Изучая изобразительное искусство на протяжении семи лет, вы познакомились с триединством пространственных искусств: изобразительных, декоративных и конструктивных. В этом классе, наше внимание будет сосредоточено исключительно на конструктивных искусствах, к которым относятся: архитектура и дизайн. Они составляют очень важную сторону нашей жизни – это среда, в которой мы живем. Каждый из нас хочет хорошо выглядеть, модно одеваться и жить в удобном и красивом доме. Основу любой вещи или здания составляет какая-то конструкция, соединение объемных форм, выполненных из разных материалов. Почему надо знать основы дизайна и архитектуры, если мы живем в мире готовых вещей и зданий? Потому что изучение грамоты конструктивных искусств – это способ развития художественного вкуса. Художественное конструирование или дизайн как искусство сложился в эпоху расцвета машинного производства вещей (конец XIX – начало XX вв.). Основной сферой работы дизайнера является создание вещи серийного, массового производства, сделанной промышленным способом.
(Приложение 1. Слайды 1, 2) В течение нескольких уроков мы с вами будем изучать искусство композиции как основу дизайна и архитектуры. 1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции 2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие 3. Движение и статика 4. Прямые линии и организация пространства 5. Цвет – элемент композиционного пространства (Приложение 1. Слайд 3) Что такое композиция? Главное в композиции – создание художественного образа. Картины,написанные в разные эпохи и в разных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. Давайте дадим определение понятию Композиция.
Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.
Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства, то можем увидеть, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.д. (Приложение 1. Слайд 4) – Какие формы образуют данные изображения? Ответы детей: треугольник, круг. (Приложение 1. Слайд 5) Композиционные схемы помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды».Это – одна из наиболее ясно читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста, везде контрасты и противопоставления, в картине две диагонали, светлые пятна кафтана воина и головы лошади создают ощущения глубины пространства. Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали, а введение пик с флажками создало ритмическое разнообразие и сделало композицию живой. (Приложение 1. Слайд 6) Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства. Каждый вид искусства наряду с общими закономерностями композиции имеет свою специфику. В композиции важно все – масса предметов, их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи светотени, цвет, формат, размер произведения и т.д. (Приложение 1. Слайд 7) Мы начнем изучение закономерностей композиции с расположения простейших элементов (линий и пятен) на плоскости. Если изображения – прямоугольники, пятна, линии – расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность. Достижения гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть КОМПОЗИЦИИ. (Приложение 1. Слайд 8) Мы имеем пустое пространство. Чтобы получился диалог между чем-то и чем-то, необходимо что-то, что стало бы спорить с этой пустотой. Этим что-то может быть любое изображение. (Приложение 1. Слайд 9) Рассмотрим три примера:
1. На этом изображении черный прямоугольник явно мал, так как остается много белого. 2. На этом изображении наоборот, слишком много черного 3. На третьем изображении найдено композиционное равновесие масс черного и белого.
Что нужно сделать в первых двух примерах, чтобы получить равновесие масс черного и белого? Ответы детей: В первом случае – добавить черного цвета, а во втором – убрать лишний черный цвет. (Приложение 1. Слайды 10, 11)
Задание 1.
Путем подбора размера черного прямоугольника создать на белом листе гармоничную композицию. Для выполнения данного задания вам необходимо включить компьютер и выбрать удобную для вас программу. Далее работаете в соответствии с инструкцией.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление