Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод ассоциаций (вербальный)




МЕТОД АССОЦИАЦИЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ)

Метод фокальных объектов. (В.Н.Соколов, М.И.Меерович.)

Вербальный метод ассоциаций, плюс метод преобразований (адаптация, аналогия).

 

Этот метод чаще всего применяется, когда объекту надо придать новые качества. Суть метода заключается в переносе признаков случайно выбранных слов (предметов) на создающийся или совершенствующийся объект, который находится в фокусе переноса.

Метод реализуется в такой последовательности:

- выбор случайных слов (предметов);

- описание существенных признаков случайных слов (предметов), выделение их возможных свойств;

- генерирование идей решения темы проектирования (в виде рисунков) путем присоединения к фокальному объекту (тема клаузуры) описанных признаков случайных объектов или синтез полученных присоединений между собой, а потом генерирование идей;

- развитие понравившихся идей;

- отбор идей для окончательного варианта.

 

 

  Матрица листа: 1 – случайное слово и его характерные свойства и признаки; 2 – присоединение к фокальному объекту признаков случайного слова и генерирование идей в виде рисунков; 3 – развитие удачных идей, синтез; 4 – окончательный вариант(фасад, план, аксонометрия).
       
   
       
   

 

29. МЕТОД «СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНТУИЦИИ» (А.Б.Ван Ганди)

Матричный метод, плюс метод ассоциаций вербальный, плюс метод преобразований (сочетание, модификация).

Прием основан на том, что сначала генерируется название идеи, а потом раскрывается ее содержание. Процедура метода заключается в формировании двух групп слов, связанных по смысловому значению с решаемой проблемой. Одна группа представлена глаголами, прилагательными, деепричастиями, а вторая – существительными. С помощью комбинирования слов из разных групп находят варианты названия идеи, затем фиксируют графически возникающие мысли.

 

 

            Матрица листа: 1 – две независимые группы слов и связи между ними; 3-6 - возможные варианты решения объекта проектирования, полученные на основе выбранных пар слов; 7-12 – комбинирование и сочетание идей между собой; 13 – окончательное решение (план, фасад, аксонометрия).
           
 

Активизация мыслительных творческих процессов основана на смысловых оттенках понятий слов или фраз, задаваемых преподавателем или самим учащимся в начала поиска идей или по ходу разработки (как комбинаторный метод). Базой для метода служат смысловые связи (ассоциации), а затем найденные значения и понятия полученных слов, которые являются основой для всей совокупности дальнейших творческих действий.

Данный метод может быть основан на следующих действиях:

1. выделение каких-либо формообразующих признаков значения слова (фразы) и перенос этих качеств на объект проектирования;

2. установление ассоциативного перехода между несвязанными словами, каждое из которых несет определенное понятие, расширяющее границы поиска и создание образа на этом смысловом материале путем переноса смысловых значений полученных фраз на объект проектирования;

3. создание фразы из не сочетаемых между собой слов и на основе этого – ассоциативно-образной трактовки задания.

 

К вариантам этого метода можно отнести:

1. Метод фокальных объектов. (В.Н.Соколов, М.И.Меерович.)

Вербальный метод ассоциаций, плюс метод преобразований (адаптация, аналогия).

Этот метод чаще всего применяется, когда объекту надо придать новые качества. Суть метода заключается в переносе признаков случайно выбранных слов (предметов) на создающийся или совершенствующийся объект, который находится в фокусе переноса.

Метод реализуется в такой последовательности:

- выбор случайных слов (предметов);

- описание существенных признаков случайных слов (предметов), выделение их возможных свойств;

- генерирование идей решения темы проектирования (в виде рисунков) путем присоединения к фокальному объекту (тема клаузуры) описанных признаков случайных объектов или синтез полученных присоединений между собой, а потом генерирование идей;

- развитие понравившихся идей;

- отбор идей для окончательного варианта.

2. Метод свободных ассоциаций. (А.Б. Ван Ганди, метод ассоциаций вербальный, плюс метод преобразований – модификация).

Ассоциирование начинается со слова, которое или отражает суть решаемой задачи (первое пришедшее на ум), или является темой клаузуры. Далее составляется цепочка ассоциативных слов, которые в процессе записи не анализируются. Достаточно 15-20 слов.

После этого проводится отбор 5-6 слов, способных сразу подсказать по аналогии или ассоциативно первые идеи или формы объекта. Первоначальные идеи зарисовываются. Они служат основой для дальнейшего более детального поиска (модифицирования, комбинирования) окончательной идеи.

3. Метод цепочек ассоциаций. (А.Б. Ван Ганди, метод ассоциаций вербальный, плюс матричный метод, плюс метод преобразований – модификация).

Этот прием сочетает в себе структурированность матричного метода и метод свободных ассоциаций. Сначала составляется перечень возможных основных компонентов темы (форма, функция, материал, использование). Для каждого выстраивается цепочка соответственных ассоциаций. Анализ этих цепочек позволяет выявить слова, которые могут оказаться полезными при поиске формы и других компонентов решения. Далее выполняется матрица, по вертикали и горизонтали которой записываются выбранные слова. Они являются основой для поиска идеи, удовлетворяющей заданию. На пересечении строки и столбца зарисовывается полученный образ. Количество полученных в матрице образов будет зависеть от удачного сочетания слов и продуктивности воображения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.