Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий к Трудовому кодексу РФ 66 страница




Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10 апреля 2008 г. N 19-РЗ "О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы" устанавливает такой же размер квоты рабочих мест, определяя ее именно для приема на работу несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (в т.ч. детей-сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей) (Официальная Кабардино-Балкария. 2008. N 16).

Закон Республики Мордовия от 7 февраля 2005 г. N 9-З "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите", определяя размер квоты для приема на работу иных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, указывает, что конкретный размер квоты устанавливается органами местного самоуправления ежегодно с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда соответствующей территории на срок не менее календарного года. Органы местного самоуправления утверждают перечень организаций, которым устанавливается квота. Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест органы государственной власти и органы местного самоуправления (Ведомости ГС РМ. 2005. N 11(63). Ст. 372).

Трудоустройство лиц моложе 18 лет в счет квоты производится работодателем по направлению органов службы занятости. Работодатель в соответствии с установленной квотой создает или выделяет определенное количество рабочих мест, предусмотрев в случае необходимости специальное оборудование.

Введение квоты для несовершеннолетних свидетельствует, что работодатель не вправе принять на это рабочее место взрослого работника.

Если к работодателю одновременно обращаются несовершеннолетний с направлением от органа службы занятости и несовершеннолетний без такого направления, то работодатель вправе заключить трудовой договор с любым из них.

В случае отказа в приеме на работу несовершеннолетнего, направленного органом службы занятости, работодатель делает в направлении отметку о дне явки и причине отказа и возвращает направление. Отказ в приеме на работу можно обжаловать в суд (ч. 6 ст. 64, ч. 3 ст. 391 ТК).

В соответствии со сложившейся судебной практикой суд, признав отказ незаконным, выносит решение, обязывающее работодателя заключить с истцом трудовой договор. Такой договор должен быть заключен со дня обращения к работодателю по поводу приема на работу. Если в результате отказа в заключении трудового договора работник имел вынужденный прогул, его оплата производится применительно к правилам, установленным для оплаты времени вынужденного прогула незаконно уволенного работника.

3. Обеспечению рационального трудоустройства несовершеннолетних способствует гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг, включающий, в частности, оказание индивидуальной психолого-профориентационной помощи работающей молодежи в первые 3 года трудовой деятельности, гражданам, имеющим статус безработного (п. 9.1 Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утв. Постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1 // Бюллетень Минтруда России. 1996. N 11).

4. Граждане, достигшие возраста 16 лет, на основании ст. 3 Закона о занятости могут быть признаны безработными. В целях обеспечения трудоустройства граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности, служба занятости наравне с подходящей работой вправе предложить профессиональную подготовку. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды.

В приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку среди безработных граждан предоставлено право выпускникам общеобразовательных учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и при этом не имеющим профессии (специальности).

5. Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этой категории граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Пособие по безработице в первом и во втором (6-месячном) периодах выплаты начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице. Проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (ст. ст. 30, 31, 34 Закона о занятости).

Минимальный размер пособия по безработице на 2009 г. установлен в размере 850 руб., максимальный размер установлен в размере 4900 руб. (Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 915 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год" // СЗ РФ. 2008. N 50. Ст. 5944).

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (ст. 30 Закона о занятости).

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории (п. 5 ст. 9 Закона о поддержке детей-сирот).

6. Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 руб. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ (п. 8 ст. 6 Закона о поддержке детей-сирот; см. Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 659 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" // СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4675).

Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ (п. 8 ст. 6 Закона о поддержке детей-сирот).

Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья (п. 1 ст. 9 Закона о поддержке детей-сирот). Постановлением Минтруда России от 10 февраля 1998 г. N 5 утвержден Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (БНА РФ. 1998. N 12).

7. Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях (п. 6 ст. 9 Закона о поддержке детей-сирот).

8. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения (п. 6 ст. 19 Закона об образовании).

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении (п. 7 ст. 19 Закона об образовании).

9. Положения о содействии занятости молодежи содержатся в некоторых законах о занятости субъектов РФ. Так, Законом г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 "О занятости населения в городе Москве" (Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. N 57) предусмотрено содействие временному трудоустройству: 1) обучающихся и студентов образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в свободное от учебы время и в период каникул; 2) несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, не являющихся учащимися; 3) обучающихся и студентов последних курсов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 17 до 23 лет. Порядок организации временного трудоустройства молодежи в городе Москве устанавливается правительством Москвы.

10. Гарантии по трудоустройству лиц моложе 18 лет закрепляются и в заключаемых соглашениях. Так, предусматривается квотирование рабочих мест для лиц, окончивших общеобразовательные и специальные учебные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, не менее 1% от штатного расписания организации (см. Отраслевое тарифное соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, Отраслевое тарифное соглашение по организациям геодезии и картографии Российской Федерации на 2007 - 2009 годы, Отраслевое тарифное соглашение по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности Российской Федерации на 2007 - 2009 годы).

 

Глава 43. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА

РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЧЛЕНОВ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Статья 273. Общие положения

 

Комментарий к статье 273

 

1. В соответствии с гражданским законодательством субъектами гражданского права могут быть юридические лица и граждане.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 ГК).

Руководители организаций и являются теми лицами, которые по договору исполняют функции органа юридического лица, реализуют от его имени гражданские права и обязанности.

В настоящее время в различных организациях руководители называются по-разному, в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица, терминологии учредительных документов и др. Так, Гражданский кодекс оперирует категориями: орган юридического лица (ст. 53 ГК) и единоличный исполнительный орган (ст. ст. 91 и 103 ГК).

Закон о потребительской кооперации вводит понятие председателя правления потребительского общества (ст. 16). К числу органов управления сельскохозяйственным кооперативом Закон о сельскохозяйственной кооперации относит председателя кооператива (ст. 19).

В соответствии со ст. 69 Закона об акционерных обществах руководство текущей деятельностью общества осуществляется "единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором)" или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией).

Статья 40 Закона об ООО устанавливает, что единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.

Управление деятельностью народного предприятия может осуществлять генеральный директор народного предприятия (ст. 13 Закона о народных предприятиях). В соответствии со ст. 21 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях единоличным исполнительным органом унитарного предприятия является руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор).

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организации (ст. 30 Закона о некоммерческих организациях).

В системе высшего профессионального образования общее руководство деятельностью высшего учебного заведения осуществляется ректором (ст. 12 Закона о профессиональном образовании).

Для того чтобы упорядочить складывающуюся практику и закрепить правовое положение лица, осуществляющего функции органа юридического лица, Трудовой кодекс ввел единый термин "руководитель организации".

Согласно Трудовому кодексу руководитель определяется как физическое лицо, которое в соответствии с ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

2. Исходя из приведенного определения можно сделать вывод о том, что ТК закрепляет два основных критерия, характеризующие правовое положение руководителя организации.

Во-первых, он определяет, что руководитель организации является работником, состоящим в трудовых отношениях, выполняющим в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию.

Во-вторых, законодатель характеризует и трудовую функцию руководителя организации. В соответствии с ТК она включает в себя реализацию компетенции юридического лица в гражданском обороте. То есть при исполнении своих трудовых обязанностей руководитель организации осуществляет деятельность, которая регулируется нормами не только трудового, но и гражданского права.

Специфическое правовое положение руководителя организации позволило законодателю установить особенности в правовом регулировании труда данной категории работников.

Трудовой кодекс определяет, что положения комментируемой главы распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности.

Данная норма означает, что с позиций трудового законодательства не имеет правового значения, какой организацией руководит работник: акционерным обществом, унитарным предприятием или сельскохозяйственным кооперативом. С ним должен быть заключен трудовой договор, на него распространяется действие общих гарантийных норм трудового права и норм комментируемой главы ТК.

Особенности правового положения руководителя организации, вытекающие из особенностей той или иной организационно-правовой формы юридического лица, должны закрепляться не в Трудовом кодексе, а в специальных федеральных законах, регулирующих деятельность того или иного вида юридического лица, в уставах и иных локальных нормативных актах организации.

3. На практике нередко возникает вопрос, распространяются ли положения комментируемой главы на индивидуальных предпринимателей, заключивших трудовой договор с управляющим или директором. Полагаем, что ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.

