КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменения в междунар ситуации во вт пол 1980. Распад социалистического блока
Место и роль БССР на междунар арене в 1945-1990. В 1945 г. Беларусь была принята в ООН, потом в Международный союз электросвязи (МСЭ), в 1948 г. - во Всемирную метеорологическую организацию (ВМО) и Всемирную организацию охраны здоровья (ВООР). Однако в 1949 г. БССР вместе с СССР и УССР, странами Восточной Европы вышла из ВООР в соответствии с необоснованным решением советского правительства и продолжала до начала 50-х гг. участвовать только в 3 из 11 специализированных учреждений ООН. В 1948 г. все советские делегации воздержались при голосовании по Всееобщей декларации прав человека. Возможности участия БССР в междунар. дея-сти Сов. Союза расширялись благодаря отказу советского руководства во второй половине 50-х гг. от тезиса о неизбежности войн с капиталистическими странами, от политики жесткой изолированности от остального мира, провозглашению принципа мирного сосуществования государств с противоположными общественными системами. Вместе с тем до начала «перестройки» продолжалась «холодная война» между социалистическими и капиталистическими странами. В 1954 г. БССР вступила в Международную организацию труда (МОТ) и Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); в 1957 г. - в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1958 г. начало работать представительство БССР в Нью-Йорке. Если в конце Б. была участницей междунар. соглашений среди которых договоры о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, о принципах деятельности гос-в по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну, о нераспр. ядерного оружия.
Таким образом, став одной из стран-основательниц ООН, БССР осуществляла внешнеполит. дея-сть в основном через ее структуры.
На рубеже 70-80 гг СССР оказался в сложном соц.-эк. и полит. положении. Причины - некомпетентности высшего полит. и гос-ного руководства. Тяжелым бременем лежла на плечах трудящихся непомерная милитаризация нар. хоз-ва. Положив в основу общественного прогресса прежде всего эк. фактор и поставив человека в положение лишь средства для достижения своих целей, Советское гос-во все более отставало от передовых стран мира в научно-технолог. плане, в повышени производительности труда.. В результате общество оказалось скованным жесткими предрассудками, которые затрудняли его динамическое развитие, реализауцию возможностей к саморазвитию и обновлению. Все это привело к дискредитации сов. строя в целом. Во вт половине 80 стали резко снижаться темпы эк. развития. Курс на ускорение соц.-эк. развития страны на практике не воплощался. В связи с этим в 89-91 были приняты законы о кооперации, об индивидуальной трудовой дея-ти, арендных отношениях, о собственности, предприятиях, земле и другие нормативные акты, призванные радикально перестроить эк. отношения, открыть путь к формированию новых форм собственности.Был взят курс на формирование рыночных отношений в эк. Все перестроечные преобразования, затрагивавшие интересы различных слоев общесива, проходили довольно болезненно. Расчеты на быстрое вхождение страны в рынок не оправдались. В переходный период ослабла испольнительная власть, снизилась дисциплина и пошатнулся порядок, обострились межнациональные отношения. СССР как единое гос-во стал разваливаться. Эк. и полит. кризис продолжал углубляться. В этих условиях в августе 91 в Москве было принято решение о введении в стране чрезвычайного положения. Однако эти действия были легко нейтрализованы сторонниками нового курса. В связи с этими событиями деятельность КПСС во всех странах была приостановлена. В связи с августовскими событиями изменилась полит. расстановка сил в стране и Горбачев стал играть демонстративную роль. Большинство республик отказались от подписания уже подготовленного нового Союзного Договора. На повестке дня стал вопрос о самом существовании СССР.
58.Попытки эк и полит модернизации СССР и БССР в годы “перестройки” (вт пол1980). Перехлд к рынку. Супярэчнасць жыцця у сярэдзiне 80-ых гадоу асаблiва востра праявiлася у эканомiцы.Адзiная сiстэма уласнасцi,цэнтралiзаванае кiраунiцтва,улада партнаменклатуры прывялi да поунага адмаулення уласцiвых эканомiцы законау яе развiцця. Палітыка перабудовы, яе сутнасць і вынікі. У сярэдзіне 80-х гг. Савецкі Саюз апынуўся ў складаным становішчы. Запавольваліся тэмпы сац.-эк. развіцця, не заўсёды дасягненні навукі і тэхнікі ўкараняліся ў вытворчасць, нізкай была якасць многіх відаў прадукцыі, не хапала высака-якасных тавараў на рынку, па некаторых паказчыках прыпыніўся рост жыццёвага ўзроўню народа. Патрабавалася рэфармаванне палітыка-эканамічнай сістэмы, якая ў аснове сваёй сфарміравалася ў СССР у 20-30-я гг. У другой палове 80-х гг. быў удакладнены палітычны курс і вызначана палітыка перабудовы, абнаўлення ўсіх сфер жыцця савецкага грамадства. Ініцыятарам гэтай палітыкі з'яўляўся генеральны сакратар ЦК КПСС М. С. Гарбачоў. У ходзе ажыццяўлення палітыкі перабудовы значна пашырылася самастойнасць прадпрыемстваў і аб'яднанняў у выніку іх пераходу на поўны гаспадарчы разлік і самафінансаванне. Павысілася роля працоўных калектываў. Развівалася самакіраванне. Укараняліся прагрэсіўныя формы арганізацыі працы -арэндныя калектывы, гаспадарчыя разліковыя брыгады. Дэмакратычнай станавілася выбарчая сістэма, развіваліся галоснасць і плюралізм думкі, фарміравалася шматпартыйная сістэма. Болын магчымасцей стала для ажыццяўлення дэмакратычных правоў і свабод грамадзян, для творчай дзейнасці. Аднак жыццё паказала, што ў КПСС - КПБ адсутнічала канкрэтная, навукова абгрунтаваная праграма абнаўлення савецкага грамадства. Не былі дакладна вызначаны канчатковыя вынікі, на дасягненне якіх накіроўваліся намаганні партыі і народа. У грамадстве з'явіліся капіталістычныя тэндэнцыі, узбагачэнне любымі сродкамі, некампетэнтнасць і безадказ-насць. Гублялася кіраўніцтва краінай. Бачачы гэтыя негатыўныя з'явы, частка народа стала абвінавачваць КПСС-КПБ, усіх тых, па чыёй ініцыятыве пачалася перабудова. Сацыялістчныя ідэалы ў вачах мільёнаў абясцэньваліся, аўтарытэт КПСС - КПБ катастрафічна падаў.
Палітычны крызіс працягваўся. С 1990 г., когда в СССР был провозглашен переход к рыночной экономике, началась трансформация эк. системы Б. Направления перехода к рынку: 1. Меры по стабилизации экономики. 2. Разгосударствление, приватизация, собственности на средства производства; развитие предпринимательства и конкуренции. 3. Создание системы гос-ого регулирования эк. 4. Создание рыночной инфраструктуры и механизма ее действия. 5. Соц. защита населения в условиях рыночной экономики. 6. Преодоление последствий чернобыльской катастрофы в условиях перехода к рынку.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |