КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Оценка по конечным результатам производства
Чср Где: Утд - уровень трудовой дисциплины за отчетный период, %; Нтд - число случаев нарушения трудовой дисциплины, зафиксированных в приказах кадровой службы (замечания, выговоры), ед.; Нид - число случаев нарушения исполнительской дисциплины, зафиксированных в приказах и распоряжениях руководства организации, ед. (к ним относятся случаи срыва сроков подготовки планов, отчетов, балансов, мероприятий в целом по организации); Чср - общая (среднесписочная) численность сотрудников организации за отчетный период, чел.
5. Текучесть персонала Текучесть персонала является важным социальным показателем, характеризующим отношение числа уволенных работников к обшей численности персонала за отчетный период, и определяется по формуле Чу Тп = ----- х 100 Чср где Тп - текучесть персонала (рабочих кадров) за отчетный период, %; Чу - число уволенных из организации по собственному желанию и за нарушение статей Трудового кодекса РФ. Из этого числа исключаются уволенные по уважительным причинам (призыв в армию, переезд на новое место жительства). Чср - общая (среднесписочная) численность сотрудников организации за отчетный период, чел. Границы показателя текучести (уровни текучести): Тп ≤ 5% - низкий (очень хороший) уровень текучести; 0≤ Тп ≤ 5% - достаточно низкий (хороший) уровень (характерен для стабильного коллектива с хорошим климатом); 10 < Тп ≤ 20% - нормальный уровень (характерен для инновационной агрессивной на рынке организации); 20 < Тп ≤ 30% - средний (предельно допустимый) уровень (в такой организации возрастают расходы по подбору и адаптации персонала и снижается производительность труда); 30 < Тп ≤ 40% - высокий уровень (приводит к снижению качества продукции и производительности труда, климат в коллективе неудовлетворительный);
40 <Тм ≤ 50% - тревожный уровень (очень высокая текучесть кадров дестабилизирует производство и значительно снижает конкурентоспособность организации); Тп > 50% - кризисный уровень (систематическая работа с персоналом не ведется, обстановка в коллективе плохая, назревает кризис). 6. Потери рабочего времени Потери рабочего времени свидетельствуют о сокращении нормативного фонда времени организации по различным причинам и негативно влияют на конечные результаты производства (выручка, прибыль, производительность). Потери рабочего времени рассчитываются как сумма потерь времени из-за болезни работников, целодневных и вынужденных простоев, административных отпусков и других причин по формуле Тбол + Тцвп + Таод Тпот = --------------------------- Чср
Где Тпот - общие потери рабочего времени на одного работника организации за отчетный период, чел.-дн./чел.; Тбол - потери рабочего времени по причинам болезни, определенные кадровой службой на основе листов по нетрудоспособности, чел.-дн.; Тцвп - потери времени из-за целодневных и вынужденных простоев организации, зафиксированные в табелях рабочего времени, чел.-дн.; Таод - потери рабочего времени из-за административных отпусков, прогулов работников и других причин, чел.-дн. Фиксируется отделом персонала на основании заявлений и служебных записок.
7. Социально-психологический климат
Социально-психологический климат также является одним из важнейших показателей социальной эффективности труда. Он определяется на основе конкретных социологических исследований специалистов и, к сожалению, не является плановым и отчетным показателем работы организации. Предлагают следующие рекомендации. Во-первых, обратиться за помощью к специалистам социологических и психологических организаций, таких, как Всесоюзный центр по изучению общественного мнения (ВЦИОМ), Институт социологии РАН, Институт психологии РАН, Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН и др., для проведения комплексного исследования климата в коллективе. Вы получите наиболее обоснованные результаты.
Во-вторых, провести изучение общественного мнения коллектива с помощью анкеты «Качество трудовой жизни». Объем выборки должен быть не менее 2/3 от общей численности коллектива. Вы получите оценку степени удовлетворения мотивации и потребностей вашего персонала, что дает в целом общую характеристику климата в коллективе. В-третьих, заполнить тест «Климат в коллективе» и получить вашу субъективную оценку климата (данные будут репрезентативными при выборке 2/3 численности коллектива).
8. Надежность работы персонала
Надежность работы персонала - один из важных качественных показателей социальной эффективности. Он характеризует работу без срывов и брака, слаженную работу всех подразделений, своевременное и качественное принятие управленческих решений. На основе экспериментальных исследований B.C. Кулибанов предложил методологию расчета надежности управления и формулу расчета интегрального показателя: Формула расчета интегрального показателя надежности работы персонала µ -k t R(t) = е
Где: R - надежность управления, доли; t - время на выработку решения; е - основание натурального логарифма; k - величина, характеризующая класс сложности задач. Принимает на практике значения от 0 до 10; µ - постоянная величина времени, характеризующая количественную оценку недостатков рассматриваемой системы.
На практике надежность работы подразделений может быть оценена экспертным методом на заседании правления (совета) организации каждым его членом по 5-балльной шкале. Обработав результаты, вы получите оценку надежности работы подразделения.
9. Равномерность загрузки персонала Равномерность загрузки персонала - также важный показатель эффективной трудовой деятельности, разработанный А.П. Егоршиным в 1980-х гг. Коэффициент равномерности загрузки характеризует соотношение потерь рабочего времени и перегрузок работников в общей трудоемкости и определяется по формуле
пот пер (Т + Т) Кp = 1- ------------------- общ Т
Где: Кp - коэффициент равномерности загрузки персонала, доли; Тпот - потери рабочего времени персонала, чел.-ч. Определяются совокупностью методов (хронометраж, фотография рабочего дня, экспертные оценки руководителей); Тпер - перегрузки работников, т.е. работа за пределами 8-часового рабочего дня, чел.-ч. Определяются аналогичными методами фотохронометражных наблюдений и экспертных оценок; Тобщ - общая трудоемкость персонала, чел.-ч. Определяется как произведение численности работников на фонд рабочего времени (2080 чел.-час). общ Т = 2080 Чср.
Сторонники данного подхода считают, что персонал организации является совокупным общественным работником, непосредственно воздействующим на производство, поэтому конечные результаты производства должны служить критериальными показателями эффективности трудовой деятельности. В качестве таких показателей принимаются численные значения конечных результатов работы организации за конкретный период (год, квартал, месяц): - объем товарной продукции; - объем реализованной продукции (выручка); - прибыль организации (балансовая, валовая, чистая); - затраты на 1 руб. продукции (себестоимость); - уровень рентабельности (отношение прибыли к себестоимости); - доход организации (валовой, чистый); - качество продукции (процент продукции, сданной с первого предъявления) и др.
Рассмотрим методы расчета основных показателей конечных результатов деятельности на примере производственной организации.
1. Выручка от реализации продукции, работ и услуг Выручка от реализации продукции, работ и услуг - главный объемный показатель в рыночной экономике. В зависимости от разных отраслей экономики и методов бухгалтерского учета у показателя выручки есть несколько идентичных показателей.
Объем продаж продукции Объем товарной продукции Объем реализованной продукции
ВЫРУЧКА = Объем строительно-монтажных работ Реализованная продукция Объем товарооборота Объем грузоперевозок Объем реализованных услуг
В современной экономике выручка определяется как сумма денежных средств, полученных от реализации на рынке по сложившимся ценам продукции, товаров и услуг. В системе планирования и учета выручка рассчитывается по формуле
В = М + А + 3 + О + Н + П,
Где В - выручка от реализации продукции, товаров и услуг, руб.; М - стоимость материалов, сырья, полуфабрикатов, энергии, руб.; А - амортизационные отчисления, руб.; 3 - заработная плата (основная, дополнительная, вознаграждения), руб. О - обязательные отчисления от заработной платы (единый социальный налог плюс налог на доходы физических лиц), руб.; Н - накладные расходы (арендная плата, почтово-телеграфные, командировочные и др.), руб.; П - прибыль, руб.
2. Валовой доход Валовой доход определяется как разница между выручкой и суммой материальных затрат и амортизационных отчислений. Многие руководители часто отождествляют этот показатель как с выручкой, так и с прибылью, что абсолютно не верно. Доход - это вновь созданная добавленная стоимость в отчетном периоде. Доход рассчитывается по формуле:
Д= В - (М + 3) = 3 + О + Н + П, где Д - доход (валовой, общий, реализованный), полученный от продажи товаров, работ и услуг, руб. 3. Затраты
Затраты (себестоимость) - один из главных экономических показателей предприятия, показывающий, во что ему обходится производство продукции, товаров и услуг в рыночной экономике. Различают полные затраты, которые равны выручке (3 = В), и прямые затраты, которые равны себестоимости (3п = С). Также нужно помнить, что термин «издержки» идентичен затратам и себестоимости (без углубления в «тайны бухгалтерского учета»). 4. Прибыль
Прибыль - важнейший показатель организации в рыночной экономике, итог финансово-хозяйственной деятельности за определенный период. Различают прибыль плановую, балансовую, налогооблагаемую и чистую, остающуюся в распоряжении организации. Прибыль, являющаяся важнейшим компонентом годового планирования организации, рассчитывается как разница между выручкой и себестоимостью по формуле
П = В - С или П = Ц - С, Где П - прибыль от реализации продукции, работ и услуг, руб.; С - себестоимость (прямые затраты) реализации продукции, работ и услуг, руб.; Ц - рыночная цена (стоимость) реализации продукции, работ и услуг, руб. Первая и вторая формулы могут применяться как на этапе учета, так и на этапе планирования прибыли.
5. Качество продукции
Качество продукции (работ, труда, услуг) в рыночной экономике является наряду с ценой одним из важнейших конкурентных преимуществ организации. Качество продукции рассчитывается как отношение качественной продукции определенной категории к общему объему выпущенной (товарной, реализованной) продукции по формулам К1 = (Ок/ Ов) 100 или К2 = 1 - (Ок/ Ов), где К1, К2 - качество продукции, работ, услуг соответственно в процентах или долях; Ок - объем реализации качественной продукции, нат. ед.; Ов - объем выпущенной продукции, работ, услуг, нат. ед.
Метод расчета качества продукции как отношение бракованной продукции к общему объему выпуска: В хозяйственной практике применяется также метод расчета качества продукции как отношение бракованной продукции к общему объему выпуска: Кбр = (Об / Ов) 100 где Кбр - процент брака, %; Об - объем отбракованной ОТК продукции и полученных рекламаций от потребителей, нат. ед.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |