КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Единство характера формы
Оптические коррективы Создавая композицию, необходимо учитывать оптические иллюзии и возможные зрительные искажения формы, внося в связи с этим соответствующие поправки в работу. Известно, что белый квадрат кажется больше одинакового с ним по размерам черного. Если один квадрат будет находиться в окружении квадратов большей величины, а второй (точно такой же) в окружении квадратов меньшей величины, то последний будет казаться больше первого. Фигура или форма вырастает на фоне аналогичных мелких форм и, наоборот, уменьшается на фоне аналогичных крупных фигур. Наличие промежуточных, нюансных форм в убывающем или возрастающем ритмическом ряду смягчает контраст между элементами крайнего ряда. Разница в величине крайних форм становится не такой заметной. Вертикальная линия, поставленная как перпендикуляр на равную ей горизонтальную, кажется меньше горизонтальной. Встречные углы удлиняют отрезок прямой линии, а расходящиеся укорачивают. Светлый предмет на темном фоне кажется еще светлее, но, будучи помещенным на светлом фоне, он может показаться более темным, нежели он есть на самом деле, в соответствии с законом контраста ощущений. Учитывая характер оптических иллюзий, художники-шрифтовики вносят различные поправки в начертания букв. Так, при выполнении рубленого шрифта горизонтальные соединительные штрихи делаются чуть тоньше вертикальных, иначе они покажутся толще. В шрифте антиква при определении середины букв по вертикали намечается, как правило, оптическая середина (как ее видит человеческий глаз) чуть выше геометрической середины. При размещении букв в строке крайние буквы рекомендуется поставить несколько плотнее, чтобы они не отскакивали от строки, а придавали ей законченность. Знакомство с оптическими иллюзиями помогает правильно использовать их в своих композиционных построениях. Если, например, необходимо выделить, зрительно укрупнить какой-то важный элемент композиции, нужно расчленить находящуюся рядом крупную форму или же вместо крупной формы разместить по соседству более мелкие элементы. Учитывая специфические особенности формы объекта, необходимо предугадать перспективные искажения и внести необходимые коррективы. Единство характера формы - важное свойство композиции, которым обязательно обладают изделия высокого эстетического уровня. Во многих изданиях его не выделяют как самостоятельное, а включают универсально трактуемое понятие стиля. Зачастую говорится о разностильности или стилевом несоответствии одной части другой, в то время как в действительности речь идет о разнохарактерности элементов формы. В пределах одного стиля форма изделия может оказаться настолько разнохарактерной, что композиционная целостность ее будет полностью нарушена. Форма станет эклектичной, но не по стилю, а по характеру: одни детали имеют свои остро индивидуальные черты, в то время как другие словно взяты напрокат от другой машины или прибора. При этом каждый из элементов в отдельности может быть даже по-своему красив, но вместе они не представляют единого ансамбля. В одних случаях не учитываются особенности материала, и тогда дерево начинает обретать чуждые ему «пластмассовые» формы. Еще чаще пластмассе придают черты сугубо деревянных (строганых) профилей. В самом деле, попробуйте, скажем, бамперы, ручки дверей, фары и подфарники, оформление приборной панели легкового автомобиля одной модели поставить на другую машину - вы тут же заметите несоответствие — в одних случаях явное, в других более скрытое и все же неприятное. Характер формы проявляется даже в нюансных оттенках, в тонкостях отделки, в цветовой гамме, в соотношениях материалов. Формы промышленных изделий в зависимости от остроты проявления в них характера формы можно разделить на нейтральные и острохарактерные. В практике художественного конструирования обычно приходится решать вопрос — какой по характеру должна быть форма изделия. Дизайнеров неодолимо влечет острохарактерная форма, и это объяснимо — ведь она более эффектна и говорит как будто о богатстве фантазии проектанта. Однако острохарактерная форма может оказаться неуместной для многих изделий и условий их эксплуатации. Прежде чем решить, какой путь следует избрать, необходимо учесть ряд объективных факторов. Каков моральный срок службы изделия? Каковы тенденции развития формы изделий данной группы? В какой среде изделие будет функционировать, какова его роль в ансамбле других изделий? Наконец, важен и характер потребления вещи человеком — как часто ему приходится общаться с ней. Все это и должно определить подход к характеру формы будущего изделия. Если речь идет о предмете, который предназначен служить лишь элементом среди многих других, то форма его должна быть по возможности более нейтральной, спокойной. Но если какой-то предмет необходимо выделить среди прочих, сделать акцентом композиции, то обострение характера его формы до нужной степени вполне оправдано. Но характер формы избирается не совсем произвольно — в какой-то мере он, конечно, обусловлен конструкцией, технологией производства вещи, свойствами ее материалов. В сфере техники множество изделий, у которых рассматриваемое свойство композиции проявляется чрезвычайно тонко. Например, дизайнером обыгрывается не вообще прямоугольный или скульптурно мягкий и обтекаемый характер, но в пределах каждого из этих качественно разных признаков действуют нюансные различия, смешение которых нежелательно. Что же касается изделий, функция и конструкция которых дают значительно большую свободу в поиске характера формы, например многих изделий культурно-бытового назначения, то там разнообразие должно определяться прежде всего разумной для нашего общества широтой ассортимента. Более того, иногда различный характер формы полезно придавать однотипным изделиям разных предприятий. Конечно, разный характер формы может и не касаться общих комплектующих стандартных элементов, но зато многое, что формирует внешний вид изделия и не относится к особенностям его эксплуатации, может иметь разное, ярко индивидуальное выражение и в пластике формы, и в цвете, и в материалах отделки, наконец, в оформлении тех внешних элементов, которые изготовляет данное предприятие. Ведь покупатель начинает выбирать ту вещь, которая ему больше нравится по своей отделке, по внешнему виду. Покупатель сам выступает в активной роли своего рода эксперта по оценке формы. Характер формы как зависит от технологии, так во многом и определяет ее. Поэтому поиск характера формы при художественно-конструкторских разработках серийных изделий становится по-настоящему эффективным лишь при учете возможностей конкретного производства. Характер формы может особенно остро выявляться даже в таких тонкостях и особенностях технологического процесса, как решение мест литьевых разъемов, различных стыков при лекальных формообразующих сложных поверхностей, конструкционных сопряжений корпускных элементов из листовой стали и т.п. Казалось бы, все это чисто технологические особенности, которыми порою можно пренебречь или подчинить процессу формообразования. На деле даже нюансы конкретной технологии, выявление ее особенностей как бы исподволь формируют характер формы, что и нужно учитывать в процессе работы над изделием. Что же касается взаимосвязи между характером формы и стилем, то в пределах любого стиля и в любую эпоху предметная среда, всегда была разнообразной по характеру форм в зависимости от многих условий, диктовавших форму вещи, и от того, какую цель ставил перед собой ее создатель.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |