КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древнеукраинское стойбище
Що із зазначеного є прикладом культурного життя на українських землях у другій половині XVI ст.? Що з наведеного стосується історії скіфських племен? Установіть послідовність битв Національно-визвольної війни українського народу проти Речі Посполитої під проводом Б. Хмельницького. Установіть послідовність подій давньоруської історії XII—XIV ст. Установіть відповідність між назвою документа та роком його укладення. Установіть відповідність між періодом стародавньої історії України та змінами, що відбулися в цей період у житті суспільства.
Позначте відповіді:
Позначте відповіді:
А Захоплення Києва монголами. Б Створення Галицької митрополії. В Коронація Данила Романовича. Г Утворення Галицько-Волинського князівства.
Позначте відповіді:
А Зборівська Б Жовтоводська В Батозька Г Берестецька
Позначте відповіді:
1 налагодження торговельних зв’язків із грецькими містами-колоніями 2 утвердження монотеїстичної релігії 3 здійснення грабіжницьких походів проти Римської імперії 4 витіснення на Кримський півострів сарматськими племенами 5 створення загонів важкоозброєної піхоти 6 винайдення колісного транспорту 7 панування в образотворчому мистецтві «звіриного стилю»
Впишіть цифри: 1 заснування Києво-Могилянської колегії 2 створення Пересопницького Євангелія 3 заснування в Острозі слов’яно-греко-латинської академії 4 створення козацьких літописів 5 заснування Глухівської співочої школи 6 видання у Львові І. Федоровим «Апостола» та «Букваря» 7 відновлення ієрархії православної церкви
Впишіть цифри:
Сколь нелепа попытка возведения хоронима Украина, обоснования украинами древнерусского времени и тем паче первобытными названиям типа анты. Последнее по одной из версий (не менее обстоятельная, например, версия возводит имя антов к алтайским корням, обросшим значениями «клятва», «союзник», «друг», которые потенциально как-будто бы даже способны интерпретировать самоназвание словене) является частью ираноязычного или параиранского по происхождению оборота saur- ant- «черный край», «черный лес» и стоит в одном ряду с такими именами собственными как вандалы (тут также возможны и другие этимологии), галинды (все же и здесь есть варианты), зыряне, удмурты. Можно обратить внимание на концентрацию названий подобного рода в пределах лесной Европы, особенно её Восточной части, что позволяет связывать их природу с условиями низкой плотности населения и языковой непрерывности. В ситуации, когда орбита кругозора исчислялась дневными переходами пешком, верхом или веслом и в нее попадало сравнительно абсолютно малое количество соседей, среди них обязательно обнаруживались «крайние». Фактически, чем дальше в прошлое мы будем продвигаться, тем больше будем находить «украинцев» различного толка. Их могло быть такое множество, что при случае освещения в письменной традиции часть этих прозвищ-названий могла достигать уровня этнонимики на правах экзо- или даже, со временем, при «удачном» стечении обстоятельств, эндоэтнонимов. Вообще же, как показывают исследования в ономастике, экзо- или аллохтонное происхождение названий является очень продуктивным (ругии «рожь едящие», сарматы «изобилующие женами», термин обозначающий брачующиеся, обменивающиеся женщинами группы). Тут даже что-то сродни древнему архетипу поведения, состоящему в сокрытии своего подлинного имени от посторонних, от «сглаза», но на уровне общины. Кстати, ни сколько не сомневаясь в чисто прагматических мотивах поведения свеев в Константинополе и Ингельгейме, называвшихся там то ли сами, то ли кем-то (сам источник допускает такую смысловую дилемму) своим славянско-чудским прозвищем, трудно удержаться от соблазна видеть здесь влияние архаичных стереотипов. Хотя очевидно, что как правило, нарративы были просто ограничены в источниках информации и сведения о «гиперборейцах» получали порою весьма опосредованно, а потому значительная часть удаленных от географов названий на древних этнических картах не являлись самоназваниями. Ведь, например, арабы общались с русами через посредство своих славянских рабов, говорящих