Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участие в судебном процессе для дачи заключения




Согласно ст. 47 ГПК государственные органы, органы мест­ного самоуправления в предусмотренных федеральным законом случаях могут до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле для дачи заключения по делу в целях осу­ществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Россий­ской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципаль­ных образований.

Так, дела о признании гражданина ограниченно дееспособ­ным и недееспособным, об ограничении или о лишении несовер­шеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами суд рас­сматривает с обязательным участием органов опеки и попечите­льства (ч. 1 ст. 284 ГПК).

При рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле также должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст. 78 СК). С участием органов опеки и попе­чительства (ст. 125 СК) должны рассматриваться дела об уста­новлении усыновления (удочерения). Закон предусматривает и другие категории гражданских дел, в которых обязательно дают заключение органы местного самоуправления.

Кроме случаев обязательного в силу закона участия в граж­данском судопроизводстве органы местного самоуправления мо­гут вступать в процесс по собственной инициативе или по ини­циативе лиц, участвующих в деле или привлекаться судом к участию и в других делах. Основанием для такого участия го­сударственных органов и органов местного самоуправления яв­ляется их заинтересованность в правильном разрешении дела, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу их компетенции.

Поэтому, участвуя в рассмотрении и разрешении граждан­ских дел, государственный орган и орган местного самоуправле­ния в своеобразной по сравнению со своей обычной деятельно­стью форме таким образом осуществляют функциональные пол­номочия по управлению какой-либо отраслью народного хозяйства или культуры либо определенной областью обществен­ных отношений.

В гражданском процессе чаще всего для дачи заключения в порядке ст. 47 ШК участвуют такие органы, как жилищно-коммунальные, здравоохранения, образования, финансирования.

Следовательно, целью участия в гражданском процессе госу­дарственного органа, органа местного самоуправления, дающего заключение по делу, является осуществление возложенных на них обязанностей, что прямо оговорено в законе (ч. 1 ст. 47 ГПК).

В гражданском процессе государственные органы, органы местного самоуправления, участвующие в деле для дачи заклю­чения, наделены такими же процессуальными правами, что и ор­ганы и лица, обращающиеся в суд с иском за защитой прав и интересов других лиц, за исключением права на заключение мирового соглашения.

В случае отказа государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или граждан поддерживать требо­вание, заявленное ими в интересах другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если лицо, в чьих интересах за­явлено требование, или его законный представитель не заявят об отказе от иска. При отказе же истца от иска, заявленного в за­щиту его нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, суд должен прекратить производство по делу.

Порядок участия государственных органов и органов местно­го самоуправления в судебном заседании регулируется ст. 189, 190 ГПК.

Согласно ст. 189 ГПК после исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для дачи заключения представителю государственного органа и органа местного само­управления, привлеченного судом к участию в процессе или вступившего в процесс по своей инициативе. В ст. 189 ГПК не оговорено, в какой форме это заключение должно быть дано в суде.

Как правило, письменное заключение составляется до судеб­ного разбирательства и подписывается руководителем государст­венного органа, органа местного самоуправления, и оно непо­средственно оглашается в судебном заседании. Вместе с тем нельзя не учитывать такое обстоятельство, что далеко не всегда их заключение основано на материалах предварительного обсле­дования, как, например, в делах по спорам о несовершеннолет­них детях.

Кроме того, будучи заинтересованными в исходе дела, госу­дарственный орган, орган местного самоуправления в своих за­ключениях касаются не только отдельных фактов, но и существа спора (чем они отличаются от юридически незаинтересованного в исходе дела эксперта).

В своем заключении государственный орган, в компетенцию которого входит охрана определенной группы общественных от­ношений, оценивает конкретный судебный спор не только с позиции интересов сторон, но и с позиции государственного интереса, помогая суду правильно разрешить этот спор.

Таким образом, выраженное в письменном заключении его мнение по делу окончательно формируется только в процессе становления фактических обстоятельств дела в самом судебном заседании, и оно существенно может отличаться от предварите­льного заключения.

После дачи заключения лица, участвующие в деле, и их представители могут задавать уполномоченным этих органов во­просы в целях разъяснения и дополнения заключения.

В судебных прениях представители государственных органе; органов местного самоуправления выступают с речью первым» (ст. 190 ГПК). Именно в судебных прениях представитель госу­дарственного органа, органа местного самоуправления с учетом установленных в процессе исследования доказательств оглашает краткое окончательно сформированное заключение.

Однако заключение государственного органа, органа местного самоуправления для суда не носит обязательный характер. Вмес­те с тем если суд не согласился с данным заключением, он дол­жен подробно мотивировать свое несогласие в решении.

Поскольку заинтересованность в деле государственного орга­на, органа местного самоуправления носит государственно-право­вой характер, то это обстоятельство сближает его положение в процессе с положением прокурора. Однако если прокурор вправе участвовать в рассмотрении и разрешении судом указан­ных в законе категорий дел и давать заключение как по отдель­ным вопросам, так и по делу в целом в целях именно обеспече­ния законности, то государственный орган, орган местного само­управления участвуют в гражданском судопроизводстве лишь в целях осуществления возложенных на них функциональных обязанностей и только в случаях, предусмотренных законом.

Отличие судебных представителей от государственных орга­нов и органов местного самоуправления состоит в том, что су­дебными представителями могут быть только физические лица. Судебные представители участвуют в гражданском судопроизвод­стве не только в интересах сторон или третьих лиц, но и от их имени в пределах предоставленных им законом полномочий.

Нередко органы, участвующие в гражданском судопроизвод­стве по вопросам своей компетенции, иногда признаются судом третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора. Однако такое решение вопроса является оши­бочным, поскольку третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, имеют к исходу дела материаль­но-правовой, личный интерес, который основан на связи третье­го лица с одной из сторон материально-правовым отношением.

Кроме того, третьи лица никакого заключения по делу не дают.

Следовательно, цель участия государственного органа и орга­на местного самоуправления в гражданском процессе и характер его заинтересованности в деле являются теми критериями, с по­мощью которых можно определить, кто участвует в процес­се — либо государственный орган, орган местного самоуправле­ния, дающий заключение по делу, либо третье лицо, не заявляю­щее самостоятельных требований на предмет спора.

Глава 9 ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ

§ 1. ПОНЯТИЕ «ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ»

Судебное представительство — это правоотношение, в силу которого судебный представитель совершает процессуальные дей­ствия в пределах предоставленных ему в соответствии с дове­ренностью полномочий от имени и в интересах представляемого (стороны или третьего лица), вследствие чего у последнего воз­никают права и обязанности.

Представительство в суде является самостоятельным граж­данским процессуальным институтом, выполняющим функцию процессуальной гарантии защиты субъективных прав и законных интересов сторон, третьих лиц, заявителей. Однако правозащит­ная функция, которую осуществляют в суде представители, не единственная, поскольку они также должны содействовать суду и в осуществлении правосудия.

Действующее гражданское процессуальное законодательство не относит судебных представителей к участвующим в деле ли­цам (ст. 34 ГПК). Основанием для такого решения вопроса яв­лялось, видимо, то, что у судебных представителей отсутствует материально-правовой интерес к исходу дела.

Вместе с тем считать судебных представителей совершенно не заинтересованными в исходе дела нельзя, поскольку в преде­лах полномочий они стремятся добиться в процессе определен­ного положительного правового результата в пользу представляе­мого. Так, представитель истца стремится добиться вынесения судом решения об удовлетворении иска. Подобная позиция озна­чает, что судебный представитель заинтересован в исходе дела.

Однако этот интерес носит не материально-правовой, а про­цессуальный характер, так как представитель действует не в сво­их интересах, а в интересах представляемого. Вместе с тем про­цессуальный интерес к исходу дела (а именно нормами граждан­ского процессуального права определены правовая природа участия представителя в суде и сущность этого процессуального института), так же как и материально-правовой, является юриди­ческим, поскольку основан на законе.

Поэтому характер заинтересованности судебного представителя в деле позволяет полагать, что имеются все основания для отне­сения судебных представителей к лицам, участвующим в деле, и это должно найти закрепление в процессуальном законодатель­стве.

Согласно ст. 48 ГПК граждане могут вести свои дела в суде лично или через представителей.

Дела организаций ведут в суде либо их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным зако­ном или учредительными документами (уставом или положени­ем), либо их представители. От имени ликвидируемой организа­ции в суде выступает уполномоченный представитель ликвида­ционной комиссии.

Участие в суде представителя необходимо, например, при за­щите интересов малолетних, несовершеннолетних, лиц, страдаю­щих психическим расстройством. Судебный представитель спо­собствует более полному осуществлению процессуальных прав и обязанностей лиц, юридически не осведомленных или малоос­ведомленных. Кроме того, судебный представитель необходим и тогда, когда то или иное лицо, участвующее в деле, по болез­ни, занятости, пребыванию в другой местности не может лично присутствовать при разбирательстве дела.

В зависимости от основания участия в суде представителя, а также от причин, побудивших лицо, участвующее в деле, обра­титься к помощи представителя, он может либо полностью заме­нить в процессе представляемого, либо участвовать совместно с ним в ведении дела (ч. 1 ст. 48 ГПК).

Следовательно, судебный представитель — это лицо, которое совершает процессуальные действия от имени и в интересах представляемого в пределах предоставленных ему полномочий.

То обстоятельство, что судебный представитель действует в про­цессе от имени представляемого, отличает его от субъектов, от свое­го имени защищающих права других лиц в порядке ст. 46 ГПК.

В гражданском процессе представительство в суде заключает­ся в совершении судебным представителем процессуальных дей­ствий в пределах предоставленных ему полномочий от имени и в интересах представляемого, участвующего в процессе в каче­стве стороны, третьего лица, заявителя, жалобщика.

Отношения между доверителем и представителем регулируются нормами материального права (гражданского, трудового, семейного, административного), а между судебным представителем и судом регулируются нормами гражданского процессуального права.

Представительство в суде допускается во всех судах, по всем гражданским делам, во всех стадиях гражданского судопроизводства.

В некоторых случаях суд вправе назначить адвоката в каче­стве представителя при отсутствии представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других преду­смотренных федеральным законом случаях (ст. 50 ГПК).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.