Осуществление предпринимательской деятельности гражданами через уполномоченных ими лиц невозможно и противоречит требованиям не только трудового, но и гражданского законодательства. Мы отдаем себе отчет, что в реальной жизни, конечно, возможны ситуации, когда работодатель - физическое лицо заключает трудовой договор с работником, поручая ему исполнение трудовой функции управляющего (руководителя или директора), который будет фактически выполнять функции работодателя от имени этого работодателя - физического лица. Однако статус такого работника сразу же вызывает вопросы. Может ли он выполнять такие функции? В соответствии с комментируемой главой регламентируется труд руководителя организации как юридического лица, осуществляющего ту или иную деятельность. Законодатель не предполагал, что индивидуальный предприниматель или лицо, занимающееся профессиональной деятельностью, наймет себе руководителя, который подменит его в трудовых отношениях с работниками. Данная ситуация невозможна именно с позиции гражданского законодательства, в соответствии с которым гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК).

При этом в соответствии со ст. 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Индивидуальный предприниматель выступает в гражданском обороте от своего собственного имени, самостоятельно и отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 24 ГК).

Как указывают исследователи, правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности юридических лиц - коммерческих организаций. Он может иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Деятельность предпринимателя может основываться на наемном труде, что вытекает из ст. 2 ГК. Однако он не вправе создавать предприятия, оставаясь собственником переданного им имущества, т.к. после введения в действие ГК коммерческие организации могут создаваться исключительно "в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них в главе 4 ГК".

Иными словами, ситуация, когда индивидуальный предприниматель купил предприятие как имущественный комплекс и нанял управляющего и значительное число работников, невозможна и исключает реализацию данных прав именно индивидуальным предпринимателем.

4. Трудовой кодекс прямо определяет случаи, когда действие комментируемой главы не распространяется на отношения, возникающие между руководителем и управляемой им организацией. Трудовой кодекс не регулирует данные отношения, если:

руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;

управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Как видим, в обоих случаях не может идти речь о заключении трудового договора. Так, в том случае, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, он не может сам с собой заключить трудовой договор, поскольку иных участников (членов, учредителей) у организации просто нет. Однако, как только такое лицо решит передать свои директорские полномочия наемному менеджеру, возникнет необходимость заключения соответствующего договора.

Если же управление организацией осуществляется по договору с другим юридическим лицом (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим), то в этом случае речь идет о заключении гражданско-правового договора между двумя субъектами гражданского права, один из которых (управляющая организация, индивидуальный предприниматель) должен обладать лицензией на осуществление данного вида деятельности. Трудовое законодательство не может регулировать возникающие отношения.

5. Комментируемая статья в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ расширила перечень законодательных и нормативных актов, которыми регулируются отношения между руководителем и управляемой им организаций. В первоначальной редакции это были законы и учредительные документы организации, теперь это ТК, другие федеральные законы; иные нормативные правовые акты Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; учредительные документы юридического лица (организации) и локальные нормативные акты. Представляется, что, внося данные изменения, законодатель предполагал усилить роль и значение Трудового кодекса в регулировании отношений между руководителем и управляемой им организацией, показать его ведущую роль по отношению к иным федеральным законам и нормативным правовым актам. Повышены роль и значение законов и иных нормативных актов субъектов РФ, которые на своей территории создают унитарные предприятия и определяют правила, по которым осуществляется взаимодействие между такими предприятиями и их руководителями. С той же целью названы органы местного самоуправления. Однако разделение актов, принимаемых на уровне организации, на учредительные документы и локальные нормативные акты представляется излишним, т.к. устав организации является одним из основополагающих локальных нормативных актов организации, регулирует вопросы ее создания, деятельности, функционирования и взаимодействия ее органов, порядка совершения сделок и т.д., закрепляет индивидуальные особенности юридического лица.

 

Статья 274. Правовые основы регулирования труда руководителя организации

 

Комментарий к статье 274

 

1. Права и обязанности руководителя могут быть условно разделены на две группы. Первую составляют права и обязанности руководителя как наемного работника. Вторую - права руководителя как органа юридического лица. И те и другие права и обязанности непосредственно связаны между собой и составляют единый правовой статус руководителя организации.