по-арабски. Впрочем, свеи по тем же средневековым источником давно уже плавали на Юг руслами славянских рек-рец и временем привыкнуть к славянскому окружению располагали (а лингвистические славяне уже на пороге Средневековья могли быть рассеяны на большой территории – новгородско-псковский диалект прямо продолжает один из рано обособившихся праславянских). Возвращаясь к антам, под которыми Прокопий Кесарийский и его современники совершенно определенно понимали насельников обширной пеньковской культуры (а очень может быть и насельников братской для неё колочинской – культуры плавно, без резких границ переходят одна в другую), нужно помнить, что славянская традиция совершенно глуха к этому имени (как впрочем и к римско-германской традиции обозначения славян венедами). Из чего следует вывод о сравнительно малом вкладе пеньковцев либо в генофонд восточных славян, либо в их историческую память (согласно Прокопию – одному из самых авторитетных раннеславянских «этнографов» – славяне и анты обладали каждые особым самосознанием, то есть как-будто бы являлись этнически цельными образованиями, хотя и практически видимо свободно понимавшими друг друга средствами языка). Либо о совершенной чужеродности для самосознания пеньковцев этого имени (не смотря на кажущееся «упорство» ранневизантийской литературы), по каким-то особым причинам не ставшего для них своим, несмотря на всю потенциально возможную древность этого имени в бассейне Днепра, на Левобережье хотя бы (и вообще в Восточной Европе – судя по присутствию здесь и мардов «людей», и онд мардов «дальних, крайних людей»). Тут мы вторгаемся в гадательную область по поводу взаимоотношений различных групп индоевропейцев, когда либо населявших бассейн Днепра – иранцев, балтов, славян и других. Исторические же восточные славяне восприняли, калькировали вероятно первую часть древнего хоронима, запечатленного в названии Северской земли и северян (в летописи чаще север). Им вторит южнославянские север на севере Болгарии и вместе они почти маркируют пеньковко-колочинский раннеславянский археологический ареал, таксономически наверное братскородственный пражско-дзедзицко-прасопочному. Большие административно-политические единицы измерения в Древней Руси исчислялись такими понятиями как земля, княжество, волость, область. Термин украйна не имел подобного официального статуса и его употреблениеносило более оказуальный характер, хотя порой и превращалось в местную традицию (переяславские, литовские, псковские украйны и другие) названий сопредельных, на исторически важных, сложных участках границ, редконаселенных районов. Мягко говоря, преждевременно включать территории околоградий Киева, Чернигова и Переяславля, русского «домена», Руськой земли 10 – начала 11 вв., самой густонаселенной восточнославянской области (одно Киевское княжество насчитывало свыше 70-и имен городов) в состав какой либо древнерусской украины. Настоящее обрусение всех восточных славян началось уже после катастрофы Русской земли в результате Батыева нашествия. Прибалты, например, до сих пор знают русских и белорусов как венедов, кривичей и готов – термин русские в отношении восточных соседей долгое время оставался для них неактуален. Для самой славянской этнонимики термин русские может быть несколько необычен – от русские люди «жители (граждане) Русской земли» - примерно то же что инглишмен «житель Англии». «Этническое», мы бы теперь сказали, самосознание автора Повести временных лет ещё было несколько более славянским (словенским), в его полянской разновидности, а его русское – более прежде всего письменно-конфессиональным, «культурологическим» и «гражданским». Хотя такое гражданство уже стало больше культурно-исторической традиций в связи с политическим распадом Русьской земли на три независимые города-земли Киева, Чернигова и Переяславля и нужно понимать условность такой понятийной дифференциации для того времени. Этот полисный принцип организации пространства вызвал задержку в «этническом» обрусении всех восточных славян в XI веке, поэтому домонгольская летописная традиция имеет четкое представление о ранней «этнографической» руской области в Среднем Поднепровье, хотя и несколько размытой размахом формирования в X-XI веках киевских пригородов по всей восточнославянской территории. Этнонимизация понятия рус(ь)кий в общевосточнославянских масштабах началась с 14 века в процессе рефлексии, обращенной в поиске ценностной ориентации к погибшей русской «античности», некогда объединявшей всех восточных славян. Слово русич, появившись однажды (гапакс) в произведении древнерусского поэта, жителя Среднего Поднепровья в отношении его соотечественников, погибло на страницах книг вместе с Русской землей. В это связи становится очевидной вся степень попугайничества вложенная в словоупотребления типа древнебелорусский, древнеукраинский. Там где когда-то возникнут Белоруссия и Украина, в эпоху существования в Среднем Поднепровье Древней Руси проживали горожане-гражане-граждане (все равно в самом ли городе, в пригороде ли, в дальней ли сельской округе) соответствующих городов-государств, по-древнерусски волостей. Русский Киев стал эпицентром (или главным из двух вместе с Новгородом) процесса городогенеза у восточных славян или поставил его под свой контроль, придал ему новую силу и направленность, объединив восточных славян традицией единой русской княжеской династии, а сверх того письменностью, верой. Поэтому, несмотря на естественный процесс размежевания большого конгломерата городов-полисов, разросшегося в границах сколоченной русами территории (с тремя крупнейшими в первой восточнославянской четверке), Русь оставалась живой культурной реальностью (сказывалась фундаментальность заданного Русью культурного стереотипа развития) и некоторые равновеликие по возрасту города могли противопоставлять себя обобщенным приднепровским русинам, что отчетливо прослеживается в летописях, например, для новгородцев до 14 века. Русь, её основополагающие культурные достижения уже в 12 веке воспринимались утраченным «золотым веком» для всего восточного славянства, с некоторым специфическим состоянием самосознания новгородских словен, находившихся в некоем синойкизме с киевскими русами (совместные походы-одиссеи на Царьград), «светлым воспоминанием» (вспомним обороты Святая, Светлая Русь), поэтому наряду с существованием римлян, новгородцев, киян-киевлян, черниговцев, переяславцев, галичан и прочих горожан по меньшей мере Среднее Поднепровье считалось русским. И в дальнейшем для образованных западных соседей Руси, Русских земель, в том числе в пределах Речи Посполитой все русское прочно соотносилось прежде всего с Киевом, а не скажем с Москвой, с западными областями древних русских земель, для жителей которых как может нигде среди восточных славян была злободневна (Золотая Орда не ставила себе задач ассимиляции русских) проблема сохранения своей этнической идентичности, материально воплощенной в русской письменности и русской вере. Поэтому закономерно, что лишь у русских горцев – карпатцев – самых западных русских славян сохранился в итоге в живом обиходе уникальный термин, восходящий к истокам русской словесности и употребляющийся только в единственном числе, как в «Русской Правде» – русин. Здесь же по западной границе древнерусской ойкумены со временем расположились Червонная и Черная Русь, Малая и Белая Русь. В свою очередь, источник феномена этнического украинства (от неофициального прозвания юго-восточных земель Речи Посполитой, Киевского и Брацлавского воеводств) забил из рефлексии поляков по поводу уничтожения их суверенитета и наступления на запад этакой евразийской «химеры», каковой не без основания видится Россия до сих пор, ровно полякам в веке XIX-ом. Очевидно ажиотаж вокруг первых на планете украинцев, каковыми способны оказаться даже местные неандертальцы, вызван неразрешимым противоречием между абсолютно маргинализирующим по смыслу названием (этимологически абсолютно прозрачным, лишенным ареола таинственности, не способным в принципе порвать со своим нарицательным прошлым) и довольно громадными абсолютными размерами «нации», противоречием, формирующим в общественном сознании комплексы неполноценности.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |