Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СЛУШАНИЯ - ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Читайте также:
  1. Serjio Многомерность пространства восприятия
  2. А что показали исследования восприятия лиц у других рас?
  3. АДЕКВАТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
  4. Ассоциативность - подобие восприятия.
  5. Ассоциативные средства восприятия окружающей среды
  6. Балансировка музыки
  7. Буквальность восприятия в гипнозе
  8. Важность слушания и чтения 1 страница
  9. Важность слушания и чтения 2 страница
  10. Важность слушания и чтения 3 страница
  11. Височная доля и организация слухового восприятия
  12. Восприятия человеком себя и других в процессе общения

ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ

Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. В. Сухомлинский подчеркивал: «Если в ран­нем детстве донести до сердца красоту музыкального произве­дения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средства­ми». В нашей жизни музыка звучит повсюду - на радио, телевиде­нии, в грамзаписи, театрах и кинотеатрах. Но такие встречи детей с музыкой носят случайный характер, а для развития музыкаль­ной восприимчивости необходимо последовательное руководство процессом слушания. Для формирования эстетического восприя­тия музыки важно не только переживать, понимать ее содержание, но и различать отдельные средства музыкальной выразительности. Д.Б. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по настоящему научатся вслу­шиваться в нее и размышлять о ней.

В начале XX в. многие крупные музыканты (Б.А. Асафьев, Б.Л. Яворский, Ц. Кюи, СМ. Майкапар и другие) уделяли этому вопросу большое внимание. В.Н. Шацкая - известный педагог-му­зыкант - начала работу по развитию навыков слушания музыки еще в дореволюционное время и продолжила ее в организованной и 1919 г. первой опытной станции Наркомпроса - научно-методи­ческом центре дошкольного воспитания. Вопросами отбора музыкального материала для слушания и методикой обучения в на­чале века также занимались: Н.А. Метлов, Т.С. Бабаджан, Е.А. Димогло, В.Н. Заколпская, Е.М. Дубянская, Т.А. Вилькорейская, Л.Н. Михайлова. В своих работах они убедительно показали, что для понимания детьми музыкального образа немалое значение име­ет сочетание собственно музыкального ряда с поэтическим словом песни, программой инструментальной пьесы, с действием в игре или танце. В дальнейшем вопросы слушания - восприятия музыки - рассматривали музыканты-психологи Б.М. Теплов, К.В. Тарасова; научные работники-педагоги Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, С. Шоломович, О.П. Радынова; педагоги-практики СИ. Бекина, Е. Соковнина, Н. Френкель, Т. Ломова, Е. Дубянская и многие другие.

Для развития умения слушать и воспринимать музыку необходи­мо музыкально-сенсорное воспитание ребенка. Оно предполагает различение звуков по высоте, тембру, силе звучания, длительности.

Известно, что по сравнению с инструментальной большее влия­ние на детей оказывает вокальная музыка, так как основана на един­стве музыкального и литературного текстов, а ребенок всегда связывает звучание с какими-либо конкретными образами. Текст песен углубляет его представления об окружающем. Композиторы М. Красев, В. Герчик, М. Старокадомский, М. Филиппенко, М. Раухвергер, Е. Тиличеева, Т. Попатенко, М. Иорданский, В. Витлин, Ю. Островский и другие создали много детских песен разнообраз­ной тематики. Охотно слушают дети также выразительные народ­ные мелодии.



В работе с детьми в основном используется программная инст­рументальная музыка - т. е. снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения. Слушают дети и непрограммную музы­ку, выражающую только определенное настроение. В основном это произведения для упражнений, несюжетных игр, плясок, которые дети в дальнейшем будут исполнять, или колыбельные мелодии, танцевальные пьесы, которые дети хорошо воспринимают, но во­площать в движении не будут.

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. Му­зыкальное развитие - это результат, к которому необходимо стре­миться в процессе воспитания и обучения.

В процессе слушания музыки в единстве с музыкально-эстети­ческими осуществляются и задачи всестороннего развития ребен­ка: совершенствуется егонравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние. Му­зыка помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и созда­вать его. При систематическом слушании музыки дети начинают

различать и осознавать ее выразительные средства, жанры, ком­позицию произведений, что, естественно, углубляет эстетические чувства. Слушание музыки в значительной степени способствует развитию музыкальных способностей, а также мелодического, гар­монического, ритмического и тембрового слуха. Слушание - углуб­ляет представления детей об окружающем. В процессе необходи­мой речевой практики, которая имеет место в анализе музыкальных произведений, формируется умственная деятельность дошколь­ников. «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребен­ка», - писал выдающийся педагог В. Сухомлинский. При помощи бесед, вопросов, музыкальных загадок дети учатся замечать сход­ство между произведениями или их частями, своеобразие каждой из них; соотносить содержание произведений с окружающей жиз­нью; овладевают специальной музыкальной терминологией. При правильной организации процесса слушания музыки у детей фор­мируются произвольное внимание, волевые качества. Яркость и впечатляющая сила музыкального звучания углубляют содержа­ние поэтического текста песни. Поэтому так сильно воздействует музыка на чувство любви к родной стране, ее природе, возбуждает интерес к жизни других народов.

Таким образом, занимаясь с детьми слушанием музыки, педагог знакомит их с разнообразными по содержанию музыкальными про­изведениями, углубляет и расширяет круг их представлений, вос­питывает чувства, музыкальное восприятие и музыкальный вкус. При определении задач по слушанию музыки необходимо учи­тывать возрастные возможности детей.

Дети уже в раннем детстве различают общее настроение, харак­тер музыки, воспринимают ее эмоциональное содержание.

В младших группах у детей сравнительно слабая устойчивость внимания, быстрая его переключаемость - они лучше восприни­мают небольшие произведения, яркие по своим образам. Эмоцио­нальнее они откликаются на вокальную музыку. Выразительные интонации певческого голоса, передающего чувства, мимика лица педагога особенно захватывают детей. Для этого возраста характер­ны внешние проявления чувств при слушании - жесты удивления, радость, выражающаяся в подпрыгивании, хлопках в ладоши. Час­то после прослушивания музыки, которая им понравилась, у детей возникают воспоминания о приятном - новом платье, игрушке, о празднике. Чувства, вызываемые музыкой, быстро возникают и быстро исчезают. Хотя у детей 4-5 лет уже заметная некоторая устойчивость в музыкальных переживаниях. Вызываемые музыкой чувства носят более дифференцированный характер. Они очень живо, бурно, весело откликаются на бодрые плясовые мелодии, у них возникает большая, чем у малышей, заинтересованность в со­держании музыки. Дети часто хотят узнать, о чем рассказывает музыка. Отмечаются отдельные проявления слуховой наблюда­тельности.

У детей 5-7 лет значительно изменяются особенности музыкаль­ного восприятия в результате полученного ими опыта по слушанию музыки. Вырабатываются произвольное внимание, умение сосредо­точиваться при слушании, улавливать детали исполнения.

Дети отличаются любознательностью, начинают более осознан­но интересоваться музыкой. Появляются любимые произведения, которые они готовы слушать неоднократно. При повторном слу­шании дети замечают новые, ранее не отмеченные детали построе­ния музыкального произведения. Они способны уловить и уста­новить не только общее настроение, характер произведения, но и смену их на протяжении развития музыкальных образов. Дети называют, перечисляют отдельные, наиболее выразительные му­зыкальные средства и самостоятельно находят для этого своеоб­разные определения. Они в состоянии сопоставить отдельные явления действительности с теми впечатлениями, которые полу­чают от музыки.

Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями и целенаправленное руководство в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей.

Программа по слушанию музыки в детском саду определяется преимущественно воспитательными задачами, а не задачами обу­чения, так как сведения, получаемые детьми при слушании музы­ки, еще очень ограниченны. Основная цель этого вида деятельнос­ти - приобщить детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней.

