рабочих механизмов, которые уже на конкретном уровне позволяют конкретному гражданину получить судебную защиту его прав и свобод, в данном случае – в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

-4-

Последние реформы системы судоустройства арбитражных судов, направленные на создание арбитражных апелляционных судов, имеют целью образование соответствующей традиционной европейской модели судебной организации: первая инстанция – апелляция – кассация. Надзор в этой системе выступает как вторая кассация, существование которой объясняется необходимостью обеспечения единообразия судебной практики в масштабах такой большой страны, как Россия.

 

2. Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» относят арбитражные суды к федеральным судам. Система арбитражных судов основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для других судов: Конституционного Суда РФ, общей юрисдикции и субъектов Федерации. Арбитражные суды применяют Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и межународных договоров РФ, а также конституции (уставы) и другие законы субъектов РФ.

Систему арбитражных судов в России составляют в настоящее время: Высший Арбитражный Суд России; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам. Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Таким образом ВАС РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики, рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. ВАС РФ изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения; ведет судебную статистику и организует работу по её ведению в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражными судами, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения. ВАС РФ действует в составе Пленума ВАС РФ, Президиума ВАС РФ и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и из административных правоотношений.

-5-

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях; а также рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Всего образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ. Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума и двух коллегий – по рассмотрению споров из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений.

Следующей инстанцией являются арбитражные апелляционные суды. Их система будет включать всего 20 судов сообразно территории их апелляционного округа.

Арбитражный апелляционный суд: проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; осуществляет другие полномочия в соответствии с ФКЗ и ФЗ.

В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

Арбитражный суд субъекта Федерации рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

 

3. Функции арбитражных судов и их задачи. Судьи арбитражных судов.

В соответствии со ст.2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2. обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3. справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4. укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5. формирование уважительного отношения к закону и суду;

 

-6-

6. содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

 

Задачи и полномочия арбитражных судов осуществляют судьи арбитражных судов, назначенные на должность в порядке, установленном Конституцией РФ, ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», Законом РФ «О статусе судей в РФ». При этом арбитражный суд каждого уровня для осуществления этих задач наделен своими только ему присущими полномочиями.

 

Право на обращение в арбитражный суд.

 

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Обращение в арбитражный суд осуществляется в форме:

· искового заявления – по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;

· заявления – по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, при обращении о пересмотре судебных актов в порядке надзора;

· жалобы – при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций;

· представления – при обращении Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 3244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.