Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об исповеди




«Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния».

Много раз говорилось, что таинства покаяния и причастия одно к другому не сводится. Тем не менее, даже апологет непрестанного причащения преподобный Никодим Святогорец настаивает на необходимости исповедоваться перед причастием:

«Прежде чем причастится кто-либо, ему необходимо совершить должную подготовку, то есть он исповедуется духовному отцу, сокрушается, исправляется, умиляется, приобретает внимание к своей духовной жизни, предохраняется от страстных помыслов, насколько это возможно, и от всякого другого зла» (Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин), «…Таинство Тела и Крови Христовых, с достодолжным приготовлением, т. е. сокрушением, исповедью, очищением чрез епитимию и потребным пощением; во-вторых, духовно и мысленно в уме и сердце».

Тут, правда, стоит оговориться: эти тексты написаны монахом. Для монаха непрестанное сокрушение о грехе и работа над его устранением с помощью исповеди духовному отцу нормальны и естественны. Для мирянина все это тоже желательно, но в реальности слабо осуществимо.

В идеальной ситуации монах находится в постоянном общении со своим духовным отцом. Выслушивая исповедь и назначая епитимью, духовник знает, что и кому он рекомендует. Вы знаете много мирян, которые находятся в такой связи со своими духовниками? Я – нет. А игры в «откровение помыслов» никакого отношения к благочестию не имеют.

Мне кажется оправданным для мирян подход епископа Троицкого Панкратия:

«На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться… Ничего страшного, если вы, причащаясь три или четыре раза в месяц, исповедуетесь всего два раза».

С другой стороны, очень важно и правильно, что в обсуждаемом документе необходимость обязательной исповеди для мирян объясняется чисто практическими соображениями:

«многие приходящие в храмы еще недостаточно укоренены в церковной жизни, в связи с чем подчас не понимают значения Таинства Евхаристии или не осознают нравственных и канонических последствий своих греховных деяний, исповедь позволяет исповедующему священнику судить о возможности допустить кающегося к принятию Святых Христовых Таин».

Рассуждения о том, что священник становится «стражем при Таинстве», мне кажутся надуманными. Он на то и поставлен как пастырь – оценивать духовное состояние верующего.

Далеко не каждый священник будет использовать свою власть для того, чтобы отогнать мирянина от Чаши. Смею предположить, что даже не половина. А вот обозначить границы допустимого для христианина – необходимо.

Если глубоко воцерковленным людям это кажется неверным, просто присмотритесь и прислушайтесь вокруг. Вы даже среди прихожан своих родных храмов легко встретите людей, которые считают, что пьянство – это христианская если и не добродетель, то невинная забава, ссылаясь на хрестоматийное «Руси есть веселие пити».

Огромное количество вполне верующих людей считают, что не блудить совершенно невозможно, потому что воздержание вредно для здоровья. Еще большее количество людей, регулярно посещающих храм, с огромным удивлением узнают о грехе гадания.

Это совсем не значит, что всех этих людей надо отлучать от Евхаристии. Напротив, возможно, Святые Дары их просветят и укрепят в борьбе с грехом. Но исповедь перед причастием позволит им понять, что между ними и Христом стоит грех. Не короткий пост. Не недочитанное молитвенное правило. А грех. Который, возможно, они и не поняли как грех.

Напоследок хотелось бы сказать, чего, на мой взгляд, в документе не хватает. Не хватает напоминания очевидной истины (видимо, из-за очевидности она и не внесена в документ), что литургия – дело общее. Цель и кульминация этого богослужения – соединение верных в единое Тело Христово. Остальное – частности, которые постепенно и по необходимости будут проясняться и уточняться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.