Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кино Беларуси второй половины XX в. Общая характеристика




Кинопроизводство в Беларуси началось в 1924 г., когда было организовано Государственное управление по делам кинематографии и фотографии (Белгоскино). В 1928 г. в Ленинграде создана студия художественных фильмов «Советская Беларусь», с 1939 г. она работает в Минске. В 1946 году студия получила своё современное название — «Беларусьфильм».

После войны большей частью выпускались документальные фильмы и киножурналы. Первой большой творческой удачей послевоенного периода стал художественный фильм о герое минувшей войны «Константин Заслонов» (В. Корш-Саблин и А. Файнциммер, 1949 год).

Другие крупные работы также были посвящены народному подвигу в Великой Отечественной войне: «Третья ракета» Р.Н.Викторов, «Через кладбище» (1965 год) и «Я родом из детства» (1967 год, оба — В. Турова), «Альпийская баллада» (Борис Степанов (1927-1992), 1966 год) и др.

В 1962 основан Союз кинематографистов Белоруссии. С начала 1960-х годов значительное внимание уделяется как историческим фильмам: «Красные листья» (В. Корш-Саблин), «Москва — Генуя» (А. В. Спешнев при участии В. Корш-Саблина и П. Н. Арманда), «Я, Франциск Скорина...» (Борис Степанов, 1970 год) и др., так и фильмам для детей и юношества: «Анютина дорога» (Голуб, 1968 год), «Мы с Вулканом» (В. Перов, 1969 год), «Город мастеров» (В. Бычков, 1965 год), «Иван Макарович» (И. Добролюбов, 1968 год).

В 1970-е годы в «Белорусьфильм» приходят новые режиссёры со свежими взглядами на кинематограф. Появляются фильмы хоть и заключённые в предписанные идеологические рамки, но творчески исполненные на высоком уровне: «Вся королевская рать» (Н. Ардашников и А. Гуткович, 1971 год, политический памфлет «Вашингтонский корреспондент» (Ю. Дубровин, 1972 год), экранизация произведений Джека Лондона «Время-не-ждёт» (В. Четвериков, 1975 год) и В. Короткевича «Дикая охота короля Стаха» (В. Рубинчик, 1979 год).

В Белорусском кино этого периода чрезвычайно ярко выделяются фильмы для детей и юношества: экранизация произведений А, Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица» (Н. Калинин, 1973 и 1974 годы), «Последнее лето детства» (В. Рубинчик, 1974 год); мюзиклы по сюжетам сказок «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» (Л. Нечаев, 1975 и 1977 годы); «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (группа режиссёров, 1979 год).

В 1976 году к 50-ти летию выхода фильма «Лесная быль» создан и открыт Музей истории белорусского кино.

В 1980-е годы для национального кино были отмечены успехом многосерийной телевизионной эпопеи «Государственная граница» (6 фильмов Борис Степанов и 2 фильма Г. Иванов), дилогией «Полесские хроники» «Люди на болоте» и «Дыхание грозы» (В. Туров, 1981 год), авторским фильмом Элема


Климова «Иди и смотри» (режиссёр и картина получили все главные призы Московского кинофестиваля 1985 года).

Основные художественные успехи национального кино связаны с экранизацией литературы - отечественной и зарубежной. Особенно большое значение имеют белорусские фильмы о Великой Отечественной войне. Белорусское детское кино в его художественных вершинах - яркий феномен, в отдельных фильмах по достигнутому уровню его можно считать классикой мирового детского кино.

Значительный вклад белорусской кинорежиссуры в детское кино. Режиссер Лев Голуб (1904-1994) приобрел большую популярность благодаря приключенческим фильмам («Дети Партизана», 1954; «Миколка-паровоз», 1956; «Девочка ищет отца, 1959; «Полонез Агинского», 1971).

Владимир Бычков (1929-2004): «Внимание! В городе волшебник!», 1963; «Город мастеров», 1965; «Житие и вознесение Юрася Братчика», 1966.

Леонид Нечаев (род. в 1939) - мастер киномюзиклов для детей («Приключения Буратино», 1975; «Про Красной Шапочке. Продолжение старой сказки», 1977; «Проданный смех», 1981; «Сказка о Звёздном Мальчике», 1983). Во второй половине 1960-х годов, когда на экраны выходит серия фильмов молодого поколения режиссеров белорусской «новой волны» (так называемых «шестидесятников», выпускников Всесоюзного гос. института кинематографии). Они дебютировали на «Беларусьфильме» преимущественно в картинах военной тематики (Виктор Туров, Борис Степанов, В. Четвериков, Игорь Добролюбов, Валерий Рубинчик). Военная тематика обретает у них иное художественное измерение.

Картины молодых были сняты в новой стилистике, которая формировалась под воздействием общих позитивных перемен в советском кино на рубеже 1950-— 1960-х годов. Именно эмоциональная память авторов становится своеобразным эстетическим камертоном в фильмах «Через кладбище» (1964) и «Я родом из детства» (1966) В. Турова, «Иван Макарович» (1968) Игоря Добролюбова.

Война здесь уже не рассматривается как череда патриотических акций и безусловных побед. «Линия фронта» пролегает в душах героев, пронзая их частные судьбы «обстрелом» Истории.

Виктор Туров (1936-1996) стал признанным лидером молодых кинематографистов, которые в лирико-настальгической манере рассказали о личных переживаниях. Фильм «Через кладбище» (1964 г.) решением ЮНЕСКО внесён в число 100 лучших картин о Вт. Мировой войне.

Особенность режиссерского почерка Турова - соединение драматизма и лиризма. «Я родом из детства» (1967 год) - эталон авторского режиссерского кино для целой генерации бел. киномастеров.

Особенность фильмов Турова в соединении судеб молодых героев с судьбой страны, верой подростков в силу своих родовых корней, в народную почву, которая даёт человеку силы. Туров развил эту тему в эпичном кинопроизведении «Полесская хроника» (1981 - 1984) по произведениям И. Мележа. Турова по


справедливости считают самым ярким белорусским режиссером, который создал на экране лирический образ людей и природы Беларуси.

Отдельный пласт достижений в белорусском игровом кино связан с экранизациями крупных литературных произведений И. Мележа, В, Короткевича, В. Адамчика. Экранная трилогия В. Турова «Полесская хроника» (1982-1985) представляет собой адаптацию классических романов И. Мележа «Люди на болоте», «Дыхание грозы», «Метели, декабрь».

В. Короткевич (первым был экранизирован роман «Христос приземлился в Городне»). Фильм режиссера В. Бычкова «Житие и вознесение Юрася Братчика» появился в 1967 г. Однако на экран он не вышел и был отправлен «на полку», где пролежал 20 лет.

Самой спорной и одновременно наиболее удачной экранной интерпретацией прозы В. Короткевича считается фильм Валерия Рубинчика «Дикая охота короля Стаха» (1979).

В 1982 г. появился фильм «Чужая вотчина» режиссера В. Рыбарева (одноименный роман В. Адамчика).

Есть в белорусском кино и опыт создания фильмов, тяготеющих к тенденции «кино расчета». Режиссер М. Пташук снял ленты «Наш бронепоезд» (1988), «Кооператив "Политбюро"» (1992), которые довольно органично вписываются в эту общую тенденцию восточно-европейского кинопроцесса 1950-1980-х годов. С начала 1990-х годов белорусское игровое кино вошло в полосу затяжного кризиса. Характерным явлением становится переход ведущих операторов к режиссерской постановочной деятельности: Ю. Марухин («Мать Урагана»), Д. Зайцев («Хам», «Цветы провинции»), Ю. Елхов («Аномалия», «Анастасия Слуцкая»). Хотя внешне фильмы отличаются тематическим и жанровым разнообразием, но все отчетливее становится тенденция эстетической девальвации лент. Мозаичность, калейдоскопичность кинопроцесса 1990-х годов во многом обусловлена коммерческим давлением.

В целом 1990-е годы обнажают характерную символику перехода. Представительство «новой волны» 1960-х годов в белорусском кино закончилось. Так, И. Добролюбов, сняв фильм с характерным названием «Эпилог» (1994), фактически прекратил заниматься режиссурой.

В 1994 г. В. Туров выпустил курс молодых режиссеров, впервые подготовленных в стенах Белорусской академии искусств. Время ухода мастеров (Ю. Марухин, Б. Степанов, В. Туров, А. Карпов, М. Пташук) совпало с профессиональным взрослением их учеников. И. Волох, Р. Грицкова, А. Кудиненко, О. Марченкова, М. Субботин, Е. Трофименко и др. с равным уменьем способны создавать как игровые, так и документальные картины.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.