Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные концепции сознания




Молекулярно-генетические механизмы памяти.

Исследования Г. Хидена показали, что образование следов памяти сопровождается изменениями свойств РНК и белка в нейронах. Раздражение в клетке вызывает длительные биохимические следы. Но в более поздних работах было показано, что в формировании энграм ведущую роль играет ДНК, которая может служить хранилищем не только генетической, но и приобретенной информации, а РНК обеспечивает передачу. Поэтому нейроны и не делятся – чтобы не разрушить приобретенную информацию.
Эти открытия имели большой научный и общественный резонанс.
Медиаторные системы. Медиатором – химическим посредникам в синаптической передачи придается большое значение в обеспечении долговременной памяти. Например, уменьшение количества норадреналина замедляет обучение, вызывает амнезию.
Под влиянием обучения увеличивается количество холинорецепторов. В процессе образования условного рефлекса повышается чувствительность соответствующих нейронов ацителхолину, что обеспечивает обучение, ускоряет запоминание, способствует более быстрому извлечению следа из памяти.
Важно подчеркнуть, что холинэргическая система испытывает на себе модулирующее влияние со стороны моноамионоэргической системы. Под действием этих влияний может изменяться активность холинэргических синапсов и запускаться цепь биохимических внутриклеточных процессов, приводящих к более эффективному образованию энграмм.

Предполагается, что для различных видов памяти в ближайшем будущем будут выявлены различия в биохимических процессах.
НО интенсивные исследования привели к явной переоценке клеточно-молекулярного уровня изучения механизмов памяти. Как указывает С. Роуз, эксперименты, проводимые только на клеточном уровне, слишком ограничены.
Мы помним, что сознание – эмерджентное свойство нервной системы, и на таком низком уровне как клеточный, еще не проявляются эти свойства, ведь на клеточном уровне нейроны не соединены между собой морфологическими и функциональными связями. Память нельзя рассматривать как нечто статичное, находящееся строго в одном месте или в небольшой группе клеток. Память существует в динамичной и относительно распределенной форме.

В каждой теории сознания предпринимается попытка сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения сознания. Их можно разделить на структурные, когда акцент делается на рассмотрение роли отдельных структур или нейронных сетей мозга, и на функциональные, которые определяют сознание через специальные когнитивные операции – мышление, воображение, запоминание и желания. Эти подходы не исключают друг друга.
И.П. Павлов. Теория «святового пятна». Павлов связывал сознание с фокусом возбуждения, светлым пятном, областью повышенной возбудимости, которая может перемещаться по коре. По Павлову сознание есть у человека и у животных.
Ф. Крик.«Прожекторная теория сознания» Он развил теорию Павлова, предложв наличие спец. Аппарата, создающего «лучь прожектора». В ней акцентируется переключающая функция дорсального таламуса, с участием которого, каждые 100 мс «высвечивается» всё новый участок коры. Таким образом перемещается центр внимания.
Дж. Эдельман. Теория повторного входа возбуждения. Эдельман предложил, что элементарные процессы сознания являются прерывистыми, т.е. требудет циклического повторения некоторой последовательности событий и наличии повторного входа в одну и ту же группу клеток. Сигнал, возникший внутри системы входит в неё повторно, как если бы он был внешним сигналом. При этом параллельно в эту же группу нейронов поступает информация в виде ассоциативных сигналов из долговременной памяти. Два этих потока совмещаются и образуют один цикл.
Б. Либет (1991) регистрировал реакцию нейронов с обнажённого участка коры на раздражение кожи и обнаружил, что стимул не осознаётся (раздражение кожи не ощущается), если корковая активация, возникшая в ответ на этот стимул, длится менее 300 -500 мс. Автор не только подтверждает факт бессознательного восприятия, но и моделирует работу предполагаемого фильтрующего механизма. Так, в следующих экспериментах, применяя два стимула (раздражение кожи) с небольшим интервалом времени, Б. Либет обнаружил, что если второй стимул сильнее первого, то реакция на второй стимул тормозит реакцию на первый. В результате угнетения и прерывания корковой реакции на первый стимул – не происходит осознания соответствующего раздражения кожи. В роли тормозящего фактора, как предполагает автор, могут выступать и внутренние мозговые процессы.
Иваницкий (1997) теория информационного синтеза. Исходит из результатов исследований связи волн ВП с субъективными показателями восприятия. Он пришел к выводу, что сначала возбуждение от проекционной коры, вызванное стимулом, поступает к ассоциативной областе (для зрительной модальности это височная кора), затем сигнал поступает к структорам лимбико-гиппокампального комплекса к подкорковы центрам эмоций и мотиваций. Затем сигнал вновь возвращается к сенсорной коре, и затем к обработке подключается лобная. Движение возбуждения по такому кольцу состовляет психологический мониторинг происходящих изменений во внешней и внутренней среде.
Симонов. Коммуникативная природа сознания (1981) По определению П.В.Симонова, сознание прпедставляет собой знание, которое в абстрактной форме может быть передано другим людям, а само сознание возникает в процессе общения между людьми, то есть имеет коммуникативную природу

Критерии сознания:

1) внимание и способность сосредотачиваться на различных явлениях окружающей среды;
2) способность порождать абстрактные мысли и оперировать ими, а также выражать их словами или какими-либо иными способами;
3) возможность оценивать предстоящий поступок, т. е. способность к ожиданию и прогнозированию;
4) сознание своего «Я» и признание других индивидуальностей;
5) наличие этических и эстетических ценностей;
6) состояние условно- и безусловно – рефлексирующей активности;
7) наличие и адекватность эмоций;

наличие когнитивных процессов, мышления.

Индивидуальное сознание человека неразрывно связано с материальными процессами, протекающими в организме человека, в первую очередь в ЦНС и головном мозге.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.