Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции речи




Психофизиология речевых процессов.

Решение арифметических задач Зрительно-пространственная деятельность

 

Рис.18. Функциональные объединения корковых зон при мыслительных операциях: Точками сверху вниз обозначены отведения от лобных, центральных, височных, теменных и затылочных областей коры обоих полушарии. В мыслительных операциях по-разному участвуют левое и правое полушария. В основе этих различий лежит специфика структурно-функ­циональной организации полуша­рий и связанные с этим способы обработки информации. В левом по­лушарии преобладает система более коротких межцентральных связей, и оно специализируется на последова­тельной поэтапной обработке инфор­мации. Правое полушарие, в котором преимущественно выражены более длинные связи, объединяющие пространственно разнесенные области, обрабатывает поступающую инфор­мацию одномоментно и целостно.

Это согласуется с описанной ролью левого полушария в логическом мыш­лении, выделении причинно-след­ственных отношений, требующих последовательно осуществляемых операций, а правого - в решении пространственных задач, осуществ­ляемых на основе одномоментного ох­вата объектов, расположенных в пространстве. Известно, что правое полушарие оперирует всем набором признаков, а левое выделяет наибо­лее существенные характеристики и легче улавливает различия объектов.

Отмечая определенную специали­зацию полушарий в мыслительных операциях и психических процес­сах, следует подчеркнуть, что оба полушария работают в тесном взаи­модействии, дополняя друг друга. Характер их участия и взаимодей­ствия зависит от конкретной задачи и реализуемой деятельности.

Речь - специфически человечес­кая функция, возникшая в процессе эволюции. Для ее обозначения и под­черкивания различий физиологи­ческих механизмов речи как формы общения с внешним миром от форм, имеющихся у животных, И.П. Пав­лов ввел понятие второй сигнальной системы, в отличие от первой сиг­нальной системы (восприятие непо­средственных признаков внешних стимулов), свойственной животным. Слово, хотя тоже является раздра­жителем, воспринимающимся через сенсорные системы, отличается тем, что в нем отражаются наиболее существенные свойства внешних объектов. Оно обеспечивает возмож­ность обобщенного и отвлеченного отражения действительности.

Выделяются коммуникативная, регулирующая и программирующая функции речи. Речь обеспечивает об­щение между людьми, служит для обмена информацией и побуждения к действию. Посредством слов че­ловек познает предметы и явления внешнего мира без непосредственно­го контакта с ними, устанавливает связи и отношения. Речь является основой процесса мышления. Среда, в которой развивается ребенок, опре­деляет формирование родного язы­ка. У человека имеются видоспецифические предпосылки языкового общения, они заложены в структуре мозга и артикуляционного речевого аппарата.

Регулирующая функция речи проявляется в сознательных формах психической деятельности. Речи принадлежит важная роль в развитии произвольного волевого поведения. От внешней регуляции поведения, обеспечиваемой коммуникативной функцией речи, ребенок в процессе развития приобретает возможность преобразовывать внешние речевые сигналы - приказы во внутреннюю речь (процесс интериоризации). С помощью внутренней речи человек сам может регулировать свое поведе­ние. Она же является и средством мышления.

Программирующая функция речи состоит в формулировании программ различных действии и поведения на основе внутренней речи. В собствен­но речевой (вербальной) деятельнос­ти это проявляется в программиро­вании и грамматическом построении развернутого речевого высказывания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.