Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало речи




Важным элементом композиции выступления является начало речи. Без преувеличения можно сказать, что от него зависит ход дальнейшего публичного выступления; оно сразу определяет и характер оратора, и соответствующее отношение слушателей к оратору. Многие неопытные, начинающие ораторы не придают должного значения вступительной части, полагая, что главное в речи основная содержательная часть и в этом их первая изначальная ораторская ошибка.

Начало речи в ораторском искусстве­ - это своеобразный камертон, настраивающий аудиторию на восприятие основной части речи. Как правило, уже по первым фразам оратора, можно более или менее точно определить каков он. Это общеизвестно среди профессиональных ораторов и лекторов. Поэтому нельзя невнимательно относиться к тому, как и с чего, начинать публичное выступление. Главная задача оратора установление контакта с аудиторией, привлечение внимания.

Чаще всего речь начинается с этикетных формул: с обращения, приветствия, представления, изъявления радости (Например: Дорогие друзья…, Уважаемые коллеги…, Я рад вас приветствовать…, Я рад счастливой возможности выступать пред вами). Видный судебный деятель А.Ф Кони полагал: «чтобы выступление имело успех, следует завоевать и держать внимание». Первый, самый ответственный момент в речи – привлечь слушателей, «зацепить внимание».

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания относящегося к теме выступления. Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы к аудитории.

В некоторых видах речи начало и вступление выступают как отдельные элементы композиции выступления. Так, вступление как отдельный элемент композиции выступления используется в академическом и судебном красноречии. Основная функция вступления здесь заключается в поддержании контакта с аудиторией, удержании внимания, воздействии на чувства и эмоциональную сферу, а также в подготовке слушателей к дальнейшему восприятию речи. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. В остальных видах речи вступление и начало речи составляют единое целое – вступительную часть ораторской речи.

Что же, все-таки, необходимо, чтобы вступительная часть стала соответствующим камертоном настраивающим аудиторию на выступление? Как показывает практика психологических наблюдений, для этого необходимо чтобы вступление соответствовало: содержанию, особенностям слушателей и характеру оратора. Оратор должен иметь соответствующий психологический настрой, и уметь правильно выражать эмоциональные моменты. Эмоциональная окрашенность и вдохновение постепенно будут передаваться слушателям. Но этот момент происходит только тогда, когда вступительная часть захватывает интерес слушателей. Как отмечал А.Ф.Кони, первые слова оратора должны быть чрезвычайно просты, доступны, интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Учет особенностей слушателей, по крайней мере, должен включать два основных момента: кто слушатели и каковы объективные факторы их эмоционального настроя.

Первые фразы, которые произносит оратор для привлечения внимания и установления контакта с аудиторией зазывают зачином («зацепляющий крючок»). Выделяют следующие разновидности зачина: зачин-сопереживание, парадоксальное начало, неожиданный вопрос, интригующее описание, интересный или необычно поданный факт, оригинальная цитата, ссылка на газетный материал или книгу, комплимент собравшимся, использование предмета или наглядного пособия, обращение к непосредственным интересам слушателей.

А.Ф. Кони приводит пример, как можно было бы начать лекцию о законе всемирного тяготения:

«В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в «пивной кружке». Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. После этого можно приступать к изложению сущности закона всемирного тяготения. Роль этой «пивной кружки» - только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? Надо читать, готовиться, взять биографию Ньютона. (с. 274 Введенская, Павлова 2007.).

Следует отметить, что каждая тема требует своего особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности, что определяет выбор способов и приемов установления контакта и привлечения внимания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.