КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменения в организации
Глобализация рынков, распространение информационных технологий, отказ от иерархических структур управления делают организационное развитие (ОР) необходимой составляющей ОП. В. Френч, П. Берк, Г. Литвин предложили несколько направлений ОР. Френч дает следующее определение: «организационное развитие представляет собой долгосрочные программы по совершенствованию процессов организационного обновления и принятия решений, в частности, посредством более эффективного управления организационной культурой...». Берк дает такое определение: «Организационное развитие — это процесс плановых изменений организационной культуры, основанный на применении методик, теорий и результатов исследований наук о поведении». Единого научно-практического взгляда среди ученых на процесс развития социально-экономических систем нет. До недавнего времени отечественная наука опиралась на линейный подход к развитию, ему соответствовали такие понятия, как поступательный прогресс, планомерное наращивание производственного потенциала, стабильность экономического роста и т. д. Так в понятиях отражалось и закреплялось понимание устойчивости, линейности, непрерывности процесса развития, подчеркивался его позитивный характер. При этом скачки, кризисы, переходы, трансформации социальных систем рассматривались как следствие антагонистических противоречий. В настоящее время подход к изучению процесса развития существенно изменился. Достижения современной науки (в том числе, синергетики, теории катастроф) свидетельствуют, что неравномерность, дискретность, цикличность, преодоление критических ситуаций является всеобщей формой организации материи. Процесс развития социальных систем связан с конфликтами, скачками, кризисами, поскольку только в такой форме может осуществляться их развитие. Процесс развития характеризуется сложной взаимосвязью между явлениями устойчивости инеустойчивости. Абсолютизация каждой из них имеет негативные последствия для развития. «Устойчивость, доведенная до своего предела, прекращает любое развитие. Чересчур стабильные формы — это тупиковые формы, эволюция которых прекращается. Чрезмерная адаптация... столь же опасна для совершенствования, как и неспособность к адаптации» (Моисеев Н.Н. Алгоритм развития). В процессе смены состояний устойчивости и неустойчивости упорядоченность сменяется хаотичностью. Хаос и упорядоченность представляют собой два кратковременных, полярных состояния организации. В их противоположности заложено противоречие и, следовательно, пружина для развития. Очевидно, что к любой социальной организации применим общий принцип синергии: «В любой сложной самоорганизующейся нелинейной системе должны быть диссипативные процессы, другими словами — необходима определенная доля хаоса на микроуровне, который играет роль силы, выводящей организацию в область нового состояния». Социально-экономическая организация — это сложная система. Поэтому необходимо говорить о комплексном развитии. Под комплексным развитием понимается целенаправленное и регулируемое изменение технических, экономических, социальных и организационных параметров. Организационное развитие — организованный процесс, нарушающий динамическое развитие структуры организации и направленный на достижение нового состояния динамического равновесия, которое в измененной структуре будет сохраняться относительно устойчиво. В процессе организационного развития происходит планомерное совершенствование отдельных сторон деятельности организации и рационализация ее внутренних структур, упорядочиваются во времени и в пространстве трудовые, производственные, социальные и другие процессы. Важно отметить, что организационное развитие имеет инновационную природу. Согласно теории И. Шумпетера, особое значение имеет феномен разрушения в созидательных целях. Концепция так называемого творческого разрушения для отдельной организации означает, что в целях выживания на рынке она должна постоянно внедрять инновации при отмирании устаревающего. Поэтому организация должна находиться в процессе перманентных перемен и обладать способностью адекватно реагировать на изменения. 2. Основные положения концепции организационного развития. В соответствии с концепцией организационного развития индивиды и группы рассматриваются как жизненно важные элементы любой организации, изменение которых в силу сложности внутренних взаимодействий — весьма сложная задача. Индивиды 1.Каждый индивид стремится к личностному росту 2.Работники обладают энергией и креативными способностями, которые используются не в полной мере 3.Большинство работников стремится внести личный вклад в достижение целей организации, они высоко ценят наделение их полномочиями Группы 1.Группы и команды играют решающую роль в успехе организации 2.Группы оказывают значительное влияние на поведение индивидов 3.Исполнение сложных групповых ролей требует развития трудовых навыков Организация 1.Излишний контроль, злоупотребление политическими приемами и чрезмерная регламентация негативно влияют на результаты деятельности 2.Если конфликт направлен в нужное русло, он приобретает конструктивный характер 3.Цели организации и отдельных работников могут быть совместимы
3.Основные переменные подхода к организационному развитию (по Р. Лайкерту). Современный подход к проблемам организационного развития ориентируется на систему. Это означает, что организационное развитие должно рассматриваться как программа, определяющая взаимодействие различных частей организации и основываться на координации действий всех ее частей. Отсюда вытекает рассмотрение организационных процессов как совокупности трех типов переменных: 1.каузальных (причинных), 2.промежуточных и 3.результирующих. Особая роль принадлежит каузальным переменным, т.к. они влияют на все остальные. К каузальным переменным относятся факторы, на которые имеет возможность оказать непосредственное влияние менеджмент организации: организационная структура, контроль, политика, обучение, широкий диапазон образцов поведения руководителей, организационное развитие. Изменение каузальных переменных оказывает влияние на промежуточные переменные — установки, восприятие, мотивация, квалификация сотрудников, а также работа в командах и отношение между группами. Наконец, результирующие переменные — это цели, которые преследуют менеджеры: увеличение объема продаж, сокращение издержек, лояльность потребителей, возрастание доходов, повышение производительности и пр. 4. Модель Мак-Кинси «7S» (модель развития организации) Одной из самых известных моделей развития организации является модель Мак-Кинси «7S» (возможное написание — Мак-Кинзи).Модель Мак-Кинси — способ осмысления проблем, связанных с развитием или перестройкой организации. Название происходит от семи факторов (семи слов, начинающихся в английском языке на букву S), которые, по мнению экспертов Мак-Кинси, являются важными для развития организации: - стратегии (strategy),- стиля (style) - навыков ( skills) - общепризнанных ценностей (shared values) - персонала (staff) - структуры (structure) - систем, регламентов (systems) Обычно, когда компания собирается трансформировать свое развитие, указанные семь факторов изменяются именно в такой последовательности. На первом этапе, как правило, определяется стратегия. Следующий шаг заключается в том, чтобы определить, в чем данная организация особенно сильна, какие навыки надо развить или приобрести, для того чтобы стратегия воплотилась в жизнь. Затем следует выяснить, что требуется изменить в оставшихся пяти факторах, чтобы все перемены дали положительный результат. 5. Современные тенденции развития организации. Главным свойством современной прогрессивной организации является гибкость, постоянное приспособление к динамичной окружающей среде. Это требует постоянной высокой отдачи персонала, развития творчества, самостоятельности, демократизации управления и т.п. Отсюда вытекают современные тенденции развития организации, предполагающие повышение значимости таких свойств, как большая гибкость, приверженность ценностям, преимущественное использование команд, высокая внутренняя конкурентоспособность. Тенденции развития организации: 1. развитие интегрированных информационных систем (гибкое производство, реинжиниринг, минимум запасов, снижение размеров); 2. развитие организационных структур (дивизиональные структуры, малые группы, внутренние рынки, стратегические центры прибыли); 3. развитие систем управления качеством (бездефектная работа, активизация персонала, партнерство с поставщиками, самоконтроль); 4. развитие систем стимулирования (участие в прибылях, развитие нематериального стимулирования); 5. стабилизация состава работников (переквалификация, самостоятельность работников, улучшение профессионального состава); 5. вовлечение работников в управление (рабочие группы и комитеты, демократизация управления). 6. Позитивные результаты и ограничения организационного развития. Организационное развитие должно быть направлено на позитивные результаты в организации, как и любая сложная программа имеет свои проблемы и ограничения. Реализация программы организационного развития требует больших затрат времени, сопряжена с дополнительными издержками, некоторые затраты имеют длительный период окупаемости. Осуществление изменений может тормозиться участниками программы в соответствии с групповыми и личными интересами, которые нередко получают более высокий приоритет, нежели интересы организации в целом.
7. Стили проведения изменений в организации. Эффективная адаптивность предполагает проведение постоянных изменений, обеспечивающих устойчивое развитие организации в условиях нестабильной среды. Изменения в организации могут происходить на уровнях: индивидуальном, групповом (коллективном) и на уровне организации в целом. Причины, вызывающие изменения, можно классифицировать на внутренние и внешние. Внешние обусловлены, в частности, изменениями в законодательстве, рыночной ситуацией, внутренние — недостаточной квалификацией персонала, низкой производительностью труда, несовершенными технологиями и т.д. Организационные изменения охватывают как процессы функционирования, не нарушающие динамического равновесия (то есть процессы, развертывающиеся в рамках данной структуры), так и процессы развития, нарушающие это равновесие. Организационные изменения могут охватывать все параметры деятельности организации: продукты, технологию, оборудование, разделение труда, организационную структуру, методы управления, процессы управления, а также все поведенческие аспекты организации. Следует заметить, что они тесно связаны между собой и изменения в одном из них влекут хотя бы частичные изменения в других и окажут влияние на организацию в целом. Решающую роль в инициировании и осуществлении изменений играют руководители, т.к. они несут ответственность за разработку стратегии изменений и планирование мероприятий по их осуществлению. Поэтому очень важное значение имеет выбранный стиль проведения изменений в организации.
8. Основные принципы управления изменениями. Управление проведением изменений опирается на определенные принципы. Их общая направленность состоит в том, чтобы оказать работникам помощь в осознании организационных изменений и обеспечить позитивное участие в их проведении. Выделяют следующие стадии изменений: размораживание, процесс изменений и замораживание. «Размораживание» предполагает отказ от устаревших концепций, приемов и освоение новых. Менеджеры должны помочь работникам «расчистить» сознание и подготовить его для восприятия новых идей. «Замораживание» предполагает интеграцию новых образцов действий в реальную практику, когда они воспринимаются не только разумом, но и эмоциями, и реально встраиваются в практическую деятельность работников. Принципы управления изменениями: 1.Осуществляйте только необходимые и полезные изменения 2.Работники должны быть готовы к постоянным изменениям, овладению новыми навыками 3.Проводите эволюционные преобразования 4.Вырабатывайте адекватные приемы для противодействия каждому источнику сопротивления 5.Вовлекайте в процесс осуществления перемен всех работников, что позволит снизить сопротивление 6.Проводимые изменения должны быть выгодны работникам 7.Рассматривайте процесс изменений в организации как долгосрочный, 8.Идентифицируйте проблемы, которые не удалось устранить в процессе изменений 9. Модель управления организационными изменениями (по Л. Гейнеру). Одной из наиболее распространенных и удачно применяемых в практике является модель управления организационными изменениями Л. Гейнера. Она состоит из шести этапов: - на 1 этапе (давление и побуждение) руководство организации должно осознать необходимость изменений и быть готовым к их проведению; - на 2 (посредничество и переориентация внимания) — руководство проводит четкий анализ проблем организации, для этого часто привлекаются внешние консультанты. Здесь очень важно тесное сотрудничество руководства и консультантов; - на 3 этапе (диагностика и осознание проблемы) происходит детализация и углубление понимания стоящих перед организацией проблем. Важно эффективно использовать сотрудников организации, обеспечить высокую степень их участия в диагностике и последующем принятии решений; включается процесс делегирования; - на 4 этапе (нахождение нового решения, обязательства по его выполнению) необходимо отыскать новые, не устаревшие решения, и получить поддержку сотрудников. Это важно, поскольку всегда существует искушение применить старое решение к новым проблемам; - на 5 этапе (эксперимент выявление последствий) необходимо с помощью экспериментов выявить возможные отрицательные последствия изменений и провести соответствующую корректировку. Кроме того, эксперимент может дать определенным подразделе ниям и лицам дополнительные полномочия, а также подготовку для более эффективного проведения процесса изменений; - на 6 этапе (получение поддержки изменении) необходимо должным образом мотивировать людей, чтобы они приняли проводимые изменения. Возможные способы получить поддержку при внедрении новшеств: поощрение, вовлечение в процесс проведения изменений. 10. Виды изменений в организации. Изменения в зависимости от их глубины и характера варьируются от неизменяемого функционирования до полной перестройки организации, когда происходит ее фундаментальное изменение. Каждый вид изменения обусловлен переменами, происходящими во внешней среде, а также сильными и слабыми сторонами самой организации.
11. Противодействия при изменениях (модель К. Левина). Очевидно, что чем более глубокие и радикальные изменения проводятся, тем выше вероятность сопротивления им. В любой организации всегда имеются движущие и сдерживающие силы. Важно не только провести анализ поля сил, но и классифицировать отдельных работников организации по отношению к проводимым изменениям - являются они сторонниками или их противниками. Анализ потенциально возможных сил сопротивления позволяет выявить отдельных членов организации или группы, которые будут оказывать сопротивление изменениям, и уяснить их мотивы. Движущие силы → Равновесие ← Сдерживающие силы
13. Формы сопротивления работников изменениям. Под сопротивлением изменениям понимаются любые поступки работников, направленные на противодействие осуществлению перемен в организации, их дискредитацию. Причинами сопротивления могут быть угрозы потребностям сотрудников в безопасности, социальных взаимодействиях, статусе, самоуважении и т.д. Разные причины влекут за собой соответствующие формы проявления сопротивления. Носителями сопротивления являются сотрудники, которые боятся не изменений, они боятся быть измененными. Поэтому они стремятся помешать изменениям, чтобы не попасть в новую, не совсем понятную им структуру, в которой придется многое делать не так, как они привыкли, и заниматься не тем, чем занимались ранее.
14. Методы преодоления сопротивления организационным изменениям. Большое влияние на то, в какой мере руководству удается устранить сопротивление изменениям, оказывают методы преодоления сопротивления. Набор этих методов различен — от мягких (косвенное воздействие на сотрудников) до жестких (принуждение); использовать их следует после анализа сложившейся в данной организации ситуации, с учетом целей, задач, сроков, характера изменений, сложившегося баланса сил. Проведение изменений должно завершиться установлением статус-кво в организации. Поэтому очень важно не только устранить сопротивление изменениям, но и добиться, чтобы изменение оказалось не формально установленным, а поддержано сотрудниками организации: тогда оно станет реальностью.
15. Стресс. Нахождение личности в организации, где происходит внедрение нововведений, часто сопровождается усилением стрессовых состояний человека. Стресс — состояние индивида, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физиологические или психологические функции человека. Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышенно напряженном состоянии (например, длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснение отношений). Острый стресс — состояние личности, например, после события или явления, в результате которого теряется психологическое равновесие (непосредственно конфликт с начальником, ссора с близкими людьми). Физиологический стресс возникает при физической перегрузке организма. Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности; причиной бывает задетое самолюбие, оскорбление, работа, несоответствующая квалификации человека. Стресс может быть результатом психологической перегрузки личности, например, выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы, в результате чего возникает эмоциональный стресс — вариант психологического стресса как реакция индивида на угрозы, опасности, обиды. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума. 16. Факторы, вызывающие стресс индивида. Стрессы работников в организации вызываются целым рядом факторов. Организационные факторы определяются положением индивида в организации, например отсутствием работы в соответствии с его квалификацией; плохими взаимоотношениями с окружающими, неясными перспективами роста, наличием конкуренции на рабочих местах и т. д. Политика организации — неверный, с точки зрения индивида, выбор направления организационного воздействия на сотрудников. Физические условия труда — слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума. Ролевые конфликты — несоответствие поведения индивида ожиданиям окружающих. Коммуникации — здесь: сложные отношения с начальником, коллегами, подчиненными. Конкуренция на рабочем месте. Внеорганизационные факторы предполагают воздействие внешней среды, находящейся за пределами организации. К ним относятся: отсутствие работы или длительный ее поиск; конкуренция на рынке труда; кризисное состояния экономики страны, региона; семейные проблемы. Личностные факторы формируются под воздействием нереализованных потребностей личности, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки, состояние здоровья, семейные проблемы и т. д. Последствия стресса: Субъективные последствия — беспокойство, апатия, быстрая утомляемость, чувство вины за плохо, по мнению индивида, выполненную работу. Поведенческие последствия — алкоголизм, частые несчастные случаи, распространение искаженной информации (сплетен), неадекватная реакция на окружающих. Физиологические последствия — растущее кровяное давление, сосудистые заболевания. Организационные последствия — прогулы, текучесть кадров, неудовлетворенность деятельностью, низкая производительность труда. 17. Динамика стресса. В процессе развития стресс проходит несколько стадий, каждая из которых по-разному влияет на эффективность деятельности индивида. Стадия мобилизации — нарастание напряжения характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. В этой стадии работникам удается сделать многое и уложится в срок. Стадия дезаптации, внутренний стресс — характеризуется истощением, спадом внутренней активности индивида до фонового уровня, а иногда и ниже. Проявляется вслед за стадией мобилизации при условии, что стресс длится долго. Возникает реакция запредельного торможения, что проявляется в снижении качества исполнения работы. В поведении специалиста проявляется неорганизованность, теряется четкость передачи информации, часть информации забывается, принимаются решения, не учитывающие последствия. На этой стадии работники допускают много ошибок, качество выполнения поставленных задач резко снижается. Стадия дезорганизации — возникает при продолжении сохранения стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, ее поведение становится неадекватным ситуации, происходит потеря контроля над ситуацией. Длительный стресс, даже при сохранении внешнего состояния индивида без изменения, может привести к серьезным внутренним заболеваниям. 18. Управление индивидуальным стрессом. Управление индивидуальным стрессом — способы адаптации личности к стрессовой ситуации, приемы выхода из состояния стресса. Управление стрессом на уровне организации — программы помощи сотрудникам, разрабатываемые в организациях по преодолению последствий стрессовых нагрузок. Организация социальной поддержки — внедрение системы поддерживающих видов деятельности, взаимоотношений. Выделяют: инструментальную поддержку (поддержку задачи), информационную, оценочную и эмоциональную. Внедрение психологического консультирования — коммуникативная поддержка со стороны консультанта-психолога по поводу причин и последствий возникших стрессовых ситуаций. Проведение тренингов — проводятся тренинги релаксации, развития коммуникативной культуры, обучения навыкам сброса напряжения, культуре общения в коллективе. Реализация программы оздоровления — создание центров физической культуры, советов по поддержанию здоровья сотрудников. Внедрение методик релаксации — освоение методов релаксации, расслабления, снятия напряжения. Релаксация — спокойные, устремленные во внутренний мир индивида размышления, которые способствуют физическому и эмоциональному отдыху организма. Управление стрессом науровне личности — индивидуальные способы снятия стрессовой нагрузки. Планирование индивидуальной деятельности — навыки индивидуального планирования рабочего и личного времени с учетом индивидуальных целей и правильно расставленных приоритетов. Использование психотерапии — использование соответствующей техники расслабления, медитации, выхода из стрессовых состояний, в том числе под руководством специалистов-профессионалов. Применение поддерживающих диет — поддержание организма в работоспособном состоянии за счет подобранной диеты. Физические упражнения — подобранный соответствующим образом комплекс упражнений для снятия напряжения. Обучениеборьбе со стрессами — комплекс мер, которым можно обучить своих сотрудников для выхода из стрессового состояния. 19. Факторы и способы преодоления организационного стресса. Понятие стресс относится не только к отдельной личности, но и к организации — речь идет об организационном стрессе. Организационный стресс — ситуация, когда организация попадает в полосу затяжного кризиса и становится неэффективной по всем параметрам. В этом случае к ней практически неприменимы те управленческие воздействия, которые бывают успешными по отношению к организациям, находящимся в обычном состоянии, ибо они могут дать противоположный эффект. Так, в успешно функционирующих организациях конкуренция между подразделениями приводит к ускорению развития, а в организациях, находящихся в состоянии стресса, — к усилению взаимной подозрительности, разрушению сложившихся взаимосвязей и, в конечном итоге, отрицательно влияет на организационные процессы. Возможные модели поведения организации, находящейся в состоянии организационного стресса, определяются факторами, вызвавшими это состояние. Возможные модели поведения организации, находящейся в состоянии организационного стресса, определяются факторами, вызвавшими это состояние. Факторы, вызывающие ОС: 1.Возмущающее воздействие деловой среды; 2. Взаимосвязь внутренних и внешних факторов. Способы преодоления ОС: 1.Переход на новые рынки сбыта; 2.Поиск новых поставщиков; 3.Изменения способов конкурентной борьбы; 4.Децентрализация; 5.Смена руководства; 6. Пересмотр стратегии; 7. Введение новых систем мотивации персонала; 8.Сокращение персонала.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |