Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения. Для успешного овладения любой деятельностью не­обходимо определенное сочетание отдельных, частных способ­ностей




4.

3.

2.

Для успешного овладения любой деятельностью не­обходимо определенное сочетание отдельных, частных способ­ностей, образующих единство, качественно своеобразное целое, синтез, или, как говорят, ансамбль, способностей. В этом син­тезе отдельные способности (компоненты) обычно объединяются вокруг определенного, стержневого личностного образования, своего рода центральной способности.

Различают способности разного уровня — учебные и творчес­кие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением ЗУН. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. На­пример, способности к усвоению, изучению математики и твор­ческие математические способности.

Различают также общие умственные способности и специаль­ные способности.

Общие умственные способности — это способ­ности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требо­ваниям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. Например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание.

Специальные спо­собности — это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности — музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической и т. д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей. Например, в составе математических способностей большую роль играет математическая память (на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач); способность к логи­ческому мышлению в области количественных и пространствен­ных отношений; быстрое и широкое обобщение математического материала (способность увидеть общее); легкое и свободное переключение от одной умственной операции к другой; стремление рациональности рассуждений и решений и т. д.

Конструктивно-технические способности включают такие ком­поненты, как наблюдательность в области технических приспо­соблений; точность и живость пространственных представлений; комбина­торную способность (способность составлять из данных узлов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов); техническое мышление (способность понимать логику технических устройств).

Музыкальные способности составляют единство таких способ­ностей, как ладовое чувство, проявляющееся в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, музыкальная память, музы­кально-ритмическое чувство, способность точно определять высоту звука. Все эти частные способности группируются вокруг стержневой способности — музыкальности, под которой понимают способность человека воспринимать музыку как выражение неко­торого содержания (а не просто гармоническое сочетание зву­ков).

В основе литературных способностей лежат такие стержневые образования, как творческая активность и эстетическая позиция, объединяющие частные способности — наблюдательность, впе­чатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), на­личие ярких, наглядных образов памяти, творческое воображе­ние, а также эмоциональность, образность и выразительность языка.

К художественно-изобразительным способностям относится способность правильной оценки пропорций и светлотных отно­шений, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др.

Практически судить о способностях можно по совокупности следующих пока­зателей: 1) по быстрому продвижению (темпу продвижения) ученика в овладении соответствующей деятельностью; 2) по качественному уровню его достижений; 3) по сильной, дейст­венной и устойчивой склонности человека к занятиям этой дея­тельностью.

Способности тесно связаны с активным положитель­ным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, переходящей на высоком уров­не развития в страстную увлеченность, в жизненную потребность в этом виде деятельности.

Интересы проявляются в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях. Склонность — стремление выполнять соответствующую деятельность. Интересы и.склонности личности не всегда совпадают. Можно интересо­ваться музыкой и не иметь склонности к занятиям ею. Можно интересоваться спортом и оставаться только «болельщиком» и знатоком спорта, не делая даже утренней зарядки. Но у способных к определенной деятельности детей и взрослых инте­ресы и склонности, как правило, сочетаются.

Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целе­устремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значитель­ным достижениям.

Многие полагают, что способным людям все дается легко и просто, без особого труда. Это не так. Для развития способностей требуется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд.

Очень важны такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе. Эти качества рождают неудовлетворенность первыми результатами труда и желание сделать еще лучше, совершеннее.

Очень важна и такая черта характера, как скромность (во избежание зазнайства, самовосхищения и самолюбования, пренебрежения к окружающим).

Высокий уровень развития способностей называют талантом. Талант — это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней — с другой, боль­шого трудолюбия и настойчивости — с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства.

Высокая способность к конкретному виду деятельности - талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, - одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, - гениальность.

Образно говоря, талант – это попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность – попадание в цель, которую еще никто не видит.

 

Для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту дея­тельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструиро­вать, занимаясь с детским «Конструктором», пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу зна­чительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждый способен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за про­белов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента.

Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обла­дает возможностью развития и специальных способностей. «Бес­таланных» людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя.

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Для того чтобы деятельность положительно влия­ла на развитие способностей, она должна удовлетворять некото­рым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок дол­жен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятель­ности, тогда у него возникнет стремление по собственной ини­циативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересован­ность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формаль­ное, равнодушное и безразличное отношение к ней — необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на раз­витие способностей.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем деталь­ном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, что бы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его на­личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определивши­мися способностями.

Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой, работы: математические, технические, биологические, литературные, му­зыкальные, художественные, драматические кружки, в которые следует привлекать и младших школьников.

Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудо­ваны специальные помещения, где дети в свободное время зани­маются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами «конструкторов» и т. д. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности, всем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготовляют несложные изделия из дерева, картона, бумаги, пластилина, проявляя незаурядную смекалку, изобрета­тельность, творчество. На этих занятиях у ребят развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, скла­дываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настой­чивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприят­ные задатки и способности не дадут результата.

Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правиль­ное отношение к своим способностям, успехам и достижениям.

Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо по­нял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъ­являть им высокие требования. Наоборот, к нему предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.

1. Дайте определение способностей и поясните его.

2. Назовите общие условия формирования и развития способностей.

3. Что такое задатки и какова их роль в развитии способностей?

4. Какие виды способностей вы знаете?

5. Раскройте сущность одного из видов специальных способностей (в за­висимости от вашей специальности).

6. Какова роль интересов и склонностей в развитии способностей?

7. Покажите, в чем заключается связь развития способностей с трудолю­бием и настойчивостью человека.

8. В чем заключаются условия формирования способностей у школьников?

Практические задания

1. Внимательно понаблюдайте 2—3 учащихся, проявляющих способности к музыке, рисованию, технике, математике или литературному творчеству (вы­бирайте в зависимости от вашей специальности), и опишите проявления их спо­собностей. Проанализируйте не только процесс, но и результаты деятельности школьников (например, при оценке способностей к рисованию проанализируйте рисунки детей на свободную тему, обратив внимание на тематику, компози­цию, использование художественно-изобразительных средств: цвета, светлотных отношений, технику исполнения, правильную оценку пропорций, изображение деталей и т. д.; при оценке музыкальных способностей проанализируйте музыкальный слух, чувство ритма).

2.Понаблюдайте, какие средства и приемы использует руководитель кружка для развития способностей учащихся (кружок изберите в зависимости от вашей специальности).

3.Понаблюдайте в школе за учеником, которого учителя считают совсем не способным или малоспособным к учению. Выясните, почему он не прояв­ляет способностей. Наметьте педагогические мероприятия для развития этого ученика.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.