Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II Общие положения




Наука средневековья, начинает активно развиваться с XIII века.

До этого времени, в период поздней античности и раннего средневековья:

- территорию Европы населяли племена, находящиеся на довольно низком уровне развития.

- Великое переселение народов, которое сопровождалось жестокой борьбой за выживание местных народов с пришлыми.

III Роль Церкви:

В Средние века в Западной Европе прочно установилась власть церкви в государстве. Этот период обычно называется периодом господства церкви над наукой. Такое понимание не является полностью адекватным.

С одной стороны:

– бытует мнение, что церковь всячески тормозила развитие научной мысли в Средние века. Отчасти это так, поскольку была беспощадна к тем, кто ставил под сомнение существование Бога.

- С другой стороны, наука средневековья, одновременно многим обязана религиозным деятелям. Верхушка церковной власти была хорошо образована и понимала всю ценность знаний античного мира. Поэтому почти в каждом монастыре существовала мастерская по переписке трудов ученых-философов древности. Некоторые из них сохранились до нашего времени исключительно благодаря церкви. Так же в каком то смысле Церковь способствовало образованию - поскольку Библию нужно было читать.

Другое дело, что она не хотела ни с кем делиться драгоценными знаниями.

НО! католическая церковь не была последовательной в признании данного принципа:

- Дж. Бруно был схвачен инквизицией, обвинен в ереси и сожжен на костре.

- Католическая церковь обязала Г. Галилея рассматривать систему Н. Коперника только как гипотезу, удобную для видимого движения планет Солнечной системы.

- английский философ Роджер Бэкон провел четырнадцать лет в монастырской тюрьме.

 

IV Отсюда вытекают Особенности духовного бытия в Ср-е:

1.1 Доминирование ценностного над познавательным.

Стержень С. Сознания – религиозн. Мировоззрение – все бытие (оценка всего происходящего) – полное господство сверхъест. Сил над материальным миром.

Высшей сверхъестественной силой выступал Бог.

 

1.2 Отношение к познанию природы.

Средневековое сознание не ориентировано на выявление объективных закономерностей природы. Его главная функция - сохранение ценностного равновесия человека и мира, субъекта и объекта.

 

1.3 Особенности познавательной деятельности.

Познание мира, производство нового знания - историческая необходимость. В СВ формируется три традици познания, опирающихся на принципы:

§ принцип авторитета – схоластическая традиция:

- авторитарность выступала опорой в богословии, философии, математике и др.

- авторитарность проявлялась в комментаторском характере познания и обучения, выработке процедур простейшей систематизации и логической упорядоченности знаний, накопленных предшествующими поколениями.

- тенденция к систематизации и классификации.

- составление из чужих произведений «своего», – это весьма характерная черта средневековой науки.

 

- главн. Вопрос изучения Схоластики - что в реальном бытии соответствует общим понятиям человеческого разума - добру, злу, истине, Богу, времени и др.

_ представитель философов-схоластиков епископ Ансельм Кентерберийский (1033—1109)

 

§ принцип ритуала - предметно-преобразовательное начало, герметическая традиция:

- вся деятельность и общение были пронизаны ритуалами.

- все формы действий людей, включая коллективные, строго регламентировались.

- ритуальная основа воплощается – в алхимии, астрологии, медицине, каббале и др.

§принцип личного опыта - личный опыт выступал базисом эмпирической традиции.

- личный опыт был и точкой отсчета, и критерием истинности.

- начиная с XIII в эмпирич. Принцип развивается в систему естественно-научного познания.

- Роджер Бэкон – основатель эмпиризма. Именно ему принадлежит классическое выражение: «Знание – сила». Он предсказал, что прозрачным телам можно придать такую форму, что большое покажется малым, высокое – низким, скрытое станет видимым. В своей работе «Перспектива» он описал преломление лучей со сферической поверхностью. Роджер Бэкон отстаивал важные для развития науки принципы:

а) обратиться от авторитетов, религиозных источников и книг к исследованию природы;

б) опираться в изучении природы на данные наблюдений и эксперимента;

в) широко использовать математику в исследовании природы.

V Арабская цивилизация – базис для развития европейской науки.

важнейшую роль арабского мира в том, что бесценное наследие античного мира было усвоено и передано далее Западной Европе.

- Основная книга Птолемея "Математическое построение" была переведена на арабский язык под названием "Альмагисте" (великое), и затем вернулась в Европу как "Альмагест", став господствующим трактатом средневековой астрономии на протяжении четырнадцати веков.

- Первые переводы греческих философских и научных трудов на латинский язык были осуществлены не непосредственно с греческого, а с их арабских версии («Физика» или «Метафизика» Аристотеля) без помощи Фараби, Авиценны или Аверроэса европейцы, никогда к такому пониманию и не пришли бы.

АбуАли ибн Сына (Авиценна) (980—1037) – философ, математик, астроном, врач, «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес сегодня. На основе идей Аристотеля он создал своеобразную классификацию наук.

Ибн-Рушд.

- вершина арабоязычного аристотелизма (интерпретировал труды Аристотеля в духе материализма и пантеизма)

- разработал также «теорию двух истин» -- научно-философской и теологической, способствовала утверждению философских предпосылок естественно-научного познания.

Математические достижения – гл. достижения арабской науки.

- Арабы заимствовали из Индии и широко использовали десятичную позиционную систему счисления. в XII в. десятичная система стала известна в Евроᴨȇ.

- традиция создания новых вычислительных приемов и алгоритмов. Так, например, аль-Каши с помощью вписанных и описанных правильных многоугольников вычислил число р до 17 верных знаков.

- евроᴨȇйские ученые в XII в. Начали знакомиться с алгеброй арабским работам, где содержались систематические решения уравнений 1-й и 2-й стеᴨȇни

- Наиболее значительным достижением арабов в алгебре был «Трактат о доказательствах задач» Омара Хайяма, посвященный в основном кубическим уравнениям.

- Историческая заслуга средневековых арабских математиков состояла в том, что они начали глубокие исследования по основаниям геометрии.

Физика и астрономия

- Арабские ученые широко использовали понятие удельного веса, совершенствуя методы определения удельных весов различных металлов и минералов. Для определения веса использовался закон Архимеда, грузы взвешивались не только в воздухе, но и в воде. Полученные результаты были исключительно точны.

- Динамика развивалась на основе комментирования и осмысления сочинений Аристотеля.

- Средневековыми арабскими учеными обсуждались проблема существования пустоты и возможности движения в пустоте, характер движения в сопротивляющейся среде, механизм ᴨȇредачи движения, свободное падение тел, движение тел, брошенных под углом к горизонту.

- Вершиной в области наблюдательной астрономии стала деятельность Улугбека. Улугбек построил в Самарканде по тем временам самую большую в мире астрономическую обсерваторию, имевшую гигантский двойной квандрант и много других астрономических инструментов. В обсерватории был создан труд «Новые астрономические таблицы», который содержал изложение теоретических основ астрономии и каталог положений 1018 звезд. Результатами наблюдений в обсерватории Улугбека долгое время пользовались евроᴨȇйские ученые.

VI Базовые науки (собственно еще пред-науки)

- К концу XII - началу XIII в - застой в социально-экономическом и культурном развитии ближневосточных стран. Страны же Западной Европы, напротив, стали «Обгонять» мусульманский Восток и Византийскую имᴨȇрию.

- В ᴨȇриод позднего средневековья (XIV - XV вв.) постеᴨȇнно осуществляется ᴨȇресмотр основных представлений античной естественно-научной картины мира и складываются предпосылки для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии.

- Место развития науки:

В соответствии с разными традициями, Ср.век наука «вызревала» в двух почти не связанных друг с другом организациях:

1. Университеты. (к.12I – н. 13 в. Парижский (Франция, 1253), Оксфордский (Англия, 1117), Кембриджский (Англия, 1209), Болонский (Италия, 1088), Саламанкский (Испания, 1218), Прага (Чехия, 1348).

2 цикла:

1) тривиум (trivium--"перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика);

2) квадривиум (quadrivium--"перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия).

Только после изучения этих двух циклов предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.

логика преподавалась по Аристотелю,

риторика по Цицерону.

Основой изучения арифметики и геометрии были сочинения Пифагора и Эвклида, астрономии – Птоломея.

2. Мастерские и лаборатории.

Алхимики и художники в широком смысле (Практика создания предметов искусства толкала первых и поиск философского камня вторых на путь экспериментирования)

- таким образом формировались области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки, хотя они представляли сплав умозрительности и грубого наивного эмпиризма.

 

1. Астрономия. В эпоху средневековья она была тесно связана с астрологией. За основу мира была взята геоцентрическая концепция Птолемея, хотя многие ученые к тому времени уже были уверены в ее ошибочности. Но первым открыто с критикой выступил Николай Коперник.

2. Химия. В Средние века она называлась алхимией. Ученые-алхимики занимались поисками философского камня, дарующего мудрость, и способом создавать золото из других металлов. В процессе этих поисков было сделано огромное количество важных изобретений. К ним следует отнести: открытие способов получения сернорй, соляной, азотной кислот, «царской водки», селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ, создание химической посуды и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.