В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по слушанию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно:

♦ знакомство детей с доступными для их восприятия современ­ными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, дифференциация их по жанрам, видам;

♦ формирование у детей музыкальной восприимчивости, спо­собности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;

♦ развитие способности запоминать музыкальные произве­дения, их содержание, характер, средства музыкальной вы­разительности; постепенное формирование представлений о музыке;

♦ воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполне­нию, что является первоначальным проявлением музыкаль­ного вкуса;

♦ формирование навыка слушания музыки;

♦ создание фонда любимых детских произведений.

В содержании программы по слушанию музыки можно выде­лить три основных направления:

1. Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоми­нание, накопление музыкальных впечатлений;

2. Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

3. Развитие способности различать характер песен, инструмен­тальных пьес, средств их выразительности; формирование музы­кального вкуса.

Знакомство с музыкальными произведениями происходит по определенной системе. Последовательно усложняется семанти­ческий музыкальный ряд - музыкальные образы в их развитии, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг явлений жизни, переданных в музыке. В памяти детей создает­ся «фонд» любимых произведений, которые они слушают неодно­кратно, узнают и различают. Постепенно развивается музыкальная память. Многие первые музыкальные впечатления человек помнит нею жизнь.

Навыки культуры слушания музыки формируются на основе воспитанных в детстве умений прислушиваться к музыке. Детей 3-4 лет приучают дослушивать песню или инструментальную пьесу до конца, а затем прослушать ее вторично, обращая внимание на определенные ее стороны. У них вырабатываются навыки устой­чивого слухового внимания. А это означает, что ребенок способен эмоциональнее и сознательнее воспринимать музыку и испытывать силу ее воздействия, что ведет к воспитанию культуры слушания музыки.

Формирование способностей дифференциации, оценки музы­кальных явлений и первоначальных знаний о них происходит при постоянном живом общении с самой музыкой. Дети в процессе слу­шания музыки получают от педагога необходимые сведения, на­правленные на то, чтобы разъяснить им содержание воспринимае­мого, чтобы побудить их к активному восприятию.

Вначале от детей не требуется кратких и точных формулировок, запоминания сложных терминов. Лишь к концу своего пребывания в детском саду ребенок начинает узнавать произведения не только в целом, но и по отдельным частям. Имея запас знакомых музы­кальных произведений, дети могут различать по характеру и незна­комые им произведения (такие, как марш, пляска, колыбельная). У них формируются первоначальные представления о содержании песен, инструментальных пьес, об их форме, средствах музыкаль­ной выразительности.

Дети старших групп получают сведения о том, что музыку со­здает народ, творят композиторы. Им объясняют, что музыкаль­ные произведения могут исполняться на различных музыкальных инструментах как солистами, так и ансамблем музыкантов, ор­кестром.

Сравнения, ассоциации, начальные обобщения возникают в условиях непосредственного восприятия музыки. Желание узнать, «о чем рассказывает музыка», заставляет детей прислушиваться к звучанию, различать некоторые музыкальные формы, выра­зительные средства. Постепенно они приучаются сопоставлять с ними характер музыки. Так бодрым, веселым, плясовым мелоди­ям чаще соответствует быстрый темп, громкое звучание, активный ритм, а грустным, спокойным - более тихое звучание, медленное движение. Дети связывают содержание литературного текста пес­ни с его музыкальным отображением, название программной ин­струментальной пьесы с характером музыки. Перед ними можно ставить задачу: сравнить после прослушивания похожие и непохо­жие музыкальные фразы, части произведения. Эти сравнения да­ются сначала на ярко контрастных сопоставлениях, а затем, посте­пенно, - на менее контрастных.

Первые проявления оценочного отношения к музыке можно на­блюдать уже у детей средней группы. Дети старшего дошкольного возраста владеют более разнообразным запасом слов, они уже оце­нивают не только музыкальные произведения, но и их исполнение.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовой режим земель запаса | Значение камней. 1 страница

Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 3490; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.