2. Права и обязанности руководителя организации как органа юридического лица закрепляются гражданским законодательством: ГК, федеральными законами, регламентирующими особенности юридических лиц различных организационно-правовых форм. К таким законам относятся: Закон об акционерных обществах, Закон об ООО, Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Закон о народных предприятиях, Закон об общественных объединениях, Закон о некоммерческих организациях, Закон о сельскохозяйственной кооперации и др.

Помимо федеральных законов права руководителя как органа юридического лица закрепляются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами иных государственных органов.

На уровне субъекта РФ и органов местного самоуправления права руководителя как органа юридического лица регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Особое место среди актов, определяющих права и обязанности руководителя организации, его правовой статус, занимают уставы, учредительные документы организаций, локальные нормативные акты.

В уставах организаций, как правило, закрепляются конкретные органы, правомочные определять условия трудовых договоров, заключаемых с руководителями организаций, права и обязанности руководителей, порядок заключения с ними трудовых договоров и проч.

Локальными нормативными актами чаще всего определяются квалификационные требования к руководителям, разграничивается компетенция руководителя и иных органов управления, предусматриваются ограничения, налагаемые работодателем при совершении тех или иных действий (например, необходимость одобрения крупных сделок), а также порядок работы руководителя организации по совместительству и проч.

Для руководителей корпоративных организаций существенное значение имеют положения Кодекса корпоративного поведения, закрепляющего правовое положение единоличного исполнительного органа общества в системе других органов управления обществом.

3. Права и обязанности руководителя как работника закреплены в ТК, нормы которого распространяются на всех руководителей, находящихся в трудовых отношениях с управляемыми ими организациями, с изъятиями, установленными комментируемой главой.

В наиболее общем виде права и обязанности руководителя как работника определены ст. 21 (см. коммент. к ней).

Закрепленные ст. 21 ТК права и обязанности могут быть полностью перенесены в трудовой договор, заключаемый с руководителем, однако в тех случаях, когда это не сделано, руководитель приобретает эти права и обязанности в силу самого факта существования трудового договора. Иными словами, заключение трудового договора автоматически влечет действие соответствующих норм законодательства.

4. Трудовой договор, заключаемый с руководителем организации, также определяет его права и обязанности.

Как правило, в трудовых договорах с руководителем организации закрепляется, что руководитель является единоличным исполнительным органом предприятия, действует на основе единоначалия, самостоятельно решает все вопросы деятельности организации, за исключением вопросов, отнесенных законодательством РФ или учредительными документами к ведению иных органов, организует работу, действует без доверенности от имени организации, представляет ее интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами, распоряжается имуществом организации в порядке и пределах, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами, заключает договоры, в т.ч. трудовые, выдает доверенности, совершает иные юридические действия, открывает в банках расчетные и другие счета, утверждает штатное расписание, применяет к работникам организации меры дисциплинарного взыскания и поощрения в соответствии с законодательством РФ, делегирует свои права заместителям, распределяет между ними обязанности, в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для всех работников организации, утверждает положения о представительствах и филиалах, уставы дочерних организаций.

Кроме того, трудовой договор определяет в соответствии с законодательством РФ состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну организации, а также порядок ее защиты.

В обязанности руководителю вменяется передача дел вновь назначенному руководителю при прекращении трудовых правоотношений.

5. В соответствии с примерным трудовым договором с руководителем федерального государственного унитарного предприятия, утв. Приказом Минэкономразвития России от 2 марта 2005 г. N 49, руководитель является единоличным исполнительным органом предприятия, действует на основе единоначалия.

Руководитель организует выполнение решений собственника имущества предприятия.

Руководитель самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия, за исключением вопросов, отнесенных законодательством РФ к ведению иных органов.

Руководитель:

организует работу предприятия;

действует без доверенности от имени предприятия, представляет его интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами;

распоряжается имуществом предприятия в порядке и пределах, установленных законодательством РФ;

совершает сделки от имени предприятия в порядке, установленном законодательством РФ;

выдает доверенности, в т.ч. руководителям филиалов и представительств предприятия, совершает иные юридические действия;

открывает в банках расчетные и другие счета;

утверждает структуру и штаты предприятия, осуществляет прием на работу работников предприятия, заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с ними;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.