Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Министр П. И. БРИГАЦИН




ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

28 апреля 2003 г. № 177

В соответствиис п. 4.1 Протокола поручений Президента Рес­публики Беларусь А. Г. Лукашенко, данных при отчете Министра образования Бригадина П. И., от 17.01.2003 № 5 ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые критерии и показатели качества обучения и воспитания в учрежде­ниях, обеспечивающих получение общего среднего образования.

2. Главным управлениям общего среднего образования (В. К. Щербо), социальной и воспита­тельной работы (Г. А. Бутрим), Научно-методическому учреждению «Национальный институт обра­зования» (В. П. Пархоменко), Учреждению образования «Академия последипломного образова­ния» (О. И. Тавгень) подготовить методи­ческие рекомендации по практическому использованию крите­риев и показателей управлениями (отделами) образования облрайгорисполкомов (администра­ций), Комитетом по образованию Минского горисполкома, учреждениями, обеспечивающими по­лучение общего среднего образования.

Срок исполнения — до 1 марта 2004 г.

3. Начальникам управлений образования облисполкомов и председателю Комитета по образова­нию Минского горисполкома обеспечить:

систематическое проведение в учреждениях, обеспечивающих по­лучение общего среднего обра­зования, мониторинга качества обуче­ния и воспитания в соответствии с утвержденными крите­риями и показателями качества обучения и воспитания;

ежегодное рассмотрение на заседаниях коллегий (советов) управ­лений (отделов) образования облрайгорисполкомов (администра­ций), Комитета по образованию Минского горисполкома, педа­гогиче­ских советов, учреждений, обеспечивающих получение общего средне­го образования, ре­зультатов мониторинга качества обучения и вос­питания и принятие соответствующих мер по по­вышению эффек­тивности учебно-воспитательной работы.

4. Учреждению образования «Академия последипломного обра­зования», областным и Минскому городскому институтам повы­шения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования включить в учебные планы курсов повышения квалификации вопросы использования критериев и показателей оценки качества обучения и воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования.

5. Контроль за выполнением приказа возложить на заместите­лей Министра Т. Н. Ковалеву и К. С. Фарино.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Беларуси в основном создана и функционирует целостная система воспитания. Воспитание в конкретных учреждениях образования во мно­гом определяется воспитательной средой, тесно свя­занной с особенностью жизнедеятельности регионов.

Все преобразования и процессы, происходящие в любой системе, долж­ны быть целесообразны. Не является исключением и воспитательная сис­тема школы. При определении исходных положений для изучения ка­чества процесса воспитания мы исходим из целостности учебно-воспита­тельного процесса, где воспитание, обучение и развитие учащегося осу­ществляются в единой педагогической личностно-ориентированной систе­ме, в основу которой положен приоритет воспитания. При этом под воспи­танием мы понимаем организацию процесса развития личности.

В данной модели оценки качества воспитания составляющими опреде­лены: качество результатов воспитания, качество воспитательной системы учреждений образования и качество условий органи­зации воспитания. Критерием оценки качества результатов воспитания является уровень вос­питан­ности. Критерии воспитанности учащихся соответствуют гуманисти­ческой парадигме воспитания и идеям личностно-ориентированного под­хода, где в качестве главной цели школы понимается лич­ность ребенка. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, приня­тых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражаю­щуюся в его мировоззрении. Воспи­танность формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учреждении образования и т. д. Воспи­танность — это инте­гративная личностная характеристика, представляю­щая собой систему убеждений, ценностей, лич­ностных качеств и норм пове­дения человека, определяющая его отношение к себе, другим людям, пред­метам и явлениям окружающего мира.

1. При анализе эффективности процесса воспитания необходимо в пер­вую очередь выделить критерии качества воспитательной системы учреж­дения образования. Мы исходим из того, что воспитательная среда вклю­чает такие компоненты, как пространственно-пред­метное содержание, социальные отношения между различными субъектами воспитатель­ного процесса и связи между ними. Рассматривая учреждение образования как открытую систему, мы принимаем во внимание связь школьной воспита­тельной среды и воспита­тельного пространства, формируемого вокруг шко­лы, которое объединяет всех потенци­альных субъектов воспитания социу­ма и связи между ними и школьной воспитательной средой. Если исхо­дить из цели воспитания и рассматривать школу с точки зрения ее вос­пи­тательных возможностей, то интегративным критерием качества воспита­тельной сис­темы школы является ее способность обеспечить всем субъек­там воспитательного про­цесса возможности для интенсивного личностного саморазвития. Используя предостав­ленные школой возможности, соответст­вующие их потребностям и интересам, учащиеся тем самым мотиви­руются к проявлению активности, т. е. становятся реальными субъек­тами своего развития. Показателем высокого качества системы воспитания служит ее способность с учетом предоставляемых возможностей обеспечи­вать удовлетворение по­требностей всех субъектов процесса воспитания, создавая соответствующую мотивацию их активной деятельности. Критериями качества воспитательной системы школы явля­ются:

· педагогическое целеполагание и принципы эффективного функцио­нирования сис­темы;

· воспитательные отношения в процессе педагогического взаимо­действия;

· управление процессом воспитания;

· организационно-воспитательная деятельность;

· открытость воспитательной системы.

Качество условий организации воспитания определяется нормативным, методическим и ресурс­ным обеспечением воспитательного процесса.

Критерии качества воспитания конкретизируются в соответствующих, известных и привычных работникам образования показателях, каждый из которых может быть оценен.

Оценка показателей уровня воспитанности учащихся может быть вы­ражена следующими инди­каторами: 1. Показатель не обнаружен. 2. Пока­затель недостаточно выражен. 3. Показатель выра­жен, 4. Показатель ярко выражен.

Оценка показателей качества воспитательной системы учреждений образования и условий орга­низации воспитания может осуществляться по десятибалльной шкале.

  Оценка показателя   Количество баллов
  Информация не представлена  
  Неудовлетворительное состояние. Работа не ведется  
  Очень низкая оценка. Работа ведется недостаточно  
  Низкая оценка. Работа ведется на очень низком уровне. Очень много существен­ных недочетов  
Оценка показателя Количество баллов  
Удовлетворительная оценка. Существенные недостатки в работе      
Средняя оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки      
Средняя оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки не­существенны      
Хорошая оценка. Работа ведется на достаточно высоком уровне. Недостатки ма­лочисленны, несущественны и легко исправимы      
Достаточно высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым тре­бованиям      
Высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям      
Очень высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям. Реко­мендуется использовать опыт для распространения      
         

Для реализации на практике предложенной модели оценки качества воспитания необходимо также осуществить выбор методик, освоить инст­рументарий изучения качества воспитания. При этом могут использовать­ся: анкетирование педагогов, учащихся и их родителей, педагогическое и психолого-педагогическое тестирование, методы групповой и индиви­дуальной самооценки, наблю­дения, беседы, методики педагогической диаг­ностики и другой инструментарий.

Перечисленные методы позволят получить объективную информацию о состоянии воспитательной деятельности и результатах, оценить целесо­образность тех или иных действий, идей и принять не­обходимые решения.

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министерства образования

28.04.2003 №177

 

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Состав­ляющие ка­чества вос­питания Критерии   Показатели   Молодики изучения  
       
1. Качество результатов воспитания   1. Уровень воспитанности учащегося Мировоззрение     Принятие идеологии белорусского госу­дарства, культуры мира, сис­темы общечеловеческих ценностей. Устойчивость взгля­дов, убеждений, умение их отстаивать       Размышления, сочи­нения, беседы, опрос­ники, тесты, анкеты, наблюдения  
Патриотизм и гра­жданствен­ность   Уровень идейно-политического соз­нания. Уважение Конституции Рес­публики Бела­русь, законопослуша­ние. Чувство любви и гордости за свою Родину, готовность ее за­щи­щать. Участие в социально значимых проектах Наблюдения, ситуа­ции пове­денческого выбора, анкеты, тесты («Я-позиция», «Веер суждений»), опросники, со­чинения, ин­тервью  
Коллективизм   Участие в делах коллектива. Осозна­ние товарищеского долга. Способ­ность тру­диться для блага общества, коллектива, других людей   Методики диагности­ки сформированности коллек­тива, социометрия, анкеты («Наши отношения» и др.), оп­росники, наблюдения  
Трудолюбие   Добросовестное отношение к уче­нию, тру­ду, обязанностям. Участие в общественно полезном труде. Вла­дение основами эко­номики, эколо­гии, культуры труда. Спо­собность к саморазвитию и самореали­зации   Наблюдения, анкеты, опрос­ники для выяв­ления готовно­сти уча­щихся к выбору про­фессии, анализ уча­стия в творческой и трудовой дея­тельности
Нравственность   Гуманное отношение к окружаю­щемуми­ру. Проявление заботы о ве­теранах войны и труда. Сформиро­ванность нравственных качеств (со­вестливость, милосердие, поря­доч­ность и др.). Способность к саморе­гуля­ции, дисциплинированность. Социальная адаптированность, спо­собность противо­стоять негативным тенденциям. Отноше­ние к белорус­ской культуре. Умение ви­деть и це­нить прекрасное, искусство Наблюдения, квалиметриче­ские методи­ки (ситуация по­веден­ческого выбора, оценка поведения), интервью и са­моинтервью, те­сты (выбо­рочного ре­шения, ранжиро­вание, «Когда вижу, я...», «Размышляем о жиз­ненном опыте» и др.), методики изу­чения мотивов участия в дея­тельности  
Навыки здорового образа жизни   Отношение к своему здоровью как к цен­ности. Регулярные занятия физ­культурой и спортом. Опрятный внешний вид и пра­вильная осанка. Сформированность гигие­нических навыков и привычек. Владение принципами культуры питания. От­сутст­вие вредных привычек. Дина­мика физи­ческого развития и со­стояния здоровья   Наблюдения, беседы, анкеты, самооценка, опросники, ре­зультаты традиционного кон­т­роля, статистический меди­цицинский ана­лиз состояния здоровья учащихся  
  Готовность к се­мейной жизни   Усвоение культуры семейных отно­шений, тендерной культуры. Уваже­ние своей ро­дословной, традиций семьи. Чувство от­ветственности за свою семью. Уважение к старшим. Забота о младших   Беседы, игры, сочине­ния, тесты (графиче­ские мето­дики, рису­нок сюжетного со­дер­жания и др.), наблю­дения
2. Каче­ство вос­питатель­ной сис­темы уч­реждения образова­ния 1. Педагогическое целеполагание и принципы эффек­тивного функцио­нирования системы Соответствие целей и задач Концеп­ции и Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, потреб­ностям государства и общества, ориента­ции на развитие личности. Согласован­ность содер­жания, целей и задач на всех уровнях функционирования системы в учре­ждении. Эффективность инновацион­ных подходов. Исполь­зование современ­ных технологий воспитания. Присутствие духа идей­ности и патриотизма в учебном заве­дении   Анализ результатов контроля, анализ ре­зультатов деятельно­сти, беседы, ан­кеты, педагогический кон­си­лиум. Наблюдения, опрос­ники, анкеты, отношения, ме­тодики изучения отношений, тесты  
2. Воспита­тельные отношения в про­цессе педагогиче­ского взаимодейст­вия Гуманное творческое взаимодейст­вие участ­ников воспитательного процесса. Сформи­рованность кол­лектива учебного заведения. Удовле­творенность состоянием эмоцио­нально-психологических, деловых отноше­ний учащихся, педагогов, ро­дителей. Нравст­венно-психологиче­ский климат
  3. Управление процессом воспитания Наличие структуры, функционально от­ветственной за воспитательную работу. Профессиональная компе­тентность руко­водителей учрежде­ния образования. Сис­тема монито­ринга качества воспитания. Наличие аффективных механизмов сти­мули­рования творческой деятельности  
  4. Организационно-воспитательная деятельность Наличие системообразующего вида дея­тельности, общественно значи­мых тради­ций в коллективе. Участие в общественно полезных акциях. Системная организа­ция информаци­онной работы. Организа­ция работы музеев, клубов общественно-полити­ческой и гражданско-патриотической направленности. Организация круж­ковой и секционной работы. Уровень рабо­ты первичных организаций БРСМ и БРПО. Эффективность дея­тельности органов уче­нического са­моуправления. Организация куль­турно-массовых, спортивно-оздоро­ви­тельных и туристско-краеведче­ских меро­приятий. Организация и уровень культу­ры питания уча­щихся. Система работы учреждения по охране здоровья учащихся, со­блюдение санитарно-гигиенических пра­вил и норм. Эффективность про­филакти­ки преступности, правона­рушений, пьянст­ва, курения, нарко­мании. Состояние трав­матизма. Ор­ганизация общественно по­лезного труда. Профессиональная ориента­ция. Система посещения театров, му­зеев, библиотек, выставочных залов и др. Уча­стие в разнообразных видах деятельности в области природо­пользования и охраны окружающей среды. Деятельность социаль­но-пси­хологической службы в учебном за­ведении . Оргаядадцщя куАьту­рЕО-клссовы», спортавно-овдорош-тадьяых я туря­стско-хрбежщчкжмх нгсро-приятиЙ. Органиачиш в уро­вень культу­ры пи­тания учащихся. Систска работы учрвждеаид по ок­рым здоровья учащихся, оовлюд­тове с«икчрко-п1Гиеквч«скхх арб' •вл и норм. Эффтатвпйск-п. крофв­лаятя-ки престуазвосп», прввоня­рупйдяй, пьяис»-в&,журевхя, вдркоыввяа. Состоявие трви. МАУи­диа. Орглякзадвя офществевво по-хеаиого трудл- Профессноналмщя (фйнитц-щи. Система посяцевия те­атров, муэд^т), биВляотек, Ядставо­чаых алло» я ар. Уча­стке в радвдов­рданъгх вгдих яеятел^яоств • «бяястж природе польэо»ачн я и опрйны окружяхнцай среди. Дитель­ность соцялль-до-пввходотчедкой службы г учебно» адтедаиии    
    ви­тельных и туристско-крае­ведче­ских меро­приятий. Организа­ция и уровень культу­ры питания уча­щихся. Система работы учрежде­ния по охране здоровья учащихся, со­блюдение санитарно-гигиениче­ских пра­вил и норм. Эффективность про­филакти­ки преступности, право­на­рушений, пьянст­ва, курения, нар­ко­мании. Состояние трав­матизма. Ор­ганизация общественно по­лезного труда. Профессиональная ориента­ция. Система посещения театров, му­зеев, библиотек, выставочных залов и др. Уча­стие в разнообразных видах деятельности в области природо­пользования и охраны окружающей среды.  
  5, Открытость воспитательной системы Уровень взаимодействия с заинтере­сован­ными структурами, коллекти­вами, отдель­ными людьми в интере­сах воспитанника. Эффективность использования воспита­тельного про­странства социума, поддерж­ка по­лезных инициатив социума в воспи­тании детей. Оказание психолого-педаго­гической, социально-бытовой, юридической и другой помощи се­мье, воспитаннику, пе­дагогу  
3. Качество условий организа­ции воспитания 1. Нормативное и методическое обеспечение воспи­тательного про­цесса   Наличие концептуальных и про­грамм­ных документов, планов вос­питательной работы в учреждении образования. Нали­чие нормативной и методической базы по организации воспитательной работы и эффектив­ность ее использования   Анализ данных конт­роля, ан­кетирование, статистический ана­лиз данных, беседы, оп­росы, наблюдения, анализ результатов деятельности  
  2. Ресурсное обес­печение воспита­тельного про­цесса Обеспеченность кадрами воспита­тельной работы. Уровень профес­сиональной, психо­лого-педагогиче­ской подготовки педагогов. Эффек­тивность системы повышения ква­лификации кадров воспитательной рабо­ты и организация методической учебы. На­личие и эффективность ис­пользования ма­териально-техниче­ской базы воспитатель­ной работы (помещения для клубов, круж­ков, комнаты ученического самоуправле­ния, общественных организаций, спортза­лы, бассейны, компьютерные классы и т. д.). Обеспеченность тех­ническими средствами. Состояние библиотечного фонда. Условия орга­низации социально-психологической службы. Эффективность вложения финан­совых средств в воспитатель­ныйпроцесс    

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.