Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Оценка по конечным результатам производства




Чср

Где:

Утд - уровень трудовой дисциплины за отчетный период, %;

Нтд - число случаев нарушения трудовой дисциплины, зафиксированных в приказах кадровой службы (замечания, выговоры), ед.;

Нид - число случаев нарушения исполнительской дисциплины, зафиксированных в приказах и распоряжениях руководства организации, ед. (к ним относятся случаи срыва сроков подготовки планов, отчетов, балансов, мероприятий в целом по организации);

Чср - общая (среднесписочная) численность сотрудников организации за отчетный период, чел.

 

5. Текучесть персонала

Текучесть персонала является важным социальным показателем, характеризующим отношение числа уволенных работников к обшей численности персонала за отчетный период, и определяется по формуле

Чу

Тп = ----- х 100

Чср

где

Тп - текучесть персонала (рабочих кадров) за отчетный период, %;

Чу - число уволенных из организации по собственному желанию и за нарушение статей Трудового кодекса РФ. Из этого числа исключаются уволенные по уважительным причинам (призыв в армию, переезд на новое место жительства).

Чср - общая (среднесписочная) численность сотрудников организации за отчетный период, чел.

Границы показателя текучести (уровни текучести):

Тп ≤ 5% - низкий (очень хороший) уровень текучести;

0≤ Тп ≤ 5% - достаточно низкий (хороший) уровень (характерен для стабильного коллектива с хорошим климатом);

10 < Тп ≤ 20% - нормальный уровень (характерен для инновационной агрессивной на рынке организации);

20 < Тп ≤ 30% - средний (предельно допустимый) уровень (в такой организации возрастают расходы по подбору и адаптации персонала и снижается производительность труда);

30 < Тп ≤ 40% - высокий уровень (приводит к снижению качества продукции и производительности труда, климат в коллективе неудовлетворительный);

40 <Тм ≤ 50% - тревожный уровень (очень высокая текучесть кадров дестабилизирует производство и значительно снижает конкурентоспособность организации);

Тп > 50% - кризисный уровень (систематическая работа с персоналом не ведется, обстановка в коллективе плохая, назревает кризис).

6. Потери рабочего времени

Потери рабочего времени свидетельствуют о сокращении нормативного фонда времени организации по различным причинам и негативно влияют на конечные результаты производства (выручка, прибыль, производительность). Потери рабочего времени рассчитываются как сумма потерь времени из-за болезни работников, целодневных и вынужденных простоев, административных отпусков и других причин по формуле

Тбол + Тцвп + Таод

Тпот = ---------------------------

Чср

 

Где

Тпот - общие потери рабочего времени на одного работника организации за отчетный период, чел.-дн./чел.;

Тбол - потери рабочего времени по причинам болезни, определенные кадровой службой на основе листов по нетрудоспособности, чел.-дн.;

Тцвп - потери времени из-за целодневных и вынужденных простоев организации, зафиксированные в табелях рабочего времени, чел.-дн.;

Таод - потери рабочего времени из-за административных отпусков, прогулов работников и других причин, чел.-дн. Фиксируется отделом персонала на основании заявлений и служебных записок.

 

7. Социально-психологический климат

 

Социально-психологический климат также является одним из важнейших показателей социальной эффективности труда. Он определяется на основе конкретных социологических исследований специалистов и, к сожалению, не является плановым и отчетным показателем работы организации.

Предлагают следующие рекомендации.

Во-первых, обратиться за помощью к специалистам социологических и психологических организаций, таких, как Всесоюзный центр по изучению общественного мнения (ВЦИОМ), Институт социологии РАН, Институт психологии РАН, Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН и др., для проведения комплексного исследования климата в коллективе. Вы получите наиболее обоснованные результаты.

Во-вторых, провести изучение общественного мнения коллектива с помощью анкеты «Качество трудовой жизни». Объем выборки должен быть не менее 2/3 от общей численности коллектива. Вы получите оценку степени удовлетворения мотивации и потребностей вашего персонала, что дает в целом общую характеристику климата в коллективе.

В-третьих, заполнить тест «Климат в коллективе» и получить вашу субъективную оценку климата (данные будут репрезентативными при выборке 2/3 численности коллектива).

 

8. Надежность работы персонала

 

Надежность работы персонала - один из важных качественных показателей социальной эффективности. Он характеризует работу без срывов и брака, слаженную работу всех подразделений, своевременное и качественное принятие управленческих решений.

На основе экспериментальных исследований B.C. Кулибанов предложил методологию расчета надежности управления и формулу расчета интегрального показателя:

Формула расчета интегрального показателя надежности работы персонала µ

-k t

R(t) = е

 

Где:

R - надежность управления, доли;

t - время на выработку решения;

е - основание натурального логарифма;

k - величина, характеризующая класс сложности задач. Принимает на практике значения от 0 до 10;

µ - постоянная величина времени, характеризующая количественную оценку недостатков рассматриваемой системы.

 

На практике надежность работы подразделений может быть оценена экспертным методом на заседании правления (совета) организации каждым его членом по 5-балльной шкале. Обработав результаты, вы получите оценку надежности работы подразделения.

 

9. Равномерность загрузки персонала

Равномерность загрузки персонала - также важный показатель эффективной трудовой деятельности, разработанный А.П. Егоршиным в 1980-х гг.

Коэффициент равномерности загрузки характеризует соотношение потерь рабочего времени и перегрузок работников в общей трудоемкости и определяется по формуле

пот пер

(Т + Т)

Кp = 1- -------------------

общ

Т

 

Где:

Кp - коэффициент равномерности загрузки персонала, доли;

Тпот - потери рабочего времени персонала, чел.-ч. Определяются совокупностью методов (хронометраж, фотография рабочего дня, экспертные оценки руководителей);

Тпер - перегрузки работников, т.е. работа за пределами 8-часового рабочего дня, чел.-ч. Определяются аналогичными методами фотохронометражных наблюдений и экспертных оценок;

Тобщ - общая трудоемкость персонала, чел.-ч. Определяется как произведение численности работников на фонд рабочего времени (2080 чел.-час).

общ

Т = 2080 Чср.

 


 

Сторонники данного подхода считают, что персонал организации является совокупным общественным работником, непосредственно воздействующим на производство, поэтому конечные результаты производства должны служить критериальными показателями эффективности трудовой деятельности.

В качестве таких показателей принимаются численные значения конечных результатов работы организации за конкретный период (год, квартал, месяц):

- объем товарной продукции;

- объем реализованной продукции (выручка);

- прибыль организации (балансовая, валовая, чистая);

- затраты на 1 руб. продукции (себестоимость);

- уровень рентабельности (отношение прибыли к себестоимости);

- доход организации (валовой, чистый);

- качество продукции (процент продукции, сданной с первого предъявления) и др.

 

Рассмотрим методы расчета основных показателей конечных результатов деятельности на примере производственной организации.

 

1. Выручка от реализации продукции, работ и услуг

Выручка от реализации продукции, работ и услуг - главный объемный показатель в рыночной экономике. В зависимости от разных отраслей экономики и методов бухгалтерского учета у показателя выручки есть несколько идентичных показателей.

 

 

Объем продаж продукции

Объем товарной продукции

Объем реализованной продукции

ВЫРУЧКА = Объем строительно-монтажных работ

Реализованная продукция

Объем товарооборота

Объем грузоперевозок

Объем реализованных услуг

 

В современной экономике выручка определяется как сумма денежных средств, полученных от реализации на рынке по сложившимся ценам продукции, товаров и услуг. В системе планирования и учета выручка рассчитывается по формуле

 

В = М + А + 3 + О + Н + П,

 

Где

В - выручка от реализации продукции, товаров и услуг, руб.;

М - стоимость материалов, сырья, полуфабрикатов, энергии, руб.;

А - амортизационные отчисления, руб.;

3 - заработная плата (основная, дополнительная, вознаграждения), руб.

О - обязательные отчисления от заработной платы (единый социальный налог плюс налог на доходы физических лиц), руб.;

Н - накладные расходы (арендная плата, почтово-телеграфные, командировочные и др.), руб.;

П - прибыль, руб.

 

2. Валовой доход

Валовой доход определяется как разница между выручкой и суммой материальных затрат и амортизационных отчислений. Многие руководители часто отождествляют этот показатель как с выручкой, так и с прибылью, что абсолютно не верно. Доход - это вновь созданная добавленная стоимость в отчетном периоде.

Доход рассчитывается по формуле:

 

Д= В - (М + 3) = 3 + О + Н + П,

где

Д - доход (валовой, общий, реализованный), полученный от продажи товаров, работ и услуг, руб.

3. Затраты

 

Затраты (себестоимость) - один из главных экономических показателей предприятия, показывающий, во что ему обходится производство продукции, товаров и услуг в рыночной экономике.

Различают полные затраты, которые равны выручке (3 = В), и прямые затраты, которые равны себестоимости (3п = С).

Также нужно помнить, что термин «издержки» идентичен затратам и себестоимости (без углубления в «тайны бухгалтерского учета»).

4. Прибыль

 

Прибыль - важнейший показатель организации в рыночной экономике, итог финансово-хозяйственной деятельности за определенный период. Различают прибыль плановую, балансовую, налогооблагаемую и чистую, остающуюся в распоряжении организации.

Прибыль, являющаяся важнейшим компонентом годового планирования организации, рассчитывается как разница между выручкой и себестоимостью по формуле

 

П = В - С или П = Ц - С,

Где

П - прибыль от реализации продукции, работ и услуг, руб.;

С - себестоимость (прямые затраты) реализации продукции, работ и услуг, руб.;

Ц - рыночная цена (стоимость) реализации продукции, работ и услуг, руб.

Первая и вторая формулы могут применяться как на этапе учета, так и на этапе планирования прибыли.

 

5. Качество продукции

 

Качество продукции (работ, труда, услуг) в рыночной экономике является наряду с ценой одним из важнейших конкурентных преимуществ организации.

Качество продукции рассчитывается как отношение качественной продукции определенной категории к общему объему выпущенной (товарной, реализованной) продукции по формулам

К1 = (Ок/ Ов) 100 или К2 = 1 - (Ок/ Ов),

где

К1, К2 - качество продукции, работ, услуг соответственно в процентах или долях;

Ок - объем реализации качественной продукции, нат. ед.;

Ов - объем выпущенной продукции, работ, услуг, нат. ед.

 

Метод расчета качества продукции как отношение бракованной продукции к общему объему выпуска:

В хозяйственной практике применяется также метод расчета качества продукции как отношение бракованной продукции к общему объему выпуска:

Кбр = (Об / Ов) 100

где

Кбр - процент брака, %;

Об - объем отбракованной ОТК продукции и полученных рекламаций от потребителей, нат. ед